// Промышленная энергетика. – 2007. – № 2.– С. 2–8.
РЕФОРМА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Кудрин Б. И., доктор техн. наук
Московский
энергетический институт (технический университет)
В последнее время при обсуждении проблем
электроэнергетики на самом высоком уровне стали говорить о приоритете потребителя.
Выступая в октябре 2006 г. на Всероссийском совещании руководителей энергокомпаний, посвященном подготовке к осенне-зимнему периоду,
А. Чубайс отметил роль потребителя: "... мы – для потребителя, а не
наоборот. Только для него мы, собственно, существуем... Любые наши действия ни
в коем случае не должны ухудшить ситуацию для потребителя". Однако в
действительности все не совсем так. Проанализируем это на примерах технологического
присоединения, заключения договорных отношений, обеспечения надежности
электроснабжения, ожидаемого возврата оплаты за реактивную мощность.
Стратегия развития электроэнергетики по-прежнему
опирается на многолетней давности убеждение, что концентрации мощностей
принадлежит будущее [1], что концепция плана ГОЭЛРО [2] в своей основе пригодна для любого этапа развития страны и не следует рассредоточивать
генерирующие мощности и сокращать разветвленность низковольтных сетей глубинки
[3,4]. В постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2004
г. №861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по
передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного
доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора
торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического
присоединения энергопринимающих устройств
(энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим
сетям" (опубликовано 19.01.05) декларируется защита прав потребителей
электрической энергии в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального
закона "Об электроэнергетике" (ФЗ-35). Но в постановлении нет даже попытки классифицировать потребителей [4,5], а без
этого сложно уравновесить их интересы и интересы субъектов электроэнергетики.
Мероприятия по технологическому присоединению
включают в себя: а) разработку схемы электроснабжения; б) технический осмотр
(обследование) присоединяемых энергопринимающих
устройств; в) подготовку и выдачу технических условий; г) выполнение технических
условий; д) фактические действия по присоединению и
обеспечению работы энергопринимающего устройства; е)
проверку выполнения технических условий и составление акта о технологическом
присоединении. Следует обратить внимание на то, что мероприятия по п.
"г" должны осуществляться как потребителем, чье энергопринимающее
устройство присоединяется, так и сетевой организацией.
Технические условия, являющиеся неотъемлемой частью
договора, прежде всего, должны содержать:
схемы выдачи или приема мощности с указанием точек
присоединения к электрической сети (линий электропередачи или базовых подстанций);
обоснованные требования к усилению существующей
электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (включая
строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения
проводов и кабелей, повышение мощности трансформаторов, расширение
распределительных устройств, установку компенсирующих устройств
для обеспечения качества электроэнергии).
Что касается разработки схемы электроснабжения, то
здесь возникает существенное разногласие в понимании прав потребителя [6,7].
Дело в том, что схем – две. Первую схему (до границы раздела "потребитель –энергоснабжающая организация") потребитель разработать
не может, поскольку она не относится к его хозяйству. Это должна сделать
сертифицированная проектная организация субъекта электроэнергетики. Вторую
схему (вниз от границы раздела), охватывающую все уровни электроснабжения:
вводное устройство (щит) низкого напряжения – 2УР, трансформаторы 10(6)/0,4кВ –
ЗУР, подстанции 6–10 кВ, ГПП 35–220 кВ, безусловно, должен выполнять
потребитель. Но почему он, нарушая Гражданский кодекс РФ, должен разрабатывать
проект внешнего электроснабжения, оплачивать строительство генерирующих
мощностей, сетей и подстанций (вновь сооружаемых и реконструируемых)? Например, в Москве всем, кто с 01.10.2006 г. соберется что-либо
построить, придется дополнительно в среднем выплачивать за 1 кВт от 39 до 45
тыс. руб. Такой подход нанесет удар по жилищно-коммунальному хозяйству и малому
бизнесу, особенно в глубинке России, где сейчас почти 20 млн. человек не имеют
надежного электроснабжения, а иногда и вообще никакого.
В сентябре 2006 г. вышли в свет "Правила
функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период
реформирования электроэнергетики" (утверждены постановлением
Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530)* , в которых сформулирована
главная цель: "обеспечение устойчивого функционирования электроэнергетики,
качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией".
