Б.И.Кудрин

 

 

 

 

 

 

 

К вопросу о Правилах доступа потребителей электрической энергии к услугам

субъектов электроэнергетики

 

К выходу Постановления Правительства РФ

от 27.12.2004 г. № 861

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2005

Кудрин Б.И. К вопросу о Правилах доступа потребителей электрической энергии к услугам субъектов энергетики. К выходу Постановления Правительства РФ № 861. М.: Технетика, 2005. 26 с.

 

В брошюре на основе рассмотрения и цитирования фрагментов из Постановления Правительства РФ № 861 предложен комментарий главного редактора журнала «Электрика» по многочисленным пунктам, подтверждающим коренное расхождение в видении взаимоотношений субъекта электроэнергетики и покупателя услуг – потребителя электрической энергии.

Для широкого круга менеджмента, инженеров-электриков, научных и вузовских работников.

 

 

 

© Б.И.Кудрин, 2005

© Технетика: оформление, 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К вопросу о Правилах доступа потребителей электрической энергии

к услугам субъектов энергетики

К выходу Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861

Борис Иванович Кудрин

---------------------------------------

Отв. за выпуск Петрова Г.А.

Подписано к печати 21 марта 2005 г.   Заказ 11

Формат 60х84 1/116      Печ. л. 1,8      Усл.-печ. л. 2.3

Тираж 100 экз.         Цена договорная

----------------------------

Издательство Технетика, 117218, а/я 27

 

 

 

 

 

 

Реализация процесса реструктуризации всё ещё порождает неоднозначную оценку, хотя, по-видимому, с необходимостью и неизбежностью реформы как таковой согласилось большинство российских специалистов-энергетиков. Европейская Экономическая Комиссия ООН, анализируя мировой опыт развития электроэнергетики, сделала вывод (ноябрь 2002 г.), что «возможные последствия либерализации рынка для энергетической безопасности пока ещё являются неопределёнными и труднопрогнозируемыми. Некоторые формирующиеся тенденции вызывают беспокойство или, по крайней мере, заслуживают внимательного изучения... Характер функционирования энергетических рынков далёк от тех моделей конкуренции, которые описаны в учебниках..., поэтому либерализация рынков вряд ли позволит полностью решить эти проблемы и может на практике лишь усугубить некоторые из них».

В конечном счёте, успех реструктуризации, действенность федеральных законов от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»» (далее по тексту ФЗ-35 и ФЗ-36) определятся способностью субъектов электроэнергетики обеспечить качественное и надёжное электроснабжение любого (каждого) лица, использующего электрическую энергию для собственных нужд при её доставке до границы раздела «энергоснабжающая организация–потребитель» (обозначаемой как шестой уровень 6УР системы электроснабжения [1] собственно потребителя). В России около 45 млн таких юридических и физических лиц, электрически качественно различающихся по способу присоединения к сетям электроснабжающей организации, что, в свою очередь, неоднозначно связано с величиной расчётной (потребляемой) мощности (электрической энергии). И все эти потребители-абоненты заинтересованы в своевременном, качественном, выверенном директивном и ином документально-информационном обеспечении хода реформ, лишь рамочно обозначенном законами ФЗ-35 и ФЗ-36.

Оставаясь в максимальной степени на позиции потребителя, рассмотрим тексты давно ожидавшихся документов, которые концептуально и в прикладном плане заменяют одиозные (для потребителя) Правила пользования электрической и тепловой энергией [2], ряд последующих редакций и проектов, в том числе и Правила 1996 г., которые не были утверждены из-за возражений Минюста РФ, указавшего на несогласованность Правил с Гражданским кодексом РФ. Возражали и все промышленные министерства (департаменты). Чёрная металлургия, в частности, обращала внимание, что энергосистемы сохраняют право включать в технические условия на присоединение затраты (не предоставляя потребителю-заявителю их обоснования) на строительство в собственность электроэнергетике генерирующих мощностей, на сооружение (реконструкцию) энергосистемных подстанций и сетей (выше 6УР), на режимы компен-

сации реактивной энергии. Налицо и диктат в отношении заводских блок-станций ТЭЦ.

Итак, речь пойдёт о Постановлении Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям», опубликованном 19 января 2005 г. (далее Постановление 861) и вступившем в силу с момента подписания. Постановление выпущено в целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» ФЗ-35. Для ознакомления широкого круга электриков-эксплуатационников, научно-технической и вузовской общественности, процитируем фрагменты Правил в объёме, необходимом, на наш взгляд, для отражения особых интересов потребителей электрической энергии

Рассмотрение пакета наглядно показывает особенность российской действительности, заключающуюся в пренебрежении законодательной установкой и практикой развитых стран: потребитель всегда прав. Голоса потребителей электроэнергии в России не консолидированы: единица же, по Маяковскому вздор, единица ноль. Это, собственно, демонстрировали десятилетиями и энергосистемы, навязывая технические условия на присоединение, и Минэнерго СССР в целом, давая, с точки зрения ценологической теории, невыполнимое обязательство дойти до каждого станка, коровника, розетки [3, 4], подкрепляемое, однако, решениями съездов, 70-летней практикой монополизации энергетики, которая «проглядела» особенности построения и функционирования электрического хозяйства (электрики) всех шести (6УР1УР) уровней системы электроснабжения потребителя. Игнорирование (точнее – непонимание, незнание) того очевидного, что собой представляют энергетические комплексы потребителя, электрика сегодняшнего потребителя – от крупного предприятия [5] до отдельной квартиры [6] – с неизбежностью ведёт к разночтениям, к возможным злоупотреблениям. Беда для Энергетического будущего России, если каждый субъект электроэнергетики и впредь будет господином над потребителем. Тем более что сейчас их стало трое: сети, диспетчер, администратор. Неуважение к пользователям электрической энергии особенно наглядно на примере миноритарных потребителей, которых в России порядка 90 % от общего числа потребителей-объектов. Их голоса не учтены, хотя, например, законодательством об акционерных обществах предусмотрены и постоянно ужесточаются нормы по защите прав миноритарных акционеров.

Обратимся к статьям, которые входят в систему государственного регулирования и контроля в электроэнергетике (гл. 5 ФЗ-35). Основные принципы, изложенные в ст. 20, в части, касающейся потребителя, предусматривают:

достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии1;

обеспечение доступности электрической и тепловой энергии для потребителей и защита их прав;

обеспечение социальной защиты граждан Российской Федерации от необоснованного повышения цен (тарифов)2;

развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики;

обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы оптового рынка;

сохранение элементов государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции;

обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации3 о функционировании оптового и розничных рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики.

Общность принципов налицо, но охватывают ли они всё (от «розетки до АЭС») или обязательны только для субъектов электроэнергетики, которые определены ФЗ-35 как лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии4. Очевидно, что потребители электрической и тепловой энергии – лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд – не являются субъектами электроэнергетики. Факт единства генерации и потребления электрической энергии при расслоении объектов по физическим, экономическим, юридическим показателям (критериям) порождает необходимость Закона о потребителе электрической энергии [7]. В связи с этим отметим, что в ФЗ-35 также явно некоторое ценологическое расслоение5: выделены потребители с управляемой нагрузкой, которые в силу режимов работы влияют на качество, надёжность и «оказывают в связи с этим на возмездной договорной основе услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций».

Законом «Об электроэнергетике» определены важные для потребителя понятия:

объекты электросетевого хозяйства линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;

энергосбытовые организации организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведённой или приобретённой электрической энергии;

________________________________________________________________

1 –Здесь и далее по тексту сноски указывают на номер соответствующего комментария (см. в конце статьи, с. 14)

 

территориальная сетевая организация коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети6;

гарантирующий поставщик электрической энергии коммерческая организация, обязанная заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию7.

