// Вестник Российского общества.2010. №4 (56).

783. О ТЕХНЕТИКЕ КАК НАУКЕ.

         Полагая, что техническое бытие как единое есть объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания, дискурсивно сосредоточим внимание на материальной (не на информационной, не на социальной) стороне существования цивилизации в XXI веке, которая (цивилизация) ныне есть эволюционный результат оптимизма индустриальной революции XIX и сложностей научно-технической - XX веков., Не понимай мы, по М. Хайдеггеру, пусть поначалу грубо, что означает действительность, действительное осталось бы для нас скрытым.

         Говоря о новой парадигме технического восприятия мира, иной онтологии и эпистемологии, я имею в виду: во-первых, ставшую всеобщей техническую реальность (свершившееся преобразование биосферы в техносферу) и невозможность существования человека вне (и без) технического; во-вторых, человек сегодня выживает не при помощи отдельных орудий и продуктов своей деятельности (как в начале антропогенеза), а вполне успешно живёт среди непредсказуемого множества окружающих его нужных и не нужных вещей и не им самим произведённых продуктов; в-третьих, нынешнее поколение живёт в вещном мире, неизмеримо большая часть которого создана до рождения живущих; в-четвёртых, элементы (изделия) окружающего технического, зафиксированного во времени и пространстве, образуют своеобразные сообщества - технические ценозы (cenose. cenosis); в-пятых, глобальный эволюционизм технического диктует появление другого технического так, что каждая из единиц технического как изделие-особь переделывает окружающее в направлении, благоприятном для себя. (Рефлексируя относительно приведённого и гносеологически выделяя общее, я рассматриваю техническое, с одной стороны, как целостность; с другой - как нечто, представляемое рядом специфических сущностей, к которым можно отнести: создаваемую и эксплуатируемую технику, разрабатываемую и применяемую технологию, получаемые и используемые материалы, производимую и потребляемую продукцию, возникающие отходы (техническая экология). Назовём это, документально определяемое, технетикой (обобщающее определение, дефиниция, термин, понятие).

         Говоря о технической реальности как бытии, мы не можем не связать его с пространством и временем. Здесь и сейчас есть вещное окружение, составившее столько техноценозов, сколько возможно субъективных конвенций по их выделению. Окружающий нас мир, взятый в антропогенном масштабе, наличествующие материальные объекты, в массе находящиеся в рамках классических представлений первой научной картины, позволяют принять для дальнейшего, что человек может различать мёртвое (физико-химическое), биологическое, техническое (искусственное). Присоединив к ним реальность информационную и социальную, мы тем самым исчерпываем все виды реальностей, с которыми имеет дело человек сегодняшний. Любая другая реальность входит соподчинённо в одну из названных. Важно осмыслить законы, действующие «внутри» каждой из реальностей, и последствия взаимодействий каждой пары реальностей как матрицу, характеризующую специфику отбора энергетического, естественного, информационного, документального и, наконец, интеллектуального. Речь идёт о глобальности эволюции реальностей как целого.

         Техника образует каркас, структуру техноценозов, а технология обеспечивает процессы (и заключается в них) функционирования и отдельных машин, и техноценоза в целом. Технология - материализующаяся душа техники. Основа её - единичный документированный технологический процесс, акт движения. Техника - онтологическая категория. Она физически (и морально) стареет, изнашивается, умирает, с неизбежностью уходя в небытие. Технология есть категория гносеологии, есть нечто познанное, не обязательно истинное знание о том, что и как делать. И в этом идеальном качестве она неуничтожима (не исчезает, не забывается, если зафиксирована документально). Конечно, технология стареет морально, политически, экономически, экологически и проч., ставя проблему внедрения новых технологий, использования высоких, разработки нанотехнологий: она вечна как эпистемологический результат «увидения» законов возникновения, существования и эволюции последовательно порождающих друг друга реальностей. Технология в системе технических знаний, опыта, навыков, представляется в форме документа для преобразования материала в конечный продукт. Материал определяют как собирательный термин, обозначающий разнообразные вещественные элементы производства, используемые главным образом в качестве предметов труда. Это сырьё, материалы основные и вспомогательные, топливо, энергия, покупные изделия и полуфабрикаты, инструменты, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Материалы учитываются в единицах массы, длины, площади и объёма. Необходимо выделить как дефиниции также: 1) документально определённый результат -конечную продукцию, само изделие-продукт; 2) отходы и остатки производства.

         Выделение отдельных составляющих технетики по их сущностным отличиям позволяет, во-первых, увидеть холистически специфику отдельного и исследовать взаимодействие между собой каждой пары составляющих; во-вторых, рефлексировать по поводу научной картины мира - мировоззрения, на основе которого все они как материальная субстанция единичного артефакта создаются в рамках первой физико-химической картины мира; затем каждая, становясь и выступая как продукт, функционирует, загрязняя в рамках второй вероятно-статистической (математика в пределе - гауссова) научной картины мира. Наконец, множество единиц-особей техники, технологии, материала, конечной продукции, экологического воздействия в локализованном пространстве и в текущее время образует сообщества -технические ценозы, формирование видовой структуры и структуры по выделенному параметру которых определяется законом информационного отбора, а математически - аппаратом Н-распределений, восходящим к Колмогорову и Гнеденко. Оказалось, что ценозы (любые) образуются, функционируют, эволюционируют по постулатам третьей ценологической картины мира, составляющей, собственно, основу постнеклассической философии техники.

Кудрин Б.И., д.т.н., проф., член РФО (Москва - Епифань Тульской обл.)