В очередной раз провозглашены равноправие и взаимная выгода отношений
потребителей и субъектов электроэнергетики. Правилами даны определения
терминов: "покупатели электрической энергии", "производитель
(поставщик) электрической энергии", "субъекты розничных
рынков", "точка поставки на розничном рынке". Таким образом, юридически определены шестой уровень (6УР) системы
электроснабжения, или граница раздела "предприятие - энергосистема"
(здесь электроэнергия в явном виде представляется как товар), а также место в
электрической сети на границе балансовой принадлежности энергопринимающих
устройств (ЭУ) покупателя электроэнергии (либо лица, в чьих интересах
совершается покупка или продажа электроэнергии), которое является "местом
исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию
услуг...".
В определение "производитель (поставщик)
электрической энергии" включены не только владельцы генерирующих
объектов, но и юридические лица, являющиеся собственниками электрической
энергии (мощности) или обладающие правом осуществлять ее продажу. Такое
утверждение материализует электроэнергию, ставя ее в один ряд, например, с
дровами (применительно к электроплавке или электроотоплению).
Термин "энергоснабжающая организация" подразумевает
субъект розничного рынка, совмещающий продажу потребителям произведенной или
купленной электроэнергии с деятельностью по ее передаче. Этим фактически
признается, что не всегда можно разделить конкурентные (производство и сбыт) и
монопольные (услуги по передаче электроэнергии и оперативно-диспетчерскому
управлению) виды деятельности (как того требуют принципы реформирования
электроэнергетики), а также то, что они могут находиться в одних руках.
Неоднозначность видов деятельности — это ценологическое
свойство, что требует учитывать ограничения, накладываемые на электроэнергетику
и на электрику постулатами
третьей научной картины мира.
В Правилах указаны субъекты розничных рынков:
потребители электрической энергии; гарантирующие поставщики; энергосбытовые
организации; энергоснабжающие организации; исполнители коммунальных услуг;
сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого
хозяйства; производители (поставщики) электрической энергии, продажа которой не
осуществляется на оптовом рынке; системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского
управления в технологически изолированных территориальных
электроэнергетических системах. При этом потребители поставлены на первое место.
Гарантирующий поставщик (ГП) в соответствии с
Федеральным законом "Об электроэнергетике" должен быть в каждом
регионе, на него возложено обеспечение электроснабжения потребителей в
условиях реформирования. Это — коммерческая организация, обязанная заключить
договор купли-продажи электроэнергии с любым обратившимся к нему потребителем. ГП
осуществляет поставку электроэнергии покупателям на территории своей зоны
деятельности по публичным договорам, т. е. в соответствии со статьей
426 Гражданского кодекса РФ он обязан заключить такой договор с потребителем.
В случае отказа потребитель вправе обратиться в суд. Другие энергосбытовые и
энергоснабжающие организации, действующие на той же территории, свободны в
заключении договоров, т. е. потребитель не вправе
настаивать на этом. ГП может отказаться от заключения договора при отсутствии
технологического присоединения соответствующих ЭУ к электрическим сетям (в
установленном порядке) или при нахождении точек поставки на розничном рынке
вне зоны деятельности ГП. Об отказе он обязан уведомить заявителя в письменной
форме в пятидневный срок со дня обращения (с указанием причин). Если
потребитель не получил ответа, он имеет право обратиться в суд.
Такой порядок регулируют "Правила технологического
присоединения энергопринимающих устройств
(энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям"
(утверждены постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861). В
соответствии с п. 15 этого документа техническая возможность присоединения
отсутствует при наличии в сетевом узле ограничений на присоединяемую мощность
(они возникают, если полное использование мощности всех ранее присоединенных
потребителей может привести к перегрузке оборудования сетевой организации).
Таким образом, вопросы введения ограничений по мощности решаются в основном на
этапе технологического присоединения, а не заключения договора с ГП.