Принципиально, что электрика объекты электрического хозяйства потребителей не есть объекты электроэнергетики, к которым отнесены имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии.

Полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике (на основе которых выпущено Постановление № 861), установлены ст. 21 Закона, ст. 25 говорит об антимонопольном регулировании и контроле на оптовом и розничном рынке.

Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии определено ст. 268. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, и носит однократный характер. Порядок регламентирует процедуру, предусматривает существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче индивидуальных технических условий. Любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения. Отказ в технологическом присоединении при выполнении такими лицами указанных условий не допускается. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности и правила технологического присоединения к электрическим сетям определяет Правительство РФ. Технологическое присоединение осуществляется на основе договора, которым не предусматривается оказание услуг по передаче электрической энергии. За технологическое присоединение к электрическим сетям однократно взимается плата, которая должна компенсировать затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям.

Условия договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, за исключением индивидуальных технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям, являются одинаковыми для всех юридических и физических лиц.

«Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» определяют общие принципы и порядок, используя понятия, отсутствующие в ФЗ-35:

территориальная распределительная сеть комплекс не входящих в состав единой национальной (общероссийской) электрической сети линий электропередачи и оборудования, используемых для предоставления услуг по передаче электрической энергии9;

сетевые организации коммерческие организации, основным видом деятельности которых является оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям, а также осуществление мероприятий по технологическому присоединению;

точка присоединения к электрической сети место физического соединения энергопринимающего устройства потребителя услуг по передаче электрической энергии с электрической сетью сетевой организации10;

пропускная способность электрической сети технологически максимально допустимое значение мощности, которая может быть передана с учётом условий эксплуатации и параметров надёжности функционирования электроэнергетических систем;

граница балансовой принадлежности линия раздела11 объектов электросетевого хозяйства между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.

Недискриминационный доступ предусматривает равные условия предоставления услуг их потребителям на основании публичного договора, обязательного к заключению для сетевой организации, о возмездном оказании услуг. При этом сетевые организации обязаны раскрывать информацию12, касающуюся доступа к услугам в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

В рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг оплатить их. Существенные условия договора:

величина максимальной мощности энергопринимающего устройства, присоединённого к электрической сети, с распределением указанной величины по каждой точке присоединения, в отношении которой было осуществлено технологическое присоединение13;

величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в точках присоединения14;

ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, фиксируемая актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон;

величина технологической и аварийной брони, которая должна быть учтена при определении порядка ограничения режима электропотребления15;

обязательства сторон по оборудованию точек присоединения средствами измерения электрической энергии, обеспечению их работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора эксплуатационных требований к ним.

В соответствии с договором потребитель оплачивает сетевой организации услуги; поддерживает средства релейной защиты и противоаварийной автоматики, приборы учёта, а также иные устройства, необходимые для поддержания параметров надёжности и качества электроэнергии; соблюдает требования, установленные для технологического присоединения и в правилах эксплуатации указанных средств, приборов и устройств; представляет технологическую информацию (главные электрические схемы, характеристики оборудования, схемы устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики, оперативные данные о технологических режимах работы оборудования); информирует сетевую организацию об аварийных ситуациях на энергетических объектах, плановом, текущем и капитальном ремонте на них и об объёме участия в автоматическом или оперативном противоаварийном управлении мощностью, а также о перечне и мощности токоприёмников потребителя услуг, которые могут быть отключены устройствами противоаварийной автоматики16; выполняет обязательства по обеспечению безопасности эксплуатации и беспрепятственно допускает17 уполномоченных представителей сетевой организации в пункты контроля и учёта количества и качества переданной электрической энергии в порядке, установленном договором.

Сетевая организация обеспечивает передачу электрической энергии на энергопринимающие устройства потребителя услуг и осуществляет её передачу в соответствии с согласованными параметрами надёжности с учётом технологических характеристик энергопринимающих устройств; информирует потребителя услуг об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.

Заявка о заключении договора должна содержать: реквизиты потребителя услуг; объёмы и предполагаемый режим передачи электрической энергии с разбивкой по месяцам; объём максимальной мощности и характер нагрузки энергопринимающих устройств, присоединённых к сети, с её распределением по каждой точке присоединения18 и с указанием границ балансовой принадлежности; однолинейную схему электрической сети потребителя услуг, присоединённой к сетям сетевой организации19; точки присоединения к сетям сетевой организации с указанием для каждой из точек присоединения к сети величин заявленной мощности, в том числе величин мощности в период максимальных нагрузок потребителей электрической энергии20; срок начала оказания услуг по передаче электрической энергии.

Обязательным условием для оказания услуг является наличие у потребителя услуг статуса участника оптового рынка или заключённого с гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией, иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии. Потребитель услуг не может быть ограничен в потреблении электрической энергии менее величины мощности, установленной в акте согласования аварийной и технологической брони. Оказание услуг по передаче электрической энергии может быть приостановлено сетевой организацией при условии предварительного уведомления об этом потребителя21. Но ограничение права на получение электрической энергии возможно только в случае отклонения от нормальных режимов функционирования электрической сети, вызванного аварийными ситуациями и (или) выводом объектов электроэнергетики в ремонт или из эксплуатации и приводящего к дефициту мощности22.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с учётом использования потребителями мощности электрической сети, к которой они непосредственно технологически присоединены. Потребитель услуг должен не менее чем за 6 месяцев до наступления очередного периода регулирования тарифов уведомить сетевую организацию о величине заявленной мощности на предстоящий календарный год23. Она определяется в отношении каждой точки присоединения и не может превышать максимальную присоединённую мощность в соответствующей точке присоединения к сети этого потребителя услуг24. В случае отсутствия уведомления принимается величина максимальной присоединённой мощности энергопринимающего устройства потребителя услуг25. При определении базы для установления тарифов сетевая организация вправе использовать в отношении потребителей услуг, систематически превышающих величину заявленной мощности26, величину заявленной потребителем мощности на очередной период регулирования или фактическую величину использованной мощности за истекший период27.

Порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь основан на фактических потерях, определяемых как разница между объёмом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть, и объёмом электрической энергии, потреблённой энергопринимающими устройствами, присоединёнными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации28. Сетевые организации обязаны компенсировать фактические потери электрической энергии, возникшие в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом потерь, включённых в цену на электрическую энергию. Потребители услуг обязаны оплачивать в составе платы за услуги нормативные потери (исключая потери, включённые в тариф).

Нормативы потерь устанавливаются в соответствии с методикой определения нормативных и фактических потерь электрической энергии в электрических сетях29, предусматривающей расчёт потерь на основании: технических характеристик линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства, определяющих величину переменных потерь в соответствии с технологией передачи и преобразования электрической энергии; нормативных условно-постоянных потерь для линий электропередачи, силовых трансформаторов и иных объектов электросетевого хозяйства; нормативных потерь в средствах измерения электрической энергии.

Порядок предоставления и раскрытия сетевыми организациями информации о пропускной способности электрических сетей, об их технических характеристиках и о стоимости услуг по передаче электрической энергии опирается на стандарты оптового и розничных рынков электрической энергии. Информация о пропускной способности и о стоимости услуг по передаче электрической энергии сетевая организация предоставляет по письменному запросу с возмещением потребителем услуг расходов на её предоставление30.

