// Электрика. - 2002. - № 4.- С.3-16.

 

О ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРИСОЕДИНЕНИИ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ: КОММЕНТАРИЙ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Кудрин Б.И.

 

Актуальность Федерального закона "Об электроэнергетике" очевидна. Отношения энергоснабжающих организаций и потребителей вызывают с обеих сторон много нареканий, которые не в последнюю очередь возникают из-за игнорирования принципа: потребитель всегда прав. Необходимо (что было бы наиболее правильно) изменить само название закона: оно должно включать электрику потребителя — электротехническую часть (электроэнергетику) промышленности, транспорта и строительства; бюджетных организаций, коммунального и сельского хозяйства; быта, науки, искусства, обороны, спорта, информационной инфраструктуры. Словом, то, что не может считаться "субъектом электроэнергетики", но уже не может функционировать, даже и существовать, без использования электричества. Электрика как понятие включает в себя всё это, а также последствия применения электрической энергии. Так что Федеральный закон можно было бы назвать, например, "Об электроэнергетике и электрике". В этом случае будут эффективнее использованы открывающиеся с созданием Закона возможности для гармоничного взаимодействия и сосуществования электроэнергетики и электрики. В ином случае чрезмерное ограничение потребителей на присоединение (подключение), недостаточно четко прописанные права субъектов электроэнергетики (и практически полностью отсутствующие права потребителя) в конечном счете будут сдерживать расширяющееся применение электричества во всех сферах человеческой деятельности, не обеспечивая по этой причине энергетическую и связанную с ней информационную и технологическую безопасность России.

В начале индустриализации энергосистема как единое целое не существовала. Развитие электроэнергетики в стране осуществлялось в соответствии с планом ГОЭЛРО, согласно которому крупные (как правило, градообразующие) заводы сооружали вместе с ТЭЦ (ГРЭС). Этот правильный и единственно возможный в то время подход к электрификации начал претерпевать изменения, и в 50-х годах (одновременно с созданием Единой энергетической системы) было принято решение: строительство каких бы то ни было электростанций, подстанций и ЛЭП не может осуществляться без согласования, условно говоря, с Минэнерго. Это положение было жестко утверждено, когда в 60-е годы энергосистемы взяли на себя обязательство обеспечить электроснабжение любого потребителя, взамен добившись права выдавать технические условия на присоединение к электрическим сетям и источникам электрической энергии. Но обеспечение электрической мощностью и энергией стало осуществляться лишь в согласованном с Минэнерго режиме, диктующем, в частности, неэкономичную работу заводских ТЭЦ и "дерганье" технологий. Так электроэнергетика стала естественным монополистом, породив столь трудно решаемые сейчас проблемы.

Рассмотрим в свете проекта Федерального закона "Об электроэнергетике" ключевую проблему — присоединение потребителей к сетям энергоснабжающей организации (энергосистемы) и обеспечение договорной электрической мощности и энергии. Каждое выдаваемое для этого энергосистемой техническое условие всегда возлагало на потребителя обязанности строить подстанции, менять трансформаторы, дооборудовать ячейки, усиливать или прокладывать новые ЛЭП, обеспечивать энергосистеме транспорт, жилье и др. При единой системе планирования — Совмин, Госплан, Госстрой, Госснаб, наконец, министерства — не очень существенно было, по какому ведомству и как выделялись средства. Потребитель и энергосистема в таких случаях, можно сказать, единым фронтом выступали для открытия финансирования объекта капитального строительства, закладывая в электрические сети и системы "большой энергетики" и в электрику потребителя не реальные, а ожидаемые потребности в электроэнергии.

Характерен пример Оскольского электрометаллургического комбината [1], который полезно рассмотреть с точки зрения взаимоотношений потребитель-энергосистема. Для ОЭМК в декабре 1975 г. был подписан протокол, определивший нагрузку на 01.01.83 г. по комбинату 1700 МВт (первоначальное предложение немецкой стороны определяло 2500 МВт). Когда подошел срок, нагрузка оказалась в 50 раз меньше. Вероятно, это пример самой большой ошибки, явившейся в свое время одной из причин многолетней нерентабельной работы ОЭМК. В 1976 г. был выполнен расчет комплексным методом, определивший нагрузку комбината на 1990 г. в размере 300 МВт и на полное развитие — не свыше 600 МВт. Прогноз 1981 г. подтвердил нагрузку Рmax на 1990 г. в размере 300 МВт при расходе электроэнергии 2300 ГВтч и 280 МВт — при числе часов использования максимума нагрузки T = 8036 ч. Фактически за 1990 г. Рmax = 290 МВт, T = = 7200 ч, A = 2080 ГВтч (прогноз 1976 г. исходил из максимально достижимых в черной металлургии темпов строительства, освоения строймонтажа и ежегодного увеличения установленной мощности Рmax , A. Заметим, что в 1985 г. Рmax составил по Магнитогорскому металлургическому комбинату 804 и по Новолипецкому 805 МВт). С учетом того, что схема электроснабжения ОЭМК и района была ориентирована на 1700 МВт (а не на 600 МВт, как предполагалось прогнозом, и тем более не на 300 МВт), до 1983 г. построили районную подстанцию 750/500/300/110 и подстанцию 500/330/110 кВ. Заводская подстанция 330/110 кВ питалась по четырем кабельным линиям 330 кВ и имела ЗРУ 330 и 110 кВ. В здании подстанции, выполненном на семь трансформаторов по 320 МВА, было установлено четыре трансформатора.

Приведем еще несколько примеров, касающихся выдачи технических условий. К чему привело обнаружение для одного из заводов на востоке страны низкого качество электроэнергии на границе раздела предприятие-энергосистема (6УР)? Естественно, к техническим условиям, которыми Энергосистема (субъект электроэнергетики) возложила на Завод (потребитель) обязанность организовать систему расчетного учета и контроля качества электроэнергии. Для этого Заводу предложено: установить электронные счетчики (цитируем: "актив, реактив, прием, отдача") с прямым указанием наименования счетчика и завода-изготовителя (что означает явное навязывание услуг и прямо запрещено Гражданским Кодексом РФ); заменить (установить) трансформаторы тока на вводах ГПП; выполнить расчет погрешностей измерительных комплексов ГПП для всех режимов работы электроустановок в соответствии с РД 34.09.101—94, РД 153-34.0-11.209—99; предусмотреть установку стабилизирующих устройств на ГПП для поддержания показателей качества электроэнергии по ГОСТ 13109—97 на границе балансовой принадлежности (6УР) и установку компенсации реактивной мощности силовых установок электроприемников для достижения коэффициента мощности 0,98. Для контроля показателей качества электроэнергии на шинах 220 кВ организовать автоматизированную систему контроля качества и учета электроэнергии (вновь задается завод-изготовитель) с выводом информации в Энергосбыт энергосистемы для оперативного контроля за системой учета и передачи данных. Помимо указаний обязательных согласовывающих организаций, на питающих центрах энергосистемы предписывается (во всех случаях задаются количество и наименование): 1) на подстанции 500 кВ "Молодежная" установить счетчики и измеритель; 2) на подстанции 220 кВ "Северная" — счетчик и измеритель; 3) на подстанции 110 кВ "Заводская" — счетчики и измеритель; 4) на ТЭЦ-3 — счетчики и измеритель. При необходимости во всех случаях предусмотреть замену измерительных трансформаторов. Очевидно, что нет принципиальной разницы в технических условиях 70-х годов XX века, выданных ОЭМК, и сегодняшних, выданных для Завода в начале века XXI.