Потребитель по желанию может заключить с ГП договор
энергоснабжения или договор купли-продажи (поставки) электроэнергии, различающиеся
обязанностями поставщика. В первом случае ГП должен осуществлять продажу
потребителю электроэнергии и оказывать услуги по ее передаче, а также другие
услуги, связанные с электроснабжением (самостоятельно или с привлечением
третьих лиц). При этом в его функции входит урегулирование всех отношений (по
передаче электроэнергии и оперативно-диспетчерскому управлению) с
соответствующими субъектами электроэнергетики или собственниками
электросетевых объектов. Покупатель обязан оплачивать приобретаемую
электроэнергию и оказанные услуги. Такая форма взаимоотношений близка существовавшим
до реформирования электроэнергетики и наиболее понятна и удобна большинству
потребителей, хотя чаще всего менее выгодна экономически.
Во втором случае ГП обязуется лишь отпустить
(поставить) электроэнергию покупателю, а тот должен ее оплатить. Урегулирование
отношений с другими организациями, связанных с оперативно-диспетчерским управлением
и передачей электроэнергии, входит в функции потребителя.
Таким образом, потребитель имеет возможность выбрать
наиболее удобную и выгодную для него форму договора и заключить его с ГП или с
другой энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией. Договор оформляется в
письменной форме (за исключением договора с потребителем-гражданином) и
считается заключенным по факту оплаты электроэнергии. В договоре энергоснабжения
(договоре купли-продажи электрической энергии) помимо других условий должны
быть определены:
порядок согласования договорного объема потребления электрической
энергии;
порядок компенсации стоимости
отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного;
дата и время начала исполнения обязательств по договору
каждой из сторон;
срок исполнения покупателем обязательства по оплате
электрической энергии (срок платежа).
Правилами установлено, что покупатель должен заявить
ГП договорный объем потребления электрической энергии (мощности) с помесячной
детализацией не позднее, чем за 2 мес. до начала очередного периода регулирования
тарифов. Стоимость отклонений фактического потребления от договорного
покупатель компенсирует в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным
органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Потребители, чья присоединенная мощность превышает
750 кВА (в единых границах балансовой
принадлежности), или обслуживающие их энергосбытовые организации должны в
определенном договором порядке уведомлять ГП о договорных почасовых объемах
потребления электроэнергии и компенсировать стоимость отклонений от них
фактических объемов потребления. Таким образом, для потребителей становятся крайне
актуальными вопросы прогнозирования объемов электропотребления в различных временных интервалах, что, по существу, требует (для
крупных и средних потребителей) создания специальных служб.
В договоре потребителя с ГП должно предусматриваться
его право перейти на обслуживание к другой энергосбытовой организации,
которая также обязана урегулировать отношения по купле-продаже электроэнергии с
ГП. В Правилах указано: "... лицо, реализующее право перехода на
обслуживание к энергосбытовой организации, несет риск выбора
недобросовестного поставщика электрической энергии и отвечает перед
третьими лицами за убытки, возникшие у них в связи с таким выбором...".
Поэтому ему необходимо удостовериться, есть ли у энергосбытовой организации право
на распоряжение электрической энергией, которое подтверждается, в частности,
наличием у нее заключенных договоров, обеспечивающих приобретение
электроэнергии на оптовом, розничном рынках или у другой энергосбытовой
организации (гарантирующего поставщика). Потребитель вправе требовать такие
документы у энергосбытовой организации или обратиться к сетевой организации,
которая запросит эти сведения у администратора
торговой системы оптового рынка либо у ГП.
При отсутствии у энергосбытовой организации права на
распоряжение электроэнергией покупатель несет ответственность за ее потребление
без заключения договора. Сетевая организация, к которой присоединен такой потребитель,
обязана уведомить его об этом и потребовать заключить договор с ГП или с другой
энергосбытовой организацией, а также оплатить фактический объем потребления
электроэнергии за соответствующий период. Таким образом, Правила препятствуют
появлению на розничных рынках недобросовестных энергосбытовых
организаций, что, в принципе, возможно в сложных условиях переходного периода.
Отметим очень важное для потребителя обстоятельство,
касающееся надежности электроснабжения. В Правилах используется понятие "категория
надежности", но без ссылки на ПУЭ. Категория надежности устанавливается
в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии или в договоре
энергоснабжения, и сюда же должны быть включены обязательства по ее обеспечению,
в том числе допустимое число часов отключения в год и срок
восстановления энергоснабжения. Категорийность
снабжения потребителя электроэнергией в Правилах (п.113) определяется
следующим образом:
"Первой категорией надежности предусматривается необходимость
обеспечения беспрерывного режима работы энергопринимающих
устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь
угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный
материальный ущерб. Условиями второй категории надежности
предусматривается необходимость обеспечения надежного функционирования энергопринимающих устройств, перерыв снабжения
электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям
технологических процессов производства. Энергоснабжение потребителей, не
отнесенных к первой или второй категориям надежности, осуществляется по третьей
категории надежности.