Делая вывод в целом по Правилам доступа к услугам по передаче электрической энергии, нельзя не отметить вопиющее бесправие потребителей в целом, неясность и необходимость уточнений отдельных положений Постановления 861, в частности.

«Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг» предусматривают обеспечение равных условий предоставления услуг их потребителям. Они не распространяются на отношения, связанные с оказанием услуг между ниже- и вышестоящими субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Системный оператор обязан раскрывать информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации оптового и розничных рынков.

На основании обязательного двустороннего договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и на основании договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии системный оператор оказывает следующие услуги:

управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики;

среднесрочное и долгосрочное прогнозирование объёма производства и потребления электрической энергии;

участие в формировании резерва производственных энергетических мощностей;

согласование вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и энергетических объектов по производству электрической и тепловой энергии, а также ввода их в эксплуатацию после ремонта;

разработка суточных графиков работы электростанций и электрических сетей Единой энергетической системы России;

регулирование частоты электрического тока, обеспечение функционирования системной и противоаварийной автоматики;

участие в формировании и выдаче при технологическом присоединении субъектов электроэнергетики к единой национальной (общероссийской) электрической сети и территориальным распределительным сетям технологических требований, обеспечивающих их работу в составе Единой энергетической системы России.

В рамках оказания услуг системный оператор обязан выбирать экономически наиболее эффективное решение, которое обеспечивает безопасное и безаварийное функционирование технологической инфраструктуры электроэнергетики и качество электрической энергии, соответствующие требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям. Потребители услуг вправе не исполнять оперативные диспетчерские команды и распоряжения, если их исполнение создаёт угрозу жизни людей, сохранности оборудования или приводит к нарушению пределов и условий безопасной эксплуатации атомных электростанций31.

Правила доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению оставляют в стороне множество естественно возникающих вопросов, в том числе о возмещении затрат, связанных с командами диспетчера.

«Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг» предусматривают обеспечение равных условий предоставления субъектам оптового рынка услуг независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги; обязывают раскрывать информацию, касающуюся доступа к услугам и их оказания, в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии; не дают администратору права отказаться от оказания услуг субъектам оптового рынка32.

Юридическое лицо, получившее статус субъекта оптового рынка и желающее получить доступ к услугам администратора (далее заявитель), обязано подать заявление об этом и представить документы, среди которых должна быть однолинейная схема присоединения к внешней электрической сети с указанием названий и уровней напряжения шин внешних подстанций33, предполагаемых групп точек поставки, мест подключения приборов коммерческого учёта, измерительных трансформаторов напряжения и границ балансовой принадлежности, включая акты разграничения эксплуатационной ответственности.

В целях подтверждения соответствия генерирующего и энергопринимающего оборудования количественным характеристикам, предъявленным к объектам, участвующим в оптовом рынке электрической энергии, заявитель представляет администратору паспортные технологические характеристики указанного оборудования (это относится и к потребителю).

Заявитель, осуществляющий деятельность по передаче электрической энергии и покупающий электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии (мощности), в целях компенсации потерь в электрических сетях представляет администратору характеристики электрической сети и объектов сетевого хозяйства по каждой группе точек поставки (сетевому объекту)34. Обязательно представление документов о соответствии системы коммерческого учета обязательным техническим требованиям и условиям договора о присоединении к торговой системе оптового рынка в порядке, определяемом администратором.

Администратор оказывает оплачиваемые услуги субъектам оптового рынка на основании договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии.

«Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям» определяют порядок технологического присоединения, регламентируют процедуру присоединения, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования по выдаче индивидуальных технических условий и критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения. Сетевая организация обязана выполнять в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению впервые вводимых в эксплуатацию, вновь построенных, расширяющих свою ранее присоединённую мощность и реконструируемых энергопринимающих устройств к своим электрическим сетям при наличии технической возможности технологического присоединения.

Устанавливается следующая процедура технологического присоединения: подача заявки с требованием выдачи технических условий; подготовка технических условий и направление проекта договора, включающего технические условия; заключение договора; выполнение технических условий со стороны присоединяемого лица и со стороны сетевой организации; выполнение действий по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства в электрической сети; проверка выполнения технических условий и составление акта о технологическом присоединении35.

В заявке должны быть указаны следующие сведения, перечень которых является исчерпывающим:

а) полное наименование заявителя;

б) место нахождения заявителя;

в) почтовый адрес заявителя;

г) план расположения энергопринимающего устройства, в отношении которого планируется осуществить мероприятия по технологическому присоединению;

д) максимальная мощность энергопринимающего устройства и его технические характеристики, количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов;

е) количество точек присоединения к электрической сети с указанием технических параметров элементов электрических установок, присоединяемых в конкретных точках электрической сети;

ж) однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к сетям сетевой организации, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

з) заявляемый уровень надёжности энергопринимающего устройства36;

и) характер нагрузки потребителя электрической энергии (для генераторов возможная скорость набора или снижения нагрузки) и наличие нагрузок, искажающих форму кривой электрического тока и вызывающих несимметрию напряжения в точках присоединения;

к) величина и обоснование величины технологического минимума (для генераторов) и аварийной брони (для потребителей электрической энергии)37;

л) разрешение уполномоченного органа государственного надзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающего устройства (за исключением объектов, находящихся на стадии строительства);

м) объём возможного участия в автоматическом либо оперативном противоаварийном управлении мощностью (для электростанций и потребителей, за исключением физических лиц) в порядке оказания услуг в соответствии с отдельным договором38;

н) объём возможного участия в нормированном первичном регулировании частоты и во вторичном регулировании мощности (для электростанций) в порядке оказания услуг в соответствии с отдельным договором;

о) перечень и мощность токоприёмников потребителя (за исключением физических лиц), которые могут быть отключены при помощи устройства противоаварийной автоматики39.

Договор должен содержать следующие существенные условия: мероприятия по технологическому присоединению и обязательства сторон по их выполнению; выполнение технических условий; сроки выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению; размер платы; ответственность сторон за выполнение условий договора; границы разграничения балансовой принадлежности.

Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя (перечень исчерпывающий):

а) разработку схемы электроснабжения40;

б) технический осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств уполномоченным органом государственной власти при участии представителей сетевой организации;

в) подготовку и выдачу технических условий;

г) выполнение технических условий (со стороны лица, энергоопринимающее устройство которого присоединяется, и со стороны сетевой организации);

д) фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства в электрической сети;

е) проверку выполнения технических условий и составление акта о технологическом присоединении.

В технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора, должны быть указаны:

а) схемы выдачи или приёма мощности и точки присоединения к электрической сети (линии электропередачи или базовые подстанции);

б) обоснованные требования по усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (включая строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электроэнергии)41;

в) расчётные значения токов короткого замыкания, требования к релейной защите, регулированию напряжения, противоаварийной автоматике, телемеханике, связи, изоляции и защите от перенапряжения, а также к приборам учёта электрической энергии и мощности в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами;

г) требования по оснащению электростанций средствами противоаварийной автоматики для выдачи её мощности и по оснащению потребителей устройствами противоаварийной автоматики;

д) требования по оснащению устройствами, обеспечивающими участие электростанций или потребителя в автоматическом либо оперативном противоаварийном управлении мощностью в порядке оказания услуг в соответствии с отдельным договором42;

е) требования по оснащению устройствами, обеспечивающими участие электростанций в нормированном первичном регулировании частоты и во вторичном регулировании мощности в порядке оказания услуг в соответствии с отдельным договором.