Близки в подходе и технические условия, выданные другой энергосистемой новому поселку. В них помимо требований к переустройству ЛЭП, коммутационной аппаратуре, контролю и измерениям, ключевым надо признать следующее: вновь появившийся (строящийся по очередям) потребитель, запросивший технические условия на электроснабжение и указавший расчетную нагрузку 3500 кВт, получил официальное уведомление о необходимости установки (замены) на подстанции Энергосистемы двух трансформаторов по 40000 кВА каждый. Не вопиющий ли это факт?

Далее. Действующее садовое товарищество, созданное около 30 лет назад на основе пресловутых 6 соток, питалось все советское время от трансформатора 10/0,4 кВ, который в свою очередь питается линией 10 кВ длиной 400 м от фидера одной из распределительных подстанций РП районных электрических сетей. В период приватизации ЛЭП и ТП были "сброшены" "большой электроэнергетикой" на садоводов (этот "объект" сейчас по утвержденному энергосистемой приложению к Договору фиксируется так: "Акты по разграничению балансовой принадлежности изменению не подлежат"). Так садоводы неожиданно для себя стали энергосетевой организацией, имеющей в собственности установки сети 10 кВ, а энергосистема лишь "обязуется осуществлять оперативное обслуживание в полном соответствии с действующими в электроэнергетике правилами и нормами, в целях обеспечения надлежащего функционирования объекта". При этом садоводы обязаны (вдумайтесь в абсурдность следующего): обеспечить круглосуточный допуск специалистов энергосистемы к высоковольтному энергетическому оборудованию "объектов" (имеется в виду всё то же: ТП 10/0,4 кВ и ЛЭП-10 кВ, проходящая не по территории садов, хотя если бы и проходила, то это не меняет существа); передать энергосистеме всю проектную документацию на "объекты", паспорта имеющих отношение к "объекту" воздушных линий электропередач, подстанций, кабельных линий электропередачи напряжением 0,4—10 кВ и схемы их прокладки, а также схемы всех электроустановок "объекта"; передать ключи от всех запирающих устройств "объекта" (напомним, что ТП 10/0,4 кВ и ЛЭП-10 кВ — "объект" — проектировали и строили организации Минэнерго).

Наконец, невозможно не опубликовать, соблюдая анонимность организаций и фамилий, полный текст технических условий, выданных рядовой пенсионерке (приведены в дословном оформлении и стилистике).

 

"ТУ на электроснабжение жилого дома"

Дальские электрические сети разрешают проектирование присоединения мощности 5 кВт на напряжение 220 В для электроснабжения токоприемников: жилого дома в дер. Сарбала Кедровского р-на (потребитель 3 категории).

1. Источником электроснабжения считать РУ-0,4 кВ ТП-212.

При проектировании возможно использование существующих ЛЭП-0,4 кВ, при условии соответствия параметров ЛЭП-0,4 кВ "Нормам технологического проектирования электрических сетей", обеспечивающим нормативную надежность электроснабжения потребителей и качество электроэнергии.

2. Проектируемые, реконструируемые ВЛ-0,4 кВ и ответвления к вводам должны выполняться с применением самонесущих изолированных проводов.

3. Подключение заявленной электрической мощности осуществляется к сетям общего назначения, обеспечивающим качество электроэнергии в соответствии с ГОСТ 13109—97.

4. Схему сети ЛЭП-0,4 кВ и объем работ по подключению жилого дома определить проектом и согласовать с Березовскими РРС до выпуска рабочих чертежей.

Проект электроснабжения должен включать:

— ситуационный план расположения объекта;

— схему внешнего и внутриобъектного электроснабжения с указанием типов и уставок защитных аппаратов, сечений и марок проводов, расчетных токов, приборов учета электроэнергии, схему присоединения к питающей сети;

— ситуационный план расположения электрооборудования, прокладки кабелей, проводов, заземляющих или зануляющих проводников;

— спецификацию электрооборудования, изделий или материалов;

— установку УЗО (устройства защитного отключения);

— пояснения, указания, примечания (при необходимости);

— расчет пропускной способности питающей сети 0,4 кВ и защит. При необходимости выполнить мероприятия по усилению питающей сети.

Предоставить разработанный проект электроснабжения для согласования в "Облгосэнергонадзор" (Межрайонная инспекция № 21, Кедровск, ул. Васильевская, 15, ком. 20; тел./факс, приемные дни — среда с 8-30 до 14-00) и в Дальские электросети.

Включение разрешенной мощности будет допущено на основании Акта инспектора Госэнергонадзора после выполнения технических условий и сообщения о готовности установок к эксплуатации.

Для организации расчетного учета электропотребления, с целью обеспечения выполнения требований ПУЭ, ПУЭЭ и РД 34.09.101—94 получить технические условия на выполнение требований учета, контроля за энергопотреблением в Дальском отделении Энергосбыта Лесэнерго (Дальск, ул.Маркса, 16). В проекте предусмотреть разработку отдельного раздела по организации расчетного узла учета электропотребления.

Настоящие технические условия действительны в течение трех лет.

При использовании электроэнергии для термических целей получить разрешение в Госэнергонадзоре.

 

Главный инженер                 Д. К. Пошехонцев

Исп. Машинов К. З., тел.

 

Аналогичные технические условия могут быть приведены для торговой палатки, которая просит выделить ей 3 кВт на напряжении 220 В (различия в дальнейших решениях определяются кабельными сетями. См. Инструкцию по проектированию городских электрических сетей. РД 34.20.184—94, с изм. 1999 г.), не сочтя возможным "судиться" с энергоснабжающей организацией.

Маленькое замечание к этим техническим условиям, касающееся "использования электроэнергии для термических целей". Напомним, что у нас в 40-х годах населению запрещалось использовать электроплитки: они изымались, за них штрафовали, а в 43—44-х гг. и "сажали". В XXI век запрещение на "термические устройства" идет именно оттуда, противореча логике развития применения электричества. Так надо ли получать согласование энергосистемы на пользование утюгом, чайником, электроплитой, и правомочен ли отказ при устройстве "теплых" полов (с прокладкой кабеля в бетонных пустотах пола)? Как казус можно рассматривать многолетнее запрещение использовать электроэнергию для целей отопления в поселке вблизи Саяно-Шушенской ГЭС, завозящем уголь и не получившим разрешение даже при избытке мощности близлежащей ГЭС и сбросе ею излишков воды.

