// Журнал «Вести в Электроэнергетике», №3, 2012, стр. 18-29

 

Стратегия электроэнергетики и стратегия электрики России до конца XXI века

Б. И. Кудрин, доктор техн. наук, профессор (МЭИ (ТУ))

 

         Ставя проблему электрообеспечения страны на столь отдалённую перспективу, будем исходить из констатации следующего:

         1) существование и развитие цивилизации уже невозможно без всепроникающего использования электрической энергии, а смена технологических укладов с конца XIX века лишь обостряет проблему объёмов и мощности;

         2) с начала ХХ века европейские страны решали (табл. 1) и решили проблему электрификации;

         3) за 100 лет «Россию всю, и промышленную, и земледельческую» мы не сделали электрической, точнее, электрификация всей страны не состоялась, а обезлюживание глубинки тревожит (табл. 2), ценологически определённое расслоение электропотребления по регионам предопределяет распад Российской Федерации.

         Решение глобальных проблем стратегии электрообеспечения предполагает анализ появления и развития электротехники, электроэнергетики, электрики. Термин электрика был мною введён в науку и практику. Электрика сформировалась как специфический, отличающийся по целям и задачам от электротехники и электроэнергетики новый материальный, информационный, социальный объект [2 - 5]. Электрика занимается не только всеми «мелкими» проблемами электрического хозяйства, но и его созданием, и модернизацией. Электрическое хозяйство потребителя мы рассматриваем как совокупность - сообщество (cenosis) установленных и резервных электротехнических установок, электрических и неэлектрических изделий, не являющихся частью электрической сети (цепи), но обеспечивающих её функционирование (эксплуатацию и ремонт); электротехнических и других помещений, зданий, сооружений, конструкций, которые эксплуатируются электротехническим или подчинённым ему персоналом; людских, вещественных и энергетических ресурсов, организационного и информационного обеспечения, которые необходимы для жизнедеятельности электрического хозяйства как выделенной целостности (ценоза).

 

 

Таблица 1. Пример разработки электрификации провинций Австро-Венгрии (начало XX в.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатель

Годы

Ранг города по числу жителей, тыс. чел.

Число городов

в 2000 г.

Общее число проживающих

в 2000 г.,

тыс. чел.

Изменение числа про­живающих

за 2000 - 2006 г.,

тыс. чел.

1926

1959

1970

1989

Численность населе­ния, млн. чел.

76,3

55,9

49,1

39,6

100 - 500

133

28674,8

- 687,1

50-100

179

12288,6

- 1542,4

Число сельских поселе­ний, тыс. чел.

405

294

217

153

20 - 50

364

11823,9

- 212,1

Менее 20

391

5219,1

- 226,8

 

 

Таблица 2. Динамика обезлюживания и сокращения численности жителей российских городов

 

Провинция

Площадь,

тыс. км2

Число жителей, чел.

Число населённых пунктов

Общая длина ЛЭП, м

Моравия

22315

2662884

3245

914754

Прикарпатская Русь

12656

606598

482

2655110

 

 

Примечание. В СССР более половины населённых пунктов прекратило своё существование и исчезло с карты страны, в частности, в Астраханской обл. к 2010 г. из 428 населённых пунктов 14 прекратили своё существование, так как потеряли своё население, обезлюдели.

 

         Электрика, с одной стороны, - это электротехника (электрооборудование производств и цехов, других объектов), с другой - это электроэнергетика промышленности и транспорта, объектов строительства и агропрома, коммунально-бытовых, спортивных, объектов культуры, науки, обороны. Электрика как научное направление и область практического приложения отличается от электротехники и электроэнергетики тем, что использует лишь готовые электротехнические изделия и произведённую электроэнергию, транспортируемую субъектами электроэнергетики до потребителя (предприятия).

         Прежде чем перейти к истории и сегодняшней стратегии развития электроэнергетики, кратко расскажем об электротехнике, отсчитываемой от Вольты (1800 г.). На Первом Международном конгрессе электриков (1881 г., Париж) была принята электромагнитная система единиц CGS (SI - 1961 г.), определены и получили наименование электрические единицы: вольт, ампер, ом, кулон, фарада («законный Ом» был установлен в 1884 г. при выборе из 22 предложений). На Втором (1889 г.) - определены характеристики переменного тока, затем - система символов и обозначений (1893 г.). Вопрос «об электрических единицах» - ключевой, и обсуждался вплоть до создания МЭК (1904 г.). Объективно сохраняется необходимость обсуждения стратегии развития электротехники как науки и важнейшей отрасли экономики. Поэтому было принято решение провести в Москве 4-5 октября 2011 г. XII Всемирный электротехнический конгресс ВЭЛК - 2011 как съезд ведущих учёных мира и представителей крупнейших электротехнических компаний, где обсуждались проблемы формирования единого научного пространства в мировой электротехнике, развития интеллектуальной электроэнергетики. Но напрямую не рассматривалась электрификация страны (региона) в целом, не было уделено внимание и среднему, и малому потребителю электротехнической продукции, электрической энергии и мощности.

         Рассмотрение же долговременной стратегии электропотребления предполагает оценку пути развития отечественной электроэнергетики, опирающейся на план ГОЭЛРО, и формулировку, что такое потребитель электрической энергии и электротехнической продукции.

         План ГОЭЛРО был принят в 1920 г. во время Гражданской войны в России (1917-1922 гг.), когда производство в промышленных отраслях упало до 4 - 20 %, а сельское хозяйство - почти вдвое по сравнению с 1913 г., когда электроэнергетика была представлена большим числом местных электростанций в основном мощностью от нескольких десятков киловатт до 10 МВт, главным образом трёх типов: промышленные; общего назначения, преимущественно для освещения зданий и улиц; трамвайные - с более низкой частотой тока. Зарубежный опыт показывал, что основным направлением должно быть сооружение крупных районных электростанций с передачей их энергии в города и промышленные центры по линиям высокого напряжения