В качестве критериев наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения, несоблюдение любого из которых исключает техническую возможность технологического присоединения, названы два: нахождение энергопринимающего устройства в пределах территориальных границ обслуживания соответствующей сетевой организации43 и отсутствие ограничений на присоединённую мощность в сетевом узле44, к которому надлежит произвести технологическое присоединение.

 

—— * ——

Таким образом, нами приведены все основные положения Постановления 861, многие из которых ставят потребителей услуг (потребителей электроэнергии) в неравное положение по отношению к субъектам электроэнергетики, которые всего-навсего оказывают эти услуги. Перейдём к комментариям, учитывая, что налицо странная ситуация: в любой сфере в схеме «производитель (услуга)–потребитель» лицо, оказывающее услуги, стремится расширить свою клиентуру, в данном же случае – субъекты электроэнергетики ставят множество рогаток, прямых и скрытых, опираясь на убеждение, что от монополиста «некуда деться».

—— *——

 

1.     В общем виде запись верная. Однако именно подобной записью руководствовались два десятилетия энергосистемы, когда возлагали на потребителя, например, компенсацию реактивной энергии, задавая на 6УР коэффициент мощности вплоть до 0,97. Компенсация на этом уровне (а именно это требовала, проверяла, а затем и штрафовала за отступления энергосистема) не снижала потери у потребителя. Однозначно: выгоду получает энергосистема, затраты несёт потребитель. Как бы и здесь общность не стала оружием энергосистемы, прикрытием законом своих интересов.

2.     Этим граждане отделяются от малого бизнеса (мини-предприятий). Те и другие питаются на напряжении до 1 кВ (наиболее распространённая система 380/220 В, обозначаемая как второй уровень 2УР системы электроснабжения потребителей и охватывающая 90 % абонентов): российская действительность не даёт возможности повсеместной организации малого бизнеса, бизнеса в каждой квартире (связанного, например, с Интернетом), семейного бизнеса. Это магазинчики, парикмахерские – вся сфера услуг, индивидуальное производство и информационное сопровождение. Учёт многообразия потребителей помог бы решить проблему перекрёстного субсидирования и обеспечить меньший, чем инфляция (квартальная, годовая), рост тарифов.

3.     Отметим, что «обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации» есть требование Федерального закона (аналогичные пункты отдельных Правил доступа к услугам будут прокомментированы ниже).

4.     Из определения выпали такие функции, как «распределение» и «контроль за расходом энергоресурсов». И это хорошо: можно было бы после фразы «энергоснабжение потребителей» добавить «до границы раздела» (применительно к электроснабжению – это 6УР). Здесь уместно коснуться трудно решаемой проблемы энергосбережения (не оправдались утверждения, что рост тарифов решит проблему). Каждый отдельный субъект электроэнергетики объективно заинтересован не в экономии, а в продаже большего количества электрической энергии. При наличии информационной прозрачности и действительно полной загрузке электрической сети, субъект электроэнергетики мог бы быть заинтересован в снижении мощности (энергии) какого-либо потребителя за счёт мероприятий по энергосбережению (и даже мог бы их инвестировать), если бы был уверен в появлении нового потребителя, дающего возможность «заработать».

5.           Ценологическая теория устанавливает количественное соотношение между крупным и мелким (в том числе гиперболическое Н-распределение различий по величине удельных и общих расходов электроэнергии по предприятиям одной отрасли или одного региона), между редким (ноевым) и массовым установленным (например, генераторы электростанций России) или ремонтируемым электрооборудованием (особенно хорошо это прослеживается на электродвигателях). Здесь мы обращаем внимание на факт выделения в отдельную группу крупных потребителей, имеющих пятый уровень системы электроснабжения 5УР, т.е. имеющих, как правило, собственные или на них работающие ТЭЦ, собственные подстанции 35, 110 (154), 220 (330) кВ и районные подстанции субъектов электроэнергетики с высшим напряжением 220 (330), 500 (750) кВ.

6.     Важное и новое понятие, определяющее, что это коммерческая, а не государственная организация; не эквивалентно прежнему понятию «энергосистема»; уточняется Правилами недискриминационного доступа к услугам.

7.     Для потребителя это один из ключевых терминов ФЗ-35. На коммерческие организации (гарантирующих поставщиков) возлагается много надежд, не подкреплённых пока директивными документами в части прав и ответственности.

8.     Речь идёт не столько о разночтениях, сколько о различии концепции ст.26, реализованной далее в Правилах недискриминационного доступа к услугам, и нашими предложениями: потребителей следует различать и ставить все решения, включая оплату, в зависимость от уровня электроснабжения, от которого питается потребитель и который для него совмещается с 6УР. Следует учитывать бескрайние просторы России, где существует множество потребителей с малой нагрузкой. Чрезмерность требований может способствовать обезлюживанию и без того малонаселённых территорий России (например, вернувшемуся в глубинку жителю, нуждающемуся в 5 кВт от идущей мимо ЛЭП 0,4 кВ, «навешивают» замену (усиление) проводов, установку новой коммутационной аппаратуры на ТП энергосистемы и др. Хотя здесь, чтобы сделать спуск от стоящего недалеко столба, даже проект не нужен: достаточно на схеме электроснабжения, которой располагает электроснабжающая организация (сетевая организация, гарантирующий поставщик), указать сечение провода-спуска, выполняемого, кстати, самонесущим изолированным проводом СИП, и проверить, какой автомат на вводе в дом установил житель (или малое предприятие, если он будет содержать корову и кормиться с неё).

Теоретически и практически следует различать [1] следующие уровни (ступени) системы электроснабжения:

·       первый уровень (1УР) – отдельный электроприёмник – аппарат, механизм, установка, агрегат (станок) с многодвигательным приводом или другой группой электроприёмников, связанных технологически или территориально и образующих единое изделие с определённой (документально обозначенной заводом-изготовителем) паспортной мощностью; питание по одной линии (отдельным приёмником электрической энергии может быть трансформатор или преобразователь, преобразующие электроэнергию в электроэнергию же, но с другими параметрами по напряжению, роду тока, частоте, и питающие, обычно блочно, специфические электроприёмники или их группы);

·       второй уровень (2УР) – щиты распределительные и распределительные пункты напряжением до 1 кВ переменного и до 1,5 кВ постоянного тока, щиты управления и щиты станций управления, шкафы силовые, вводно-распределительные устройства, установки ячейкового типа, шинные вводы, сборки, магистрали;

·       третий уровень(3УР) – щит низкого напряжения трансформаторной подстанции 10(6)/0,4 кВ или сам трансформатор (при рассмотрении следующего уровня – загрузка трансформатора с учётом потерь в нём);

·       четвертый уровень (4УР) – шины распределительной подстанции РП 10(6) кВ (при рассмотрении следующего уровня – загрузка РП в целом);

·       пятый уровень (5УР) – шины главной понизительной подстанции, подстанции глубокого ввода, опорной подстанции района;

·       шестой уровень (6УР) – граница раздела предприятия и энергоснабжающей организации: заявляемый (договорной), присоединяемый, лимитируемый, контролируемый и отчетный уровень.

Разная масштабность и сложность электрического хозяйства потребителей предполагает различные решения по электроснабжению, а также организационно-технические и экономические подходы к решению проблем их электрообеспечения и электросбережения. Можно выделить следующие конкретные группы потребителей:

1)    мини-потребитель, питающийся на низком напряжении со 2УР (~ 90 % потребителей РФ) и не имеющий электрослужбы;

2)    мелкий потребитель, имеющий трансформаторные подстанции (один трансформатор или несколько) с высшим напряжением 10(6) кВ (около 9 %);

3)    средний потребитель, имеющий распределительные подстанции и развитое электрохозяйство со своей электрослужбой (~ 0,9 %);

4)    крупный потребитель, имеющий главную понизительную подстанцию (подстанции) с высшим напряжением 35–330 кВ и специализированные цеха (подразделения в составе электрослужб).