Оценим величину 5 кВт, разрешенную пенсионерке. Заметим, что Инструкцией по расчету электрических нагрузок жилых зданий РМ-2696, введенной в действие Москомархитектуры с 15 июля 1999 г. и согласованной московским Госэнергонадзором и УГПС МВД, предложено для выбора приборов учета и аппаратов защиты на вводе в квартиры принимать расчетные нагрузки, кВт/квартиру: для домов с газовыми плитами 5,5—7,0; с электроплитами 8,8—11; расчет нагрузки линии к электроплите производить из расчета 7 кВт. Следовательно, 5 кВт не роскошь, а лишь необходимая величина, если будут холодильник, стиральная машина, утюг, телевизор..., возможность включать полное освещение.

Каковы основные (стоимостно возлагаемые на пенсионерку при строительстве) этапы проектирования (которое тоже, кстати, чего-то стоит) такого объекта? Это расчет достаточности существующей подстанции и питающей сети 0,4 кВ, включающий расфазировку, распределение мощности в сети, расчет рабочих токов. Для пенсионерки это: 1) расчет мощности, который итогово принимает вид: выделенная мощность согласно ТУ — 5 кВт, ток согласно выделенной мощности 23 А, расчетная мощность с учетом коэффициента спроса 6,7 кВт (именно так, а не в кВА пишут обычно), напряжение 220 В; 2) выбор сечения провода с проверкой выбранного сечения по длительно допустимому току нагрева; 3) поверочный расчет выбранных сечений проводников внешней сети, с учетом проектируемого объекта, по отклонению напряжения; 4) выбор, расчет и поверка уставок срабатывания аппаратов защиты и коммутации по однофазным токам КЗ; 5) поверочный расчет контура заземления на вводе проектируемого объекта; 6) строительно-монтажные решения (см. Руководящие указания по проектированию электроснабжения сельского хозяйства. М.: Сельэнергопроект, 1985).

Проектные решения, оплатить которые предстоит пенсионерке, следующие. По отклонению напряжения использование ТП-212 позволяет выдерживать заданные ПУЭ границы. Использование существующих сетей (линия 0,4 кВ вдоль улицы) для подключения 5 кВт не представляется возможным из-за несоответствия параметров ЛЭП-0,4 кВ нормам технологического проектирования электрических сетей и показателям качества электроэнергии у электроприемников, нормируемым ГОСТ 13109—97. Для приведения параметров существующей сети (ВЛ 0,4 кВ от ТП-212 с трансформатором 160 кВА) необходима подвеска линейного провода марки АС 50 на протяжении 240 м, установка в резервной ячейке РУ-0,4 кВ рубильника с предохранителями, от существующей опоры № 62 ввод самонесущим проводом САПсш к вводно-распределительному устройству (так назван в доме пенсионерки щиток со счетчиком и автоматом АП-50) общей длиной 20 м (никто из подключаемых потребителей с мощностью несколько киловатт не гарантирован, между прочим, от требования замены трансформатора, в данном случае 160 кВА, на следующий габарит, а то и на 400 или 630 кВА).

Что общее для всех этих случаев (от ОЭМК до пенсионерки) и каковы причины отрицательного отношения электрики ко многим статьям проекта Федерального закона "Об электроэнергетике"?

Обратимся к Стратегии электроэнергетики до 2020 г. и к истории [2, 3], сжато изложив проблему. Из-за всеобщности и всепроницаемости электроэнергетики даже абсолютная централизация не дала возможности охватить всё одним ведомством. После войны союзное Министерство (энергетики) планировало и учитывало только энергетику общего пользования. Но одновременно все большее значение приобретала промышленная энергетика. Постановлением Государственного Комитета Обороны от 18 мая 1944 г. созданы отделы главного энергетика (и введена сама должность) на всех предприятиях с установленной мощностью свыше 1000 кВт. Осознавались особенности построения, функционирования и развития электрического хозяйства (электрики) промышленных предприятий. Для их кадрового обеспечения в 1945 г. в Московском энергетическом институте был организован факультет электрификации промышленности и транспорта. Дальнейшее размежевание электриков электроэнергетики и электрики определялось трактуемым двояко понятием электроснабжение промышленных предприятий (см. пример ОЭМК). Одно — в увязке с развитием ЕЭС России решение вопросов электроснабжения предприятия сверху — получение и транспортировка электроэнергии до границы раздела предприятие-энергосистема. Но есть и другое — от границы до отдельного электроприемника: электродвигателя (их в 1985 г. на ОЭМК было 13331 шт. средней мощностью 26,7 кВт), лампочки (светильников — свыше 500 тыс.). Для кадрового обеспечения именно этой сферы электроснабжения в МЭИ в 1966 г. была организована кафедра внутризаводского электроснабжения, позже переименованная в кафедру электроснабжения промышленных предприятий.

Создание и ликвидация совнархозов изменили состав ЕЭС, собственно и породив областные энергосистемы — топливно-энергетические структуры, куда передали всё, имеющее отношение к тепловой и электрической энергии. В 1952 г. небольшим поселениям разрешили (!) подключаться к сетям государственных энергосистем, а средние и мелкие источники, работавшие преимущественно на возобновляемых ресурсах, уничтожались. В начале 60-х в средних размеров областях ежегодно вводилось 6—10 тыс. км сетей, а обслуживание их возлагалось на "большую энергетику". В 80-х годах распорядились передать колхозно-кооперативную собственность на баланс Минэнерго. "Так ЕЭС дошла до вводов в коровник"*. Руководители энергосистем через обкомы партии ходатайствовали о передаче на их баланс объектов промышленной и коммунальной энергетики. "Так ЕЭС пришла в квартиры" [3].

"Право на выдачу технических условий на присоединение и на любой шаг в промышленной и любой другой энергетике закрепило монополизм ЕЭС. Не влияло это и на систему государственного регулирования энергетики, так как развитие промышленной, коммунальной и сельскохозяйственной энергетики по-прежнему планировали и учитывали по отраслям-потребителям" [там же]. Но это планирование осуществляли под неусыпным надзором "большой энергетики", которая имела право вето, в частности, на строительство любых генерирующих мощностей и в Техусловиях могла потребовать (и требует!) предоставления многого, вообще не имеющего прямого отношения к электротехнической части (в добавление к очевидным, с точки зрения энергосистемы, дооборудованию подстанций, усилению сетей, замене трансформаторов).