Для первой и второй категорий надежности допустимое
число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения
определяются сторонами в зависимости от конкретных параметров схемы
электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей
технологического процесса потребителя, но не могут быть более соответствующих
величин, предусмотренных для третьей категории надежности. Для третьей
категории допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не
более 24 часов подряд, включая срок восстановления энергоснабжения, за
исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные
сроки, согласованные с федеральным органом исполнительной власти по государственному
энергетическому надзору".
В этом же пункте Правил отмечено, что если условием
договора о первой или второй категории надежности предусмотрено наличие резервного
источника электроснабжения, он устанавливается
потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию
при отключении или введении ограничения потребления электроэнергии. В случае
невыполнения потребителем указанного требования резервный источник устанавливается и обслуживается сетевой организацией, но за
счет соответствующего потребителя, а при внерегламентных отключениях электроэнергии
до установки такого источника сетевая организация не несет ответственности за
нарушение условия договора о категории надежности. Таким образом, обеспечение
условий надежности по первой или второй категории фактически возложено на
потребителя.
В случаях ограничения режима потребления
электроэнергии сверх сроков, определенных категорией надежности снабжения
(согласованной в договоре), и нарушения установленного порядка этого
ограничения, а также при отклонениях показателей качества электроэнергии
больше значений, установленных техническими регламентами и иными обязательными
требованиями, лица, не исполнившие обязательства, несут ответственность,
предусмотренную законодательством РФ и договорами. Следовательно, в договор
желательно включить условия о введении штрафных санкций (неустойках) при
нарушении этих положений. Здесь может применяться статья 547 ГК РФ.
Для потребителя данные решения крайне важны, хотя и
негативны. Дело в том, что они еще больше освобождают субъектов электроэнергетики
от ответственности за перерывы и сбои в электроснабжении из-за провалов
напряжения. В главе 1.2 ПУЭ всех изданий, предшествовавших седьмому,
независимый источник питания определялся как источник, на котором сохраняется
напряжение при исчезновении его на других источниках. В этом понятии не
указывалось на необходимость сохранения напряжения в регламентированных
пределах при кратковременных возмущениях. Но у потребителя был повод
обосновывать свои претензии, связанные с кратковременными перерывами питания.
Он считал, что поскольку в ПУЭ указано, что напряжение на независимом
источнике питания должно сохраняться при его исчезновении на
другом, то это сохраняемое напряжение не должно нарушать
работу всех электроприемников, т. е. полагал, что в этом случае энергосистема
не обеспечила наличия двух независимых источников. Поэтому в седьмом издании
ПУЭ §1.2.10 был принят в следующей редакции: "независимый источник питания
– источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в
регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания". Тем самым
подчеркивается, что на аварийные режимы понятие независимых источников питания
не распространяется. Требования ПУЭ о числе независимых источников питания
сохраняются, но к проблеме защиты потребителей от воздействия кратковременных
возмущений отношения не имеют. Выполнение этих требований не гарантирует
бесперебойного электроснабжения потребителя. Постановление № 530 в еще большей
степени усугубляет положение, делая расплывчатым понятие надежности электроснабжения.
Обратим внимание на крайне затратный
для потребителя дополнительный п. 14, где, в частности, говорится:
"Потребители услуг – покупатели электрической энергии должны соблюдать
значения соотношения потребления активной и реактивной мощности, определенные
в договоре в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере
топливно-энергетического комплекса... По факту выявления сетевой организацией
на основании показаний приборов учета нарушений значений
соотношения потребления активной и реактивной мощности составляется акт,
который направляется потребителю услуг. Потребитель услуг в течение 10
рабочих дней с даты получения акта письменно
уведомляет о сроке, в течение которого он обеспечит соблюдение установленных
характеристик путем самостоятельной установки устройств, обеспечивающих
регулирование реактивной мощности, или о невозможности выполнить указанное
требование и согласии на применение повышающего коэффициента к стоимости услуг
по передаче электрической энергии". Таким образом, после принятия соответствующих
нормативных документов от потребителя вновь потребуется компенсировать
реактивную мощность для снижения потерь в не принадлежащих ему электрических сетях.