Предлагаемая классификация отличается от классификаций, основанных на величине потребляемой (расчётной) электрической мощности и получивших устойчивое распространение. Пока же, обсуждая структуру рынка с 2006 г. и имея в виду информацию АО-энерго, говорят о 1500 предприятиях с присоединённой мощностью свыше 20 МВА, доля электропотребления которых в России в 2004 г. составила 28 %. Однако, во-первых, в каждой отрасли «крупность» по площади, штатам, объёму продукции и потребляемым ресурсам понимают различно; во-вторых, и внутри отрасли следует считаться с территориальными и административными особенностями. Так, по нашей градации, предприятие с нагрузкой 30 МВт, питающееся на генераторном напряжении 10 кВ от одной и по 6 кВ от другой ТЭЦ – среднее (что для металлургии совпадает с технологической градацией, но для мясомолочной промышленности такое предприятие – крупнейшее). Предприятие с нагрузкой 10 МВт (технологически – мелкое) следует отнести к крупным потребителям, если оно из-за удалённости от источников питается на 110(35) кВ, является градообразующим и осуществляет питание города. Используем изложенное далее при комментировании отдельных положений Правил.

9.           Есть некоторая тонкость в понятиях. Накладываются ли одна на другую (без остатка) территориальная распределительная сеть по Постановлению 861 и территориальная сетевая организация по ФЗ-35? Вероятно, нет, так как ниже дано определение сетевых организаций. Значит, их в пределах одной территории может быть несколько (и это правильно). Таким образом, как будто, вопрос о единой территориальной сетевой организации снят с повестки дня.

10.      Важное и выверенное понятие, служащее основой многих последующих положений Правил недискриминационного доступа.

11.      Так линия или множество точек физического соединения? Для нас граница балансовой принадлежности и есть 6УР. Совмещение генплана с подстанциями, кабельными и воздушными ЛЭП для предприятий, имеющих десятки вводов, не даёт возможности говорить о линии, сводя акт о разграничении к перечню точек присоединения.

12.      Заметьте: «обязаны раскрывать информацию». ФЗ-35 говорит лишь об обеспечении доступа потребителей к информации. Следует обратить внимание, что согласно Постановлению Правительства РФ от 21 января 2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» территориальные сетевые организации должны раскрывать «информацию об общей пропускной способности узлов электрической сети, к которым может быть присоединён потребитель сетевых услуг, резервах их мощности с учётом присоединённых потребителей и степени их загрузки (подпункт «е», п. 11). Эта информация предоставляется «субъектам, энергопринимающие устройства (энергетические установки) которых технологически присоединены к электрической сети, а также иным лицам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в течение 7 дней с даты поступления соответствующего письменного запроса».

13.      Пункт содержит два несовместимых требования. 1. Величина мощности энергопринимающего устройства (энергетической установки) есть максимальная мощность ввода. Она может быть ограничена по нагреву сечением кабельной или воздушной ЛЭП, коммутирующим аппаратом на вводе (как правило, его уставкой). 2. Такая мощность обычно не потребляется, ввода используются не более чем на 70 % (по нагреву), для потребителей I категории – не свыше 50 %, для ряда потребительских схем – 30 %. Эта максимальная мощность есть физическая величина, характеризующая энергопринимающее устройство, и она не может быть распределена «по каждой точке присоединения».

14.      О какой величине мощности идёт речь (понятий и толкований свыше десятка)? О получасовом максимуме, который с 30-х годов электрическая наука при активной поддержке ГПИ «Тяжпромэлектропроект» утвердила как расчётный и оплачиваемый? С нашей точки зрения правилен переход на часовой максимум нагрузки, вызванный появлением оптового рынка – он автоматически определяет ту же величину электропотребления. Судя по контексту Правил, речь идёт о полной величине мощности, которая требуется потребителю (независимо от числа вводов) и которую сетевая организация суммарно должна обеспечить в точках присоединения.

15.      Вопрос неявно связан с диспетчеризацией и автоматической частотной разгрузкой. Здесь ключевым является оплата потребителю, которую должна производить сетевая организация (системный оператор, администратор торговой системы) в случае срабатывания АЧР или принудительного ограничения нагрузки.

16.      Можно согласиться с необходимостью представления величины ограничений мощности по очередям, но список (перечень) может меняться по технологическим и иным причинам. Поэтому, на наш взгляд, представляются излишними требования о перечне и мощности токоприёмников потребителей.

17.      Только «в пункты контроля и учёта». Требования о технологической информации, оперативные данные о технологических режимах работы представляются чрезмерными и должны быть оспорены.

18.      См. пункты 11, 13, 14.

19.      «Однолинейная схема электрической сети потребителя, присоединённой к сетям сетевой организации» и определяет шестой уровень 6УР системы электроснабжения потребителя, который, безусловно, должен быть согласован с сетевой организацией.

20.      Требование указывать для каждой точки присоединения величину заявленной мощности содержит противоречие, заключающееся в том, что сумма этих заявленных величин будет существенно больше величины заявленной мощности потребителем как юридическим лицом в целом по предприятию (организации). Это особенно проявится для крупных (и части средних) предприятий, имеющих более трёх (до нескольких десятков) вводов, да ещё на разные напряжения. Речь идёт не столько о коэффициенте совмещения, сколько о сумме мощностей – максимумы каждого ввода в течение года не совпадают. Вся фраза требует истолкования: что это за «период максимальных нагрузок потребителей электрической энергии»? Часы прохождения максимума в энергосистеме (по-старому)? Или период ограничений, устанавливаемых СО или АТС? Или, наконец, та же максимальная мощность, которую потребитель может брать, скажем, ночью?

21.      По каждому случаю приостановления оказания услуг потребителю рекомендуется требовать от сетевой организации исчерпывающего объяснения, а в договоре приводить оценку ущерба на один недоотпущенный киловатт-час.

22.      Аварийные ситуации, естественно, могут привести к отклонению от нормальных режимов и включать ограничения. Но потребитель вправе требовать представления ему соответствующей объяснительной документации, включая акты (ведь аварии могут быть вызваны халатностью, несвоевременным и некачественным обслуживанием и ремонтом и др.). Что касается ограничений, связанных с выводом объектов электроэнергетики в ремонт или из эксплуатации, то эта запись, по мнению ряда учёных и эксплуатационников, ошибочна и приведёт, со временем, к калифорнийской ситуации.

23.      Но в этом случае о новых тарифах, возможностях и вариантах выбора тарифа, который наиболее приемлем для потребителя, он (потребитель) должен знать своевременно. Кто и когда обязан проинформировать об этом? Во всяком случае, практика показывает, что субъекты электроэнергетики сознательно затягивают предоставление информации о тарифах, затрудняя переход потребителя на тариф, ему более выгодный (объективно за этим следует меньшая оплата, чему, собственно, и препятствуют АО-энерго).