В связи с примерами обратимся к проекту Закона "Об электроэнергетике". Как мы уже отмечали вначале, само его название вызывает вопрос: насколько Закон ориентирован на потребителя и ориентирован ли вообще? В содержании отсутствует не только глава, но даже и статья, прямо касающаяся прав и обязанностей потребителя. В общих положениях устанавливаются предмет регулирования и "правовые основы экономических и производственных отношений в сфере электроэнергетики" и определяются (ст. 1) полномочия, основные права и обязанности, "участвующих в процессе производства, передачи, распределения и потребления электрической и тепловой энергии". Здесь потребитель — налицо. Но уже в ст. 3, где определены основные понятия, в электроэнергетику как в сферу экономики включены лишь процессы производства, передачи и распределения электроэнергии, а "также комплекс экономических взаимоотношений, возникающих в процессе их осуществления". Как видим — потребитель "выпал".

Субъекты электроэнергетики определены как организации, осуществляющие деятельность в электроэнергетике, в том числе производство, поставку (продажу) электроэнергии, энергоснабжение потребителей (подчеркнем — до границы раздела), предоставление услуг по передаче, распределению и сбыту электроэнергии, услуг по диспетчерскому управлению в электроэнергетике, услуг по организации процесса купли-продажи электроэнергии и ее коммерческому учету. А что такое потребители электрической энергии? Это (физические и юридические) "лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд". Следует согласиться с формулировками проекта Закона в части точных и ясных определений субъекта электроэнергетики и потребителя энергии.

Однако при этом сразу возникают неясности. Во-первых, если потребитель — не субъект электроэнергетики, то на него не могут распространяться те статьи, где говорится о субъекте электроэнергетики. Поэтому потребителю также должна быть посвящена отдельная глава Закона. С позиций теории и практики, потребитель действительно не есть субъект электроэнергетики, потому что электрическое хозяйство любой организации (предприятия) и квартиры (офиса), собственно и называемое нами электрикой, отличается от электроэнергетики структурой установленного электрооборудования и сетей [1, 4], иным подходом к инвестициям (включая проектирование), к эксплуатации, ресурсосбережению, диспетчеризации, да и менеджменту в целом. Несмотря на это, получается, что обязанности потребителя в законе прописаны (и их будет навязывать и обязывать выполнять субъект электроэнергетики), а правб, дескать, потом Правительство определит. Нет, правб потребителя и ответственность субъекта электроэнергетики перед потребителем должны быть четко прописаны отдельными статьями Закона.

Во-вторых, такое определение потребителя ставит запрет созданию собственных генерирующих мощностей для исключения зависимости от энергосистемы и, в частности, запрет малой энергетике, использованию потребителем вторичных и возобновляемых ресурсов для выработки (генерации) электрической и тепловой энергии. Действительно, потребитель, скажем, со среднесуточным потреблением 5 кВт мощности, поставивший ветряк на 5 кВт, будет часть суток потреблять электроэнергию от "субъекта электроэнергетики", но часть-то — выдавать электроэнергию. Следовательно, он подпадет под определение субъекта электроэнергетики, производя и продавая электроэнергию.

Следует узаконить право потребителя продавать заявительно выработанную им электроэнергию (генерировать) субъекту электроэнергетики по себестоимости, прозрачно определяемой для субъекта электроэнергетики, и право субъекта электроэнергетики продавать в дальнейшем эту электроэнергию, если так можно выразиться, вновь, но по тарифу, устанавливаемому ФЭК (в пределе).

Оптовый рынок определен с участием крупных производителей и крупных же покупателей электроэнергии. Но уже в следующем абзаце субъекты оптового рынка определены без ссылки на крупность как "юридические лица, получившие ... право участвовать в отношениях, связанных с оборотом электрической энергии на оптовом рынке". Далее вводится понятие розничного рынка электрической энергии как "сферы оборота электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии в пределах территории РФ". Определение розничных рынков как сферы оборота электроэнергии вне оптового рынка с участием потребителей не вызывает возражения, но требует дополнения: контрольный пакет должен находиться в руках потребителей и муниципальных органов.

Закон применяет понятие, но не разъясняет, что такое крупный потребитель. Ведь в разных отраслях потребители с одинаковыми электрическим потреблением и мощностью относятся к разным группам по величине их основного технологического продукта, да и по территориально-административной принадлежности (металлургический завод "Серп и молот" считают в Москве крупным, но по нагрузке, Рmax = 30 МВт, схеме электроснабжения он в черной металлургии не более чем средний). Законом следует определить не объем производства, не величину электрической мощности или объем потребляемой энергии (как это сделано относительно обязательных энергетических обследований организаций, потребляющих более 6000 т у. т. в год), а уровень системы электроснабжения (внутризаводского, как пояснено выше), на котором он питается. Имеется в виду, что уровень во многом определяет электрику объекта, включая предельно допустимую мощность, которую потребитель может "взять", и технико-экономически оправданный уровень напряжения.

Выделяют несколько уровней. Первый 1УР, составляющий сущность электрики и определяющий схему электроснабжения потребителя (но не энергосистемы); однако практически ныне отсутствует случай (факт), когда потребитель имеет строго один электроприемник (в этом случае потребитель и электроприемник тождественны. Специфика единичных крупных энергоемких электроприемников, питающихся "напрямую" от энергосистемы, здесь нами не рассматривается). Второй 2УР, когда потребитель питается на напряжении ниже 1 кВ (наиболее распространено в России 0,4 кВ по системе 380/220 В). У этих потребителей нет экономической необходимости в штатном электрике. Третий 3УР, когда по различным причинам (мощность, удаленность, надежность и др.) для электроснабжения потребителя необходима установка одного или нескольких трансформаторов 10(6)/0,4 кВ. Четвертый 4УР, когда количество силовых и преобразовательных трансформаторов, появление высоковольтных двигателей вызывают необходимость сооружения распределительной подстанции РП 10(6) кВ и когда неизбежно появляется электротехнический персонал, обслуживающий уже достаточно развитое электрическое хозяйство. Пятый 5УР, на котором мощность и расход электроэнергии таковы, что для осуществления электроснабжения требуется ввод 35, 110, 154, 220, 330 кВ или десятки вводов от ТЭЦ, а для эксплуатации установленного оборудования и сетей создают электрослужбы и централизованные специализированные обслуживающие и ремонтные электроцехи. И, наконец, ключевой для нас шестой 6УР, собственно граница раздела: субъект электроэнергетики (электроснабжающая организация) — потребитель. Заметим, что 6УР может проходить (совпадать) с любым из перечисленных уровней.

Общие принципы организации хозяйственных отношений и основы федеральной политики в электроэнергетике (ст. 6) в отношении потребителя провозглашают два лозунга: 1) "обеспечение бесперебойного, надежного и безопасного функционирования электроэнергетики для удовлетворения спроса на электрическую энергию со стороны потребителей Российской Федерации, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики"... и 2) "использование рыночных отношений и конкуренции в качестве основного инструмента формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию, поставляемую потребителям, обеспечения надлежащего качества, минимизации стоимости электрической энергии".