Поясним это, имея в виду, что участвующие в
обсуждении данного вопроса неспециалисты [8], хотя и стоящие на позициях потребителя
и даже пытающиеся защитить его, убеждены, что потребитель потребляет реактивную
энергию из сети [9]. Фактически же еще в начале прошлого века
было доказано, что при постоянной индуктивности L и сопротивлении
r =
0 в цепи переменного тока i=Imsin ωt (где Iт – амплитудное значение
тока), т.е. при отсутствии потерь в катушке происходит лишь периодический
переход энергии извне к катушке (от энергосистемы к потребителю) и обратно (от потребителя
к энергосистеме). Следовательно, средняя мощность (при φ = π/2 = 90°)
P=UIcos 90° = 0,
где U
и I –
эффективные значения напряжения и тока; φ – угол
(фаза) отставания тока от напряжения.
Реактивная энергия Q =
LIm2/2.
Промежутки времени, в течение которых
энергия извне передается индуктивной катушке, чередуются с такими же
промежутками, когда она возвращается обратно, при этом ток возрастает от 0 до
своего максимального значения за четверть периода Т. Реактивная мощность
представляет собой произведение реактивной слагающей напряжения (проекции
вектора напряжения на направление, перпендикулярное направлению вектора тока)
и тока: Q= U sin φ I.
Таким образом, процессы намагничивания с накоплением
энергии и размагничивания с ее отдачей чередуются. Каждую четверть периода
потребитель потребляет реактивную энергию от энергосистемы, а в следующую
четверть – возвращает ее энергосистеме. За что он должен платить, если не
расходует реактивную мощность?
Еще в 30-х годах прошлого столетия было рассчитано,
что увеличение cos φ, например, с 0,6 до
0,9 позволяет снизить мощность подстанций на 14 % и уменьшить их число на 26
%. Поэтому децентрализованная установка конденсаторов на стороне высокого
напряжения – всегда наивыгоднейшее экономическое
решение.
В то время считалось допустимым для промышленных
предприятий работать на границе раздела 6 УР с cos φ =
0,85, учитывая, что установившиеся режимы синхронных генераторов локальных
энергосистем устойчивы. За превышение этого значения полагалась скидка с
тарифа, за снижение – надбавка. Был период, когда предприятие не поощряли и не
наказывали, если его соs φ
находился в пределах 0,92–0,95 при питании от сетевых районных подстанций, и
давали возможность работать с cos φ =
0,85 при питании на генераторном напряжении с шин ТЭЦ (ГРЭС).
Компенсирующее оборудование (статические
конденсаторы, синхронные компенсаторы и др.) устанавливали на предприятиях
только с разрешения энергосистемы. Если она запрещала установку (что определялось
режимом работы узла нагрузки), а коэффициент мощности электроустановок
предприятий не достигал 0,85, то предприятие освобождалось от надбавки. Особая
нормируемая льгота назначалась в том случае, если предприятие с разрешения
энергосистемы повышало средневзвешенный коэффициент мощности с помощью
синхронных компенсаторов (используя генераторы промышленных электростанций или
синхронизацию асинхронных двигателей).
При определении cos φ на
6 УР следует учитывать, что у двухполюсных отечественных турбогенераторов при
номинальном напряжении номинальный коэффициент мощности составляет 0,8–0,9 (у
широко распространенных на промышленных ТЭЦ генераторов серий ТВ и ТВФ
номинальной мощностью от 30 до 60 МВт он равен 0,8, у генераторов 100÷500
МВт – 0,85 и лишь у костромского генератора 1200 МВт – 0,9). Следовательно, работа синхронных
генераторов на потребителя с коэффициентом мощности 0,8–0,9 не является
чрезвычайной, переход же от непрерывного управления режимом ЕЭС к дискретному
дает возможность по-иному рассматривать вопрос компенсации. Расчеты,
проводимые самими промышленными предприятиями, показывают, что cos φ у
генераторов должен быть на уровне 0,88 (tg φ =
0,55), но не выше 0,90. Энергосистема, заведомо зная, что предприятие не
уложится в задаваемый cos φ =
0,95 (tg φ = 0,4), получает возможность штрафовать его за недокомпенсацию и отключать у него компенсирующие
устройства в те или иные периоды при снижении активной мощности или повышении напряжения
на подстанции.