24.      Понятие «присоединённая мощность» требует разъяснения. Чем она определяется: номинальным током автомата на вводе 2УР по 0,4 кВ; или мощностью трансформатора подстанции 3УР; или током 1000, 1500 А вводного высоковольтного выключателя центральной распределительной подстанции среднего предприятия; или мощностью трансформатора 110(220)/10 кВ пятого уровня крупного предприятия? Понятие «присоединённая мощность» восходит к 30-м годам, когда оно имело физический смысл, поскольку применялось для единичного объекта в условиях неразветвлённой сети и отсутствия резерва (превышающего сейчас 100 %). Присоединённая мощность трансформаторов по многим предприятиям в 2, 3, 5 и более раз превосходит заявленный (фактический) часовой (получасовой) максимум нагрузки.

25.      Строчки, дающие право сетевой компании получать оплату, не предоставляя услуги: прямое нарушение положений Гражданского Кодекса РФ.

26.      Что значит «систематически»? Не есть ли это запрет на превышение заявленной мощности в часы, согласованные с сетевой организации, СО и АТС, когда это выгодно субъектам энергетики, получающим дополнительную оплату за киловатт-час?

27.      Фактическая величина использования мощности есть коэффициент заполнения суточного (недельного, месячного, квартального, годового) графика нагрузки или, другими словами, число часов использования максимума. Неясны санкции (поощрения), вытекающие из этой фразы, хотя величина числа часов использования достаточно хорошо характеризует полноту использования электрической энергии.

28.      Мы много лет поддерживаем подход, основанный на фактических потерях, определённых инструментально (по счётчикам).

29.      Методика определения нормативных и фактических потерь, основанная на квадрате непонятно какого тока, среднем годовом числе часов потерь (в целом – на гауссовом распределении), концептуально не верна. Проведённые и проводимые по всей стране расчёты потерь в сетях разных уровней есть взаимное заблуждение, пока не преодолённое. Необходима разработка нормативов, опирающихся на ценологические представления и инструментальный учёт.

30.               Забыт ФЗ-35 об обеспечении доступа потребителя к информации о деятельности субъектов электроэнергетики (см. п. 3). Информация о пропускной способности закрывается двояко: 1) неоднозначностью стандартов раскрытия информации; 2) требованием письменного запроса и неоговорённой оплатой услуг, расходов (конечно, она не равна стоимости размножения). Это даёт возможность без риска отвечать любому потребителю-заявителю, что линии перегружены, резерв по ячейкам и трансформаторной мощности отсутствует и др.

31.      Правила, на первый взгляд, не касаются ни потребителей, ни субъектов электроэнергетики, а относятся к Системному оператору. Однако в заголовке Правил это определение отсутствует, для потребителя же остаётся неясным, где, кто и как устанавливает отношения по оперативно-диспетчерскому управлению, касающиеся районных диспетчерских управлений. Во всяком случае, именно на уровне РДУ осуществляется круглосуточное оперативно-диспетчерское управление, задачами которого являются: удовлетворение потребности в электрической энергии всех потребителей – не субъектов электроэнергетики; бесперебойность энергоснабжения потребителей и надёжность работы энергосистемы; обеспечение качества электроэнергии, удовлетворяющего нормам, и экономичности работы при соблюдении заданных графиков нагрузки.

Функциями же потребителя, имеющего собственную диспетчерскую службу управления электропотреблением (электрическим хозяйством), являются: 1) отслеживание потребления электроэнергии и обеспечение прохождения заявленного максимума нагрузки; 2) оформление заявок на вывод в ремонт и ввод в работу электрооборудования, в том числе находящегося в оперативном вéдении и управлении РДУ; 3) участие в восстановлении нормальной схемы электроснабжения потребителей в аварийной ситуации; 4) принятие мер к ограничению мощности, согласно графику снижения нагрузки при дефиците мощности в энергосистеме; 5) отслеживание работы системы коммерческого учёта электроэнергии; 6) организация проведения контрольных замеров суточных нагрузок согласно требованиям ОДУ, РДУ, Энергосбыта и отключение-включение потребителей, имеющих задолжности; 7) уведомление Службы безопасности при выявленных фактах хищения энергии и оборудования.

РДУ осуществляет оперативное управление режимами электропотребления и генерации на уровне АО-энерго. Ограничения потребления электроэнергии вводят только при дефиците мощности в энергосистеме, а не при соответствии заявленной мощности потребляемой, что может получиться при ошибке системного прогноза, допущенного Системным оператором и/или Администратором торговой системы.

32.      Правила провозглашают: равные условия, раскрытие информации, запрет на отказ от оказания услуг.

33.      «Внешние подстанции» по отношению к кому? Если это подстанции на 6УР – ниже границы раздела «потребитель–электроснабжающая организация» (кстати, это понятие как базовое исчезло из Постановления 861), то потребитель, естественно, может представить однолинейную схему, в частности, со стороны присоединения; если же это подстанция сетевой организации, то для потребителя возникает ряд проблем, не оговорённых Правилами.

34.      По «группам точек поставки» требуется пояснение. Например, если от ТЭЦ к одному юридическому лицу (потребителю) отходит 25 кабельных линий по 10 кВ с суммарной заявленной мощностью, скажем, 100 МВт, то это одна или несколько точек поставки? Нагрузка на каждую линию меняется во время смен, суток, сезонов. Она перераспределяется, но так, что сумма остаётся заявленной. Из общего числа кабелей часть заходит в один цех: именно это точка поставки (их загрузка охвачена корреляционными связями)?

35.      Подачу заявки выполняет потребитель; подготовку технических условий и проекта договора – сетевая организация.

36.      Категории надёжности электроснабжения, принимаемые по ПУЭ, не удовлетворяют реальностям сегодняшнего дня: трудно представить потребителя электрической энергии, соглашающегося на отключение на часы, вплоть до суток. С другой стороны, потребители I категории и особой группы I категории не доверяют электроснабжающей организации настолько, чтобы не думать о собственной генерации, различных резервных источниках питания, переключениях без потери напряжения.

37.      Выше говорилось о технологической и аварийной броне, а здесь для потребителей осталась лишь аварийная.

38.      Следовало добавить «и за отдельную плату» (платит сетевая организация потребителю).

39.      Пункт делает обязательным представление конкретного перечня токоприёмников с указанием их мощности, в то время как пункт «м» делает договорными для сетевой организации услуги, которые может оказать потребитель в случае необходимости противоаварийного управления мощностью, т.е. требования пункта «о» представляются чрезмерными.

40.      Разработка схемы электроснабжения, безусловно, необходима. Но о какой схеме электроснабжения идёт речь? Ведь в действительности их две, что особенно наглядно прояляется при выдаче и реализации технических условий электроснабжения крупных (5УР) и средних (4УР) потребителей (предприятия в целом или отдельного производственного комплекса – производства или цеха; города (посёлка) в целом или отдельного городского квартала).

Первый проект, который, вероятно, и имеет в виду пункт «а», заключается в разработке схемы электроснабжения сетевой организации, которая поручает выполнение проекта Энергосетьпроекту (или другой организации, которая выполняет проекты по нормалям и требованиям, условно говоря, Минэнерго). Этот проект решает вопросы электроснабжения потребителя от 6УР системы электроснабжения вверх до федеральных сетей и генерирующих источников (проект выполняется, естественно, за счёт средств сетевой организации).

Характерен пример Оскольского электрометаллургического комбината (пример вошёл в учебник 1995 г. и последующие [1]), который полезно рассмотреть с точки зрения взаимоотношений «потребитель–энергосистема». Для ОЭМК в декабре 1975 г. был подписан правительственный протокол, определивший нагрузку на 01.01.83 г. по комбинату 1700 МВт (первоначальное предложение немецкой стороны определяло 2500 МВт). Ценологический прогноз 1976 г., который был выполнен на основе комплексного метода расчёта электрических нагрузок, определил нагрузку комбината на 1990 г. в размере 300 МВт и на полное развитие – не свыше 600 МВт (прогноз подтверждён всем ходом строительства ОЭМК и дальнейшей его эксплуатацией).