Оба лозунга крайне опасны для потребителя: первый говорит о надлежащем исполнении обязательств потребителя перед субъектом электроэнергетики (без расшифровки — что значит "надлежащее", хотя по существу у потребителя должно быть одно обязательство перед субъектом электроэнергетики — платить по договору. Другие договорные условия возможны в случае их соответствия Гражданскому Кодексу РФ); второй, говоря о минимизации стоимости электрической энергии, допускает, что энергосистема будет перекладывать часть своих затрат, включая инвестиции, на потребителя.

Наиболее типичным, но далеко не единственным, здесь будет требование компенсировать реактивную электрическую энергию и мощность (повышение cos j для снижения потерь в сетях энергосистемы, но так, что затраты на компенсацию возлагаются на предприятия, а снижение потерь происходит только в сетях энергосистемы). Контроль компенсации всегда производится энергосистемой на 6УР. Как следствие этого, установка компенсирующих устройств чаще всего осуществляется на границе раздела предприятие-энергосистема вне зависимости от уровня (2УР, 3УР, 4УР, 5УР), на котором питается потребитель. В этом случае потребитель не снижает потери в своих сетях, не может регулировать реактивную мощность для поддержания напряжения в узлах своей нагрузки. Известны и случаи требования на отключение устройств компенсации в определенные часы, что прямо увеличивает затраты потребителя.

По нашему глубокому убеждению, у потребителя, повторим, одна обязанность — платить и в оговоренных Законом случаях держать электрическое хозяйство в порядке. Может быть, в Законе следует прямо оговорить, с одной стороны, право человека на снабжение электрической энергией, а с другой — возможность, а в некоторых случаях и обязательность отключения любого (включая и население) потребителя за неуплату (потребители, относящиеся к категории особых, имеют свои независимые источники питания: нелепо надеяться на ЛЭП в чрезвычайной ситуации, не говоря уж о военной). Причем сроки и порядок отключения следует оговорить в Законе, включая расчеты с малообеспеченными, где гарантом оплаты выступает государство.

Несколько частных замечаний. Необходимо создание страхового фонда, чтобы возместить потребителю потери в случае отключения как по форсмажорным обстоятельствам, так и в случае банкротства энергоснабжающей организации. Во всех случаях и для любого потребителя должны быть узаконены бессрочность подключения и право на увеличение и (или) уменьшение параметров электропотребления. Интервалы заявленного получасового максимума не должны оговариваться, поскольку они вытекают из уровня системы электроснабжения. Категорийность (понимая под этим характеристику качества электрической энергии) должна быть связана с оплатой, имея в виду обязательность ПУЭ и ГОСТ для энергосистем, а оплата — с обеспечением категорийности сверхнормативных по количеству вводов, бесперебойности и др. Следует договорно определять величину страховых выплат в случае перерыва в электроснабжении по длительности, величине снижения мощности, недоотпущенной электроэнергии. Субъект электроэнергетики должен гарантированно сообщать потребителю: как и откуда осуществляется энергоснабжение; каковы надежность и безопасность; кто и как будет производить обслуживание и ликвидацию аварий, происходящих в установках и сетях субъекта электроэнергетики, но сказывающихся на потребителе. Должны оговариваться и предусматриваться схемно отключение только неплательщиков и защита тех, кто платит регулярно. Оплата должна производиться только по установленному энергоснабжающей организацией коммерческому счетчику. Устранение его неисправности и осуществление ремонта — за субъектом электроэнергетики.

В Законе должны быть статьи, оговаривающие: 1) право на достаточное потребление электрической мощности и энергии по разрешенным техническим условиям; 2) защищенность потребителя при любом изменении собственника — субъекта электроэнергетики (потребитель не должен этого ощущать); потребитель вправе выбирать поставщиков электроэнергии, но все поставщики должны гарантировать оговоренные договором мощности и объемы электропотребления (могут быть и негарантированные, дополнительные объемы поставки энергии и мощности за определенную рыночную цену).

Вернемся к главной для потребителя проблеме, возникающей сразу же, как только собственно сам потребитель и появляется в виде физического или юридического лица. При этом снимем вопрос об объемах электропотребления, поскольку потребитель платит за электрическую энергию: энергосистема обязана обеспечивать заявленный максимум и величину электрической энергии, оставляя условия на присоединение на усмотрение договора. Здесь надо сказать и про энергосбережение, которое многие толкуют как меньшее потребление электрической энергии. Но это ошибочная постановка: энергосбережение означает не уменьшение расхода электроэнергии вообще, а снижение удельных расходов, бульшую эффективность использования энергии на единицу продукции, на единичную оказанную услугу (это же относится и к чиновничьему аппарату).

Законом устанавливается индивидуальность технических условий на подключение (присоединение) к электрическим сетям для всех юридических и физических лиц. При этом четко записано: "За технологическое присоединение к электрическим сетям организациями, осуществляющими пользование указанными сетями, взимается плата, которая носит однократный (выделено нами) характер. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг. Договор на оказание этих услуг является публичным". Почему и откуда вместо слова техническое появилось слово технологическое — от модных "высоких технологий"? В Законе должно быть прописано различие, потому что эти понятия имеют разное сущностное содержание. Встречаясь раздельно по тексту, они иногда затемняют смысл сказанного. Почему, в частности, присоединение юридического лица к оптовому рынку в качестве субъекта оптового рынка требует выполнения установленных процедур, в том числе "выполнения мероприятий технического характера, необходимых для присоединения к оптовому рынку в качестве субъекта"?

Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии проектом Закона трактуется как "технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, которое осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ". Порядок включает "процедуру присоединения, существенные условия договора на присоединение к электрическим сетям, а также требования к выдаче индивидуальных технических условий на подключение к электрическим сетям". Странно, что указанные процедуры и критерии оценки технической возможности для присоединения к электрическим сетям определяются не Законом, а "Правительством РФ в порядке технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям" (заметим еще раз необходимость уточнения применения понятий технологический и технический).

Рассмотрим все приведенные выше примеры, опираясь на определения Закона. Прежде всего заметим, что здесь Закон ушел от понятия потребитель и стал оперировать понятием энергопринимающие устройства (энергетические установки). Что здесь принципиально? Каждый потребитель имеет юридически обозначенную территорию (площадь), на которой расположены различные здания, сооружения и сети — объекты самого различного назначения. Но с точки зрения Гражданского кодекса, это и есть нечто единое — потребитель. С ним должен заключаться публичный договор, как это несколько раз подчеркивается в Законе (интерпретацию см. [5]). А что значит "публичный"? Это значит, что энергоснабжающая организация должна заключать договор на энергоснабжение с каждым, кто к ней обратится. Энергоснабжающая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим, устанавливать разные тарифы и другие условия для разных потребителей (естественно, за исключением случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами). Энергоснабжающая организация не вправе и трактовать публичный договор энергоснабжения как договор присоединения.