Запишем балансовые уравнения компенсации реактивной мощности:
ΣPr
= ΣPн + ΣΔP +
Pрез;
ΣQr
+ ΣQк.у + ΣQв.л = ΣQн + ΣΔQ +
Qрез,
где ΣPr, ΣQr –
суммарные активная и реактивная нагрузки генераторов электростанций; ΣPн, ΣQн –
суммарные потребляемые активная и реактивная мощности; ΣΔP, ΣΔQ
– суммарные потери активной и реактивной
мощности; ΣQк.у – суммарная мощность компенсирующих устройств; ΣQв.л – реактивная мощность, генерируемая воздушными
линиями напряжением ПО кВ и выше; Ррез, Qрез –
резерв активной и реактивной мощностей.
Руководствуясь балансом, не потребует ли
исполнительная власть возвращения в нормативные документы требований об оснащении
электрических сетей компенсирующими устройствами до 0,6 квар/кВт
и сохранится ли в целом оснащенность 0,2–0,3 квар/кВт?
Итак, можно констатировать, что введение платы за
реактивную мощность практически означает следующее:
потребители будут платить за электроэнергию второй
раз, так как в тарифе уже учтены потери и, следовательно, затраты, связанные с
передачей электрической энергии;
субъекты электроэнергетики (ОАО
"ФСК ЕЭС") будут настаивать на заданном значении коэффициента
мощности (или tg φ) на границе раздела "предприятие –
энергоснабжающая организация", поэтому в очередной раз попытаются
возложить на потребителя выполнение услуг по обеспечению эффективности своей
работы, при этом от установки потребителем компенсационных устройств на границе
раздела потери в его сетях не снизятся;
величина компенсации будет определяться по условиям,
экономически выгодным энергосистеме (исходя, по существу, из реанимированного
понятия "народно-хозяйственный эффект"), и в этом случае весь эффект
от управления реактивной мощностью получат субъекты энергетики;
в отдельных случаях энергосистема будет настаивать на
отключении компенсационных устройств у потребителя, ссылаясь на повышение
напряжения из-за перекомпенсации. Следовательно, у
потребителя возникнут затраты на регулирование реактивной мощности, что приведет
к увеличению его эксплуатационных затрат.
Таким образом, сложилась устойчивая тенденция возлагать
затраты, связанные с расширением собственности субъекта электроэнергетики, на
потребителя. В конечном счете это сдерживает рост
промышленного производства, и прежде всего малого бизнеса, вызываете
определенное социальное напряжение, в принципе исключает возможность надежно
электрифицировать всю Россию, включая глубинку.
Список
литературы
1. Гуревич П. Основные
вопросы электрической политики в послевоенную эпоху в России. – Электричество,
1913, № 1.
2. Кржижановский
Г. Об электрификации (Речь на 8-м Съезде Советов). – М.: ГИЗ, 1921.
3. Кудрин Б.
И. План ГОЭЛРО и развитие топливно-энергетического комплекса страны. –
Промышленная энергетика, 1992, № 12.
4. Кудрин Б. И. О
Государственном плане рыночной электрификации России (ГОРЭЛ). – М.: Изд-во ин-та народно-хоз. прогнозир. РАН, 2005.
5. Кудрин Б.
И. О технологическом присоединении к электрическим сетям. – Электрика,
2002, № 4.
6. Кудрин Б.
И. К вопросу о Правилах доступа потребителей электрической энергии к
услугам субъектов электроэнергетики. – Электрика, 2005, № 6.
7. Кудрин Б.
И. О пакете новых нормативных документов, заменяющих Правила
пользования электрической и тепловой энергией. – Промышленная энергетика,
2005, № 8, 9.
8. Иванов М. Энергетический
гамбит. – Российская газета, 2006 г., 2 декабря.
9. Кудрин Б.
И. История компенсации реактивной мощности. Комментарий
главного редактора. – Электрика, 2001, №6.
* Официальный текст опубликован в Российской газете 8.09.2006
г.