Однако с учётом того, что схема электроснабжения ОЭМК и района была ориентирована на 1700 МВт (а не на 600 МВт, как предполагалось прогнозом), до 1983 г. построили районную подстанцию энергосистемы 750/500/330/110 кВ и районную подстанцию 500/220/110 кВ. В составе этого же проекта «Электроснабжение ОЭМК» на Курской АЭС был построен блок 1000 МВт и сооружена линия 500 кВ на Воронеж и 750 кВ на Курск. Заводская подстанция 330/110 кВ (а это и есть 6УР) питалась по четырём кабельным линиям 330 кВ и имела ЗРУ 330 и 110 кВ. В здании подстанции, выполненном на семь трансформаторов по 320 МВА, было установлено четыре трансформатора 330/110 кВ. Распределительным заводским напряжением было определено 110 кВ и сооружены соответствующие цеховые подстанции 110/10 кВ (это есть пятый уровень 5УР системы электроснабжения завода).

Для нас важен вывод, что в советское время не было существенным, по какому ведомству и как выделялись средства. Потребитель (чёрная металлургия в лице Гипромеза и Минмонтажспецстрой в лице Тяжпромэлектропроекта) и энергосистема (Минэнерго – Энергосетьпроект) в таких случаях, можно сказать, выступали единым фронтом для открытия финансирования объекта капитального строительства, закладывая в электрические сети и системы «большой энергетики» и в электрику потребителя не реальные, а ожидаемые потребности в электроэнергии.

Сейчас положение концептуально не изменилось: есть субъект электроэнергетики, который производит, передаёт и управляет сбытом и потреблением электрической энергии, и есть электрика потребителя, которой для своего функционирования требуется электроэнергия и которая требует от субъекта электроэнергетики доставить эту энергию в нужном количестве и нормируемого качества до границы балансовой принадлежности (до 6УР). Но если раньше финансирование капитального строительства обеих сторон осуществляло государство, то сейчас-то, можно сказать, рынок. И тогда достройка Богучанской ГЭС будет, вероятно, осуществляться за счёт инвестиционной программы «Гидро-ОГК», куда включены все гидрогенерирующие активы РАО «ЕЭС». Этот проект, обеспечивающий энергетикой комплексную разработку недр Нижнего Приангарья, требует инвестиций порядка 1 млрд долл., на которые энергетики готовы. Строительство железнодорожной ветки Карабула–Богучаны с инвестициями порядка 200 млн долл., естественно, обеспечит ОАО «РЖД». Запуск строительства нового алюминиевого завода и как минимум одного крупного лесоперерабатывающего предприятия (минимальной стоимостью 2 млрд долл.) обеспечат потенциальные инвесторы – потребители электрической энергии (сравните этот расклад с примером ОЭМК).

Итак, наряду с проектом (схемой) электроснабжения потребителя сверху необходим проект электроснабжения, который одно время называли внутризаводским и который выполняют технологические и специализированные проектные институты (Тяжпромэлектропроект, Электропроект). Эти проекты разрабатываются по нормалям, существенно (а в отдельных случаях – принципиально) отличающихся от системы документов субъектов электроэнергетики.

Чтобы осознать теорию этого различия, необходимо хотя бы представить всё множество самостоятельных проектов электроснабжения, охватывающее все уровни системы электроснабжения потребителей, хотя бы оценить количественно электрическое хозяйство как систему (техноценоз) на примере крупного металлургического комбината. На нём установлено 101 тыс. электрических машин средней мощностью 50,1 кВт, эксплуатируется (с учётом резерва) 111711 шт. (48,4 кВт), в том числе до 100 кВт – 76,7 тыс. (10,4 кВт); трансформаторов IIII габаритов 2626 шт. средней мощностью 854 кВА; IV габарита и выше – 165 шт., 28500 кВА; высоковольтных выключателей – 6136 шт. Такое количество элементов системы электроснабжения не даёт возможности изобразить полную схему электроснабжения завода. Общее количество изделий, узлов, деталей, образующих электрическое хозяйство крупных предприятий, оценивается в 1010 (общее количество, образующее предприятие в целом, 1011), для средних предприятий количество элементов меньше в 10 раз, для мелких – в 100 раз.

Говоря о разработке схемы электроснабжения по пункту «а», следует признать необходимым, дополнительно к первому проекту, выполняемому сетевой организацией, разработку второго проекта потребителем (или по его поручению – проектной организацией). В этом втором проекте основой является окончательная однолинейная схема шестого уровня системы электроснабжения 6УР (вместе с 5УР). Эта схема, как свидетельствует практика, может и должна выполняться потребителем и быть увязана (согласована) со схемой сетевой организации.

Абсурдность сохранения одинаковости подхода к ОЭМК (или Богучанской ГЭС), к отдельному предприятию (организации) малого бизнеса или к отдельному физическому лицу становится очевидной, если вернуться к жителю, восстановившему «развалюху» в деревне и запросившему 5 кВт (п. 8).

Каковы основные стоимостно возлагаемые субъектом электроэнергетики  на жителя этапы проектирования и строительства в соответствии с техническими условиями на технологическое присоединение? Это расчёт достаточности мощности существующей подстанции и питающей сети 0,4 кВ, включающий расфазировку, распределение мощности в сети, расчёт рабочих токов. По пунктам: 1) расчёт мощности; 2) выбор сечения провода; 3) поверочный расчёт проводников внешней сети; 4) выбор, расчёт и проверка уставок срабатывания; 5) поверочный расчёт контура заземления; 6) строительно-монтажные решения. Согласно ТУ, предложено использование ТП-212, что позволяет выдерживать по отклонению напряжения заданные ПУЭ границы. Использование существующих сетей (линия 0,4 кВ вдоль улицы) для подключения 5 кВт не представляется возможным из-за несоответствия параметров ЛЭП 0,4 кВ нормам технологического проектирования электрических сетей и показателям качества электроэнергии у электроприёмников. Итак, упомянутому выше жителю предложено выполнить подвеску линейного провода марки АС 50 на протяжении 240 м, установить в резервной ячейке РУ-0,4 кВ рубильник с предохранителями, от существующей опоры № 62, проложить ввод самонесущим изолированным проводом к вводно-распределительному устройству (так назван установленный в доме щиток со счётчиком и автоматом АП-50) общей длиной 20 м (никто из подключаемых потребителей мощностью несколько киловатт не гарантирован, между прочим, от требования замены трансформатора, в данном случае 160 кВА, на следующий габарит, а то и на 400 или 630 кВА).

Что общее для этих и других известных каждому потребителю случаев? Это стремление сетевой организации (АО-энерго) переложить на любого потребителя все затраты, связанные с собственным развитием. Это одно. И второе: закрытие информации о своих сетях, их загрузке (графиках), перспективе развития.

Выделим общие предложения, касающиеся «технологического присоединения к электрическим сетям»:

1. Необходимо изменить принцип подхода к выдаче технических условий. Субъекты электроэнергетики должны подводить электроэнергию к приёмным устройствам, установленным потребителем «у себя». Не дело потребителя заниматься проблемами субъекта электроэнергетики.

2. Субъекты электроэнергетики для питания любого потребителя по его заявке в оговорённые Законом сроки обеспечивают инвестиционные вложения, включая проектирование и согласование; реализуют все необходимые технические решения, требуемые для «технологического присоединения электропринимающих устройств (электрических установок) юридических и физических лиц к энергетическим сетям» субъектов электроэнергетики.