Для всех потребителей, если они пользуются электричеством, существует некоторое устройство, которое можно назвать вводным и которое на стороне 0,4 кВ может быть представлено (исключая счетчик) автоматом, щитком с плавкими предохранителями ("пробками"), блоком рубильник-предохранитель, шкафами и щитами, ящиками, сборками и др. Для потребителей, питающихся с 3УР, это трансформатор, который может находиться на территории потребителя и вне ее. Это же относится к РП 10(6) кВ или ГПП. Важно, что большинство потребителей может иметь не один, а много (до нескольких десятков) вводов, иногда и на различные напряжения и устройства. Существенно, что во всех случаях договорно может быть выделена электрика — собственность потребителя: от этого вводного устройства вниз, где существуют и обслуживаются энергопринимающие устройства (энергетические установки) 5УР—1УР. Составителям Закона полезно было бы учесть, что количество таких устройств и установок, определяемых ПУЭ как "совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с соответствующими сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электроэнергии и преобразования ее в другой вид энергии", у потребителей, имеющих 4УР и 5УР, измеряется десятками, сотнями, тысячами. Поэтому неправомочно говорить о технологическом присоединении энергопринимающих устройств вообще, а следует Законом оговорить уровень 2УР—5УР и особенности раздела потребитель-энергоснабжающая организация для каждого из уровней.

Тогда очевидным станет отстаиваемое потребителями и как будто так и толкуемое Гражданским Кодексом РФ право на электроснабжение, имея в виду подвод энергии энергоснабжающей организацией к потребителю до вводно-распределительной или преобразующей электротехнической установки. Проиллюстрируем необходимость этого на примерах. 1. Для Оскольского электрометаллургического комбината это означало лишь согласование с энергосистемой границы раздела 330 кВ на собственной (ОЭМК) подстанции РП 330/110 кВ, но отнюдь не финансирование и строительство четырех вводов 330 кВ до распределительной подстанции комбината РП 330/110 кВ, миллионника на Курской АЭС, линий 750 кВ от Курска и 500 кВ от Воронежа с сооружением двух мощных районных подстанций. 2. Для восточного Завода — отказ от навязываемого ему устройства, регулирующего качество энергии, от требований поддержания cos j на уровне 0,98, от устройств по передаче сигнала на подстанции энергосистемы. 3. Для садоводов — передачу (продажу за символическую плату или за полную стоимость в виде стоимости акций) районной энергетической сети — субъекту электроэнергетики — трансформатора вместе с питающей линией 10 кВ.

Более подробно рассмотрим ситуацию (усугубляемую проектом Закона), возникшую у пенсионерки-частного застройщика. Во-первых, в полном соответствии со ст. 25 Закона, пенсионерка реализовала "право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям", споткнувшись о "наличие технической возможности для такого присоединения" (мы говорили и говорим, что у энергосистемы всегда найдется "отсутствие наличия"). Оказалось, что у энергосистемы идущая вдоль деревни линия не отвечала условиям ПУЭ по нагреву; обнаружились какие-то недостатки на коммутирующей стороне 0,4 кВ трансформаторной подстанции. Очевидный для системы выход — за счет частного застройщика решить собственные эксплуатационно-хозяйственные проблемы, что собственно и отражают выданные технические условия (хорошо еще, что на пенсионерку энергосистема не возложила оплату возросшей на 5 кВт генерирующей мощности, которая во многих расчетах принимается в 1000 долл/кВт, итого — 5 тыс. долл за заявленную ею мощность. Оплата генерирующей мощности не покажется столь нелепой, если вспомнить, что к концу 2001 г. жителей новых московских домов, имеющих трехфазный ввод, автоматизированную систему учета и потребления электроэнергии, присоединенную мощность 10 кВт и более, обязали оплачивать электроэнергию по тарифам ночному — 44 и дневному — 87 коп/кВтч, вместо ранее действовавших ночного — 11 и дневного — 44 коп/кВтч).

Как должно быть ясно из Закона "Об электроэнергетике", для данного случая правильно следующее решение. Энергоснабжающая организация (у которой должна иметься вся необходимая документация на сеть, хотя в данном случае достаточно ситуационного плана деревни со схемой электроснабжения — линией, где указаны данные по сети; провода и номера опор) должна всего лишь от ближайшей опоры сделать ввод к вводному щитку, установленному в доме частного застройщика, после чего опломбировать счетчик. Ввод может быть сделан "по месту", с одномоментным документальным оформлением произведенного действия, с последующим указанием марки и сечения ввода на ситуационном плане и схеме. Избыточность, как в данном случае, а то и ненужность непомерно плодящейся документации есть факт, ведущий к растрате ресурсов. Отметим, что как выполненная в данном случае проектная документация, так и множество подобных проектов через несколько лет эксплуатации "ненаходимы" (это неизбежное ценологическое свойство создаваемых ныне информационно-технических систем) и в любом случае требуют новых обмерочных работ при любом следующем решении по данному застройщику.

С общественной (государственной) точки зрения выдача подобных технических условий задерживает развитие мелкого, среднего и крупного бизнеса; заселение и восстановление деревень, так необходимое России; электрификацию громадных просторов России в целом. Законом должно быть четко оговорено, что технологическое присоединение потребителя к электрическим сетям субъекта электроэнергетики следует рассматривать и осуществлять на 6УР — уровне раздела потребитель-энергоснабжающая организация. Технические условия не должны содержать какие бы то ни было проектные, строительные, монтажно-наладочные, контрольно-измерительные и любые другие решения, которые потребитель должен выполнять для субъекта электроэнергетики.

Но за счет чего энергоснабжающая организация должна производить у себя работы по присоединению ОЭМК, Завода, Поселка, Садоводов, Палатки, Пенсионерки? Самый простой ответ: за счет тарифов, где должна быть инвестиционная составляющая. Но такой ответ не закрывает проблему.

Рассмотрим некоторые причины неудовлетворительного состояния электрических распределительных сетей 0,4—10 кВ.

В городских муниципальных сетях: 1) резкое уменьшение финансирования на реконструкцию и капитальный ремонт сетей, вызванное скудостью, а то и неправильным распределением местного бюджета; 2) безграмотное вмешательство местных властей в деятельность подведомственных электросетей при выдаче техусловий, работе с инвесторами, удешевлении возводимых объектов; 3) ошибочное создание (под названиями: ПТО ГХ — Производственно-техническое объединение городского хозяйства, МУП ЖКХ — Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства или как в Томске — районное ПЖРЭТ) новых структур, в которые "загнали" предприятия электрических сетей, водоканалов, теплосетей вкупе с комбинатами благоустройства и предприятиями, обслуживающими собственно жилищно-коммунальный сектор, включая домоуправления (вдумайтесь только, как это звучит и сколько это стуит: Председатель Комитета по энергетическому комплексу и энергосбережению Администрации области).

Произошло перераспределение прибыли рентабельных предприятий (электросетей, водоканалов и теплосетей) на убыточные. Относительная доля бюджетных средств на содержание этих структур была уменьшена. Сами муниципальные структуры разрослись в несколько раз, и численность их персонала превышает численность вместе взятых водоканалов, электро-, и теплосетей, производственные базы и основные средства которых сократились. Зачастую в руководстве ПТО, МУП, ПЖРЭТ отсутствуют специалисты-энергетики, понимающие специфику работы электросетей. Прямая муниципальная подчиненность и потеря юридической самостоятельности городских электросетей привели к ухудшению производственной базы, качественному и количественному сокращению обслуживающего персонала, уменьшению финансирования на реконструкцию и капитальный ремонт городских распределительных сетей 0,4—10 кВ, ухудшению качества этого ремонта, да и эксплуатационных работ в целом.

В сельских распределительных сетях: 1) рост числа бытовых потребителей за счет роста с 90-х годов садовых товариществ и частных "домиков в деревне", последние из которых часто имеют потребляемую мощность 15 кВт (впрочем, иногда доходящую до 100 кВт и более); 2) резкое уменьшение финансирования на реконструкцию и капитальный ремонт распределительных сетей класса напряжения 0,4—10 кВ.

В период перестройки присоединение (подключение) осуществлялось без должной требовательности и контроля со стороны электросети. Неоправданно возрастала протяженность существующих в населенных пунктах сетей 0,4 кВ, не контролировалось качество их строительства, отсутствовало инженерное обоснование сечения ЛЭП-0,4 кВ, нагрузки силовых трансформаторов, работы коммутационной аппаратуры РУ-0,4 кВ трансформаторных подстанций. Распространение получило самовольное присоединение. В результате сельские сети 0,4 кВ стихийно выросли примерно в полтора раза при резком ухудшении всех параметров этих сетей. Постановление Правительства РФ от 12.08.1998 г. № 938 "О Государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации" приостановило эту тенденцию. Но органы энергонадзора излишне увлеклись приемкой вновь выстроенных объектов, уделяя мало внимания анализу и контролю существующих параметров сетей, качеству передаваемой по ним электроэнергии, не обязывая владельцев привести электросети в соответствие ПУЭ.

По сути, всё сводится к предписаниям, которые предлагают владельцам сетей и присоединяемым потребителям приглашать энергонадзор (за счет потребителя!) для обследования параметров существующей электросети и выработки предложений, которые владелец сети обязан включить в ТУ на разработку проекта электроснабжения потребителя. Учитывая стоимость такого обследования (от 6 до 25 тыс. руб.), затраты на проект и его реализацию, включая предложения на замену провода на участке ВЛ-0,4 кВ протяженностью иногда до 1200 м, замену силового трансформатора на другой, большей мощности, затраты на монтаж и др. (и всё это за счет потребителя!), следует говорить не об электрификации, а о противодействии ей. Во многих случаях предписание "повисло в воздухе". Ошибочна сама идея снять с субъекта электроэнергетики ответственность и необходимость реконструкции распределительных электросетей для обеспечения качества электроэнергии.

Дисбаланс в финансировании энергетики определяется приоритетами. Энергетической стратегией России до 2020 г. и решениями по реструктуризации РАО "ЕЭС России" приоритеты отданы развитию предприятий, вырабатывающих электроэнергию, развитию и реконструкции сетей, входящих в ЕЭС страны и сулящих окупаемость и рост прибылей за счет оптовой продажи энергии. Но перейдем к рознице. Сравним реальную оплату, производимую "глубинкой", и необходимость капитального ремонта 10 км отпайки, выполненной на деревянных и уже сгнивших опорах ВЛ-10 кВ, заваливающейся мачтовой ТП 40 кВА и 300 м ВЛ-0,4 кВ на деревянных опорах еще 70-х годов, сооруженной для электроснабжения отдаленной, ставшей неперспективной деревушки с десятком домов-хибар установленной мощностью 0,5 кВт каждый, в которых доживают старики. При тарифе 35 коп/кВтч, по которому они пока рассчитываются, затраты на капремонт объекта никогда не окупятся. Потребуется 170 (!) лет, чтобы привести в порядок распределительные сети при обслуживании в "усредненной" области (свыше 5000 км сетей 0,4 кВ и теперешнем ежегодном финансировании ремонта лишь 30 км. Не лучше и в Москве, где из 14 тыс. км городских водных коммуникаций из стальных труб, лежащих в земле с советских времен, заменяется на чугунные 100 км/год). Забыты распределительные сети 35—110 кВ, строительство небольших и средних понизительных подстанций 110/35/10 кВ, которые могли бы сократить неоправданную протяженность существующих ЛЭП-10 кВ.

Предприятия электросетей вынуждены идти на юридические ухищрения при выдаче разрешений и ТУ на проектирование присоединения. Отказать — нельзя, выдать, заставив сделать серьезную реконструкцию сети — не получается. В обоих случаях — негласное признание, что предлагается некачественный товар (электроэнергия), который передают и распределяют субъекты электроэнергетики (а это — явное нарушение действующих законов). По этим причинам в ТУ идет игра слов, подмена понятия точка присоединения на источник электроснабжения (см. п.1 ТУ, выданных пенсионерке). И появляется фраза: "При проектировании возможно использование существующих ЛЭП-0,4 кВ, при условии соответствия параметров ЛЭП-0,4 кВ "Нормам технологического проектирования электрических сетей", обеспечивающим надежность электроснабжения потребителей и качество электроэнергии".

Поскольку "размыта" точка присоединения потребителя, в ТУ отсутствуют данные по качеству электроэнергии в месте присоединения и задание проектировщикам по их поддержанию. В частности, в ТУ на проектирование жилого или садового одноквартирного дома (потребитель с постоянной нагрузкой) не указываются существующее значение отклонения напряжения в точке присоединения и пределы (или доля отклонения напряжения), допустимые при присоединении вновь проектируемого токоприемника. В результате проектировщику приходится считать всю сеть, определять отклонение напряжения в конечной, самой дальней точке сети с учетом нового токоприемника; при отклонении этого показателя от ГОСТ 13109—97 предлагать заказчику технические мероприятия по улучшению параметров ЛЭП-0,4 кВ, хотя доля нового токоприемника в ухудшении существующего параметра качества электроэнергии ничтожна. Особенно это вопиюще при присоединении нового токоприемника в начале ЛЭП. Те же несуразицы идут при расчетах токов КЗ для определения отключающей способности коммутационной аппаратуры источника питания.

Заказчик, получив проект электроснабжения своего дома с установленной мощностью 5 кВт, обнаруживает, что ему предстоят материальные затраты на реконструкцию сети, превышающие во много раз затраты на строительство дома. Проект остается нереализованным, заказчик подключается к сети самовольно, считая более выгодным "договариваться" и платить ежегодные штрафы.

Общие предложения и выводы, касающиеся "технологического присоединения к электрическим сетям":

1. Необходимо изменить принцип подхода к выдаче технических условий. Субъекты электроэнергетики должны подводить электроэнергию к соответствующим ПУЭ приемным устройствам, установленным потребителем "у себя".