3. Ко всем проблемам электроснабжения (и эксплуатации электрического хозяйства – электрике в целом) вниз от 6УР субъект электроэнергетики не имеет и не должен иметь какого-либо отношения, по взаимоотношениям выше 6УР – должен основываться на положениях, конкретизированных для каждого уровня.

Потребитель 2УР должен иметь право присоединяться (подключаться) к сетям электроснабжающей организации. Согласно принципам публичного договора, ему в этом не должны отказывать, а срок подключения следует оговорить, связав его с наличием или отсутствием инфраструктуры. Оплата производится с момента подключения и только за расход электроэнергии. Обслуживание электрики потребителя (ведь ему нецелесообразно экономически содержать электротехнический штат) производится по разовому или абонентскому договору, который потребитель заключает по своему усмотрению с кем угодно. Потребитель 2УР вправе использовать энергию в необходимом ему количестве, технически ограничиваемом пропускной способностью его ввода (но не магистрали!).

Появление трансформатора (трансформаторов) у потребителя 3УР меняет ситуацию, ограничивая потребляемую мощность мощностью питающего трансформатора и предполагая обязательное заключение договора с субъектом электроэнергетики на его обслуживание. Сама же установка трансформатора, необходимость которого определяется величиной нагрузки или территориальной удалённостью, может рассматриваться двояко:

·  Если потребитель и есть то лицо, для которого собственно и возникает необходимость в трансформаторе, логичны приобретение и установка трансформатора за его счёт, имея в виду: а) трансформатор (разъединитель) служит вводным устройством и б) является границей раздела «предприятие–сетевая организация» с высокой стороны. В этом случае с низкой стороны все сети принадлежат потребителю, им же и обслуживаются. Счётчик устанавливается на границе раздела, и по нему производится оплата энергосистеме.

· Если от трансформатора 3УР необходимо питать ряд самостоятельных потребителей – физических или юридических лиц (например, жилые дома посёлка или предприятия сферы услуг, малого бизнеса), установку трансформатора и сеть с низкой стороны должен выполнять субъект электроэнергетики, который должен будет обслуживать и сети 0,4 кВ, беря плату в этом случае с каждого абонента.

Потребитель 4УР имеет в качестве границы раздела распределительную подстанцию 6–10 кВ, которую он же строит и обслуживает самостоятельно. В этом случае возникает электротехническая служба, и может возникнуть вопрос о дефиците генерирующих мощностей, решаемый двояко: или как для 3УР (заявил максимум нагрузки – в оговорённые сроки подключился), или как для 5УР (долевое участие в инвестиционных проектах).

Потребитель 5УР, что проиллюстрировано выше, требует, безусловного создания генерирующих мощностей. Однако и в этом случае изыскивать инвестиции в свои объекты должен субъект электроэнергетики. При необходимости, по договору потребитель может финансировать субъекта электроэнергетики, получая соответствующий пакет акций или договорно определяя впоследствии для себя условия оплаты, компенсирующие произведённые расходы на генерирование, строительство сетей и сооружений. Но такой крупный потребитель, договорно заявляя мощность, измеряемую десятками и сотнями мегаватт, и величину расхода электроэнергии –миллиардами киловатт-часов, должен гарантировать, в отличие от потребителя 3УР и 4УР, «взятие» мощности и энергии в согласованные календарные сроки, возмещая в противном случае субъекту электроэнергетики понесённые тем убытки из-за «невзятия». Потребитель, по ФЗ-35, должен иметь право создавать дочернюю или иную компанию для строительства электростанции, в том числе и ТЭЦ, которая полностью или частично обеспечит его потребность в электроэнергии.

41. Обосновывать «требования по усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей», безусловно, нужно. Но, как показано выше, такое усиление должна делать сама сетевая организация для своих сетей и за свой счёт.

42. Пункт нужный и правильный – потребитель вправе требовать возмещения затрат, если ему навязывают управление и регулирование, в котором заинтересована только сетевая организация. Кстати, нельзя не отметить кабальные требования к системе контроля и учёта, предъявляемые со стороны субъектов электроэнергетики. Есть законодательно неразрешимые тупики, когда, например, часть трансформаторов тока установлена на 6УР у потребителя, а часть – на подстанциях АО-энерго, куда потребителя не пускают. Это не даёт, в частности, сдать систему учёта в эксплуатацию

43. Обратим внимание: ценологическая теория утверждает, что территориальные границы обслуживания не могут совпадать с территориальными границами, которые определены административными решениями; балансовая принадлежность сетевой организации и граница на географической карте (генплане) есть вещи несовместные.

44. О каком сетевом узле идёт речь? Это районные подстанции 110(35)–500 кВ? Или подстанции 6, 10, 20 кВ (что очень важно для глубинки)? Или узел 0,4 кВ для распределённой маломощной сети?

Выводы

1. Закон «Об электроэнергетике» и Правила недискриминационного доступа к услугам детализируют верные и правильные положения в части отношений субъектов электроэнергетики и субъектов потребления электрической энергии, но их реализация критически воспринимается потребителями.

2. Потребители различны: 1) по уровням энергопринимающих устройств системы электроснабжения, которые определяют границы балансовой принадлежности по точкам присоединения к электрической сети; 2) по наличию (отсутствию) квалифицированного электротехнического персонала, обслуживающего электрооборудование и сети потребителей (от 6УР вниз); 3) по инвестиционным возможностям; 4) по наличию собственных генерирующих мощностей, в том числе и связанных с утилизацией побочных продуктов производства; 5) по необходимости единства управления собственными энергетикой и электрикой и договорным согласованием диспетчерской службы потребителя с работой диспетчерской службы сетевой организации (АО-энерго); 6) по оснащению контрольно-измерительной аппаратурой; 7) по программно-математическому, информационному и интеллектуальному обеспечению.

3. Признать необходимой разработку Федерального закона «О потребителе электрической энергии», где установить понятия, характеризующие электрическое хозяйство (электрику) как объект права и управления.

4. Установить возможность использования электрики как единого имущественного комплекса, назначение которого – обеспечивать надёжное функционирование основного технологического производства и вспомогательных служб, но который имеет право производства, купли-продажи и передачи электрической энергии, совмещая тем самым своё технологическое назначение с любой деятельностью в области электроэнергетики.

5. Признать необходимым особый порядок организации оперативно-диспетчерского управления, который должен, опираясь на самостоятельные решения, реализуемые потребителем при управлении собственными системами электроснабжения, электропривода, электротермии и другими электроприёмными установками.

 

Список литературы

1. Кудрин Б.И. Электроснабжение промышленных предприятий: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Интермет Инжиниринг, 2005. 672 с.

2. Правила пользования электрической и тепловой энергией. М.: Энергия, 1977. 96 с.

3. Шавров Э.Н. О мировой практике реформирования электроэнергетики// Электрика. 2002. № 7. С.3–8.

4. Кудрин Б.И. Техногенная самоорганизация. Для технариев электрики и философов. Вып. 25. «Ценологические исследования». М.: Центр системных исследований, 2004. 248 с.

5. Фильков С.И. Техническое обеспечение деятельности энергоснабжающих организаций, создаваемых потребителями// Электрика. 2004. № 12. С.3–14.

6. Зайцев Г.З., Божков М.И. Техноценологический взгляд на электрификацию жилья и быта// Электрика. 2001. № 1. С.38–41.

7. Кудрин Б.И. О технологическом присоединении к электрическим сетям: комментарий главного редактора// Электрика. 2002. № 4. С.3–16.