2. Субъекты электроэнергетики для питания любого потребителя по его заявке в оговоренные Законом сроки обеспечивают инвестиционные вложения, включая проектирование и согласования; реализуют все необходимые технические решения, требующиеся для "технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к энергетическим сетям" субъектов электроэнергетики.

Отметим, что этот пункт соответствует ст. 539 Гражданского Кодекса РФ, где сказано: "Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него (обратите внимание: у него) отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии". Гражданский Кодекс РФ обязывает оплачивать принятую энергию, поэтому ему противоречит цитируемое нами вторично формулировка проекта Закона: "За технологическое присоединение к электрическим сетям организациями, осуществляющими пользование указанными сетями, взимается плата, которая носит однократный характер" (требуется ясная формулировка: эта организация — субъект электроэнергетики или потребитель).

Так как же субъекту электроэнергетики находить средства и привлекать к новому строительству, ремонту и обслуживанию своих сетей потребителя? Возвратимся к уровням-потребителям, имея в виду, что ко всем проблемам электроснабжения (и эксплуатации электрического хозяйства — электрике в целом) вниз от 6УР субъект электроэнергетики не имеет и не должен иметь какого-либо отношения, как не дело потребителя заниматься проблемами субъекта электроэнергетики. Будем далее исходить из письма Госкомитета по антимонопольной политике от 23.10.96 N ВБ/4505, согласно которому АО-Энерго не вправе в технических условиях навязывать потребителям электрической энергии условия договора о взимании средств долевого участия в порядке платы за присоединение. Инвестирование объектов с привлечением средств потребителей должно осуществляться в порядке долевого участия в соответствии со ст. 244—255 Гражданского Кодекса РФ.

Потребитель 2УР должен иметь право присоединяться (подключаться) к сетям энергоснабжающей организации в точке раздела. Согласно принципам публичного договора ему в этом не должны отказывать, а срок подключения следует оговорить, связав его с наличием или отсутствием инфраструктуры. Оплата производится с момента подключения и только за расход электроэнергии. Обслуживание электрики потребителя (ведь ему экономически нецелесообразно содержать электротехнический штат) производится по разовому или абонентскому договору, который потребитель заключает по своему усмотрению с кем угодно. Потребитель 2УР вправе использовать энергию в необходимом ему количестве, ограничиваемом технически пропускной способностью его ввода (но не магистрали!).

Появление трансформатора (трансформаторов) у потребителя 3УР меняет ситуацию, ограничивая потребляемую мощность мощностью питающего трансформатора и предполагая обязательное заключение договора с субъектом электроэнергетики на его обслуживание. Сама же установка трансформатора, необходимость которого определяется величиной нагрузки или территориальной удаленностью, может рассматриваться двояко:

1. Если потребитель и есть то лицо, для которого собственно и возникает необходимость в трансформаторе, логичны приобретение и установка трансформатора за его счет, имея в виду: а) трансформатор (или разъединитель) служит вводным устройством и б) является границей раздела предприятие-энергосистема с высокой стороны. В этом случае с низкой стороны все сети принадлежат потребителю, им же и обслуживаются. Счетчик устанавливается на границе раздела, и по нему производится оплата энергосистеме (это применимо к рассмотренному выше садоводству, где расчеты внутри товарищества производятся по счетчикам у каждого садовода или по договоренности. Штатного электрика и в этом случае может не быть).

2. Если от трансформатора 3УР необходимо питать ряд самостоятельных потребителей — физических или юридических лиц, например, жилые дома поселка или организации сферы услуг, малого бизнеса, установку трансформатора должен осуществлять субъект электроэнергетики, который должен будет обслуживать и сети 0,4 кВ, беря плату в этом случае с каждого абонента.

Потребитель 4УР имеет в качестве границы раздела распределительную подстанцию 6—10 кВ, которую он же строит и обслуживает самостоятельно. В этом случае возникает электротехническая служба, и может возникнуть вопрос о дефиците генерирующих мощностей, разрешаемый двояко: или как для 3УР (заявил максимум нагрузки — в оговоренные сроки подключился), или как для 5УР — долевое участие в инвестиционных проектах.

Потребитель 5УР (что может быть проиллюстрировано примером ОЭМК) требует безусловного создания генерирующих мощностей, однако и в этом случае, изыскивая инвестиции, это должна делать энергоснабжающая организация. При необходимости по договору потребитель может финансировать субъекта электроэнергетики, получая соответствующий пакет акций или договорно определяя впоследствии для себя условия оплаты, компенсирующие произведенные расходы на генерирование, строительство сетей и сооружений. Но такой крупный потребитель, договорно заявляя мощность, измеряемую десятками и сотнями мегаватт, и величину расхода электроэнергии, должен гарантировать, в отличие от потребителя 3УР и 4УР, "взятие" мощности и энергии в согласованные календарные сроки, возмещая в противном случае субъекту электроэнергетики понесенные убытки из-за "невзятия". Потребитель, по Закону, должен иметь право создавать дочернюю или иную компанию для строительства электростанции, в том числе и ТЭЦ, которая полностью или частично обеспечит его потребность в электроэнергии. Безусловно, Закон должен однозначно требовать, чтобы в технические условия на присоединение и на договорное увеличение нагрузки и расхода электроэнергии для уже существующей организации (предприятия) не включалось что-либо, выполняемое в сетях и сооружениях субъекта электроэнергетики и находящееся выше 6УР.

Проект Закона "Об электроэнергетике" предусматривает приведение уровня государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике к уровню, соответствующему принципу обеспечения экономически обоснованного уровня доходности инвестиционного капитала, вложенного в сфере деятельности субъектов электроэнергетики. Следовательно, потребитель не должен ещё каким-то образом финансировать эту сферу.

Вывод

Комментарий отражает радикальную, крайнюю точку зрения на проект закона "Об электроэнергетике". Но несомненно, что рассматриваемый проект решает проблемы лишь продавца — "большой энергетики", оставляя без решения законные ключевые права покупателя — потребителя электрической энергии.

 

Список литературы

         1. Кудрин Б. И. Электроснабжение промышленных предприятий. Учебник для вузов. Рек. Госкомвузов России для вузов по спец. "Электроснабжение промышленных предприятий" и "Внутризаводское электрооборудование". М.: Энергоатомиздат, 1995. 416 с.

         2. Варнавский Б. П. Электрикам о стратегии электроэнергетики // Электрика. 2001. № 9. С. 6—8.

         3. Новожилов И. А. Единая энергосистема России: создание, развитие, проблемы // Электрика. 2001. № 9. С. 3—10.

         4. Зайцев Г. З., Божков М. И. Электрификация как фактор онтологии // Трансцендентность и трансцендентальность техноценозов и практика Н-моделирования (будущее инженерии). Вып. 12. "Ценологические исследования". М.: Центр системных исследований, 2000. С. 184—190.

         5. Матюнина Ю. В. Заключение и продление договора энергоснабжения // Электрика. 2002. № 1. С. 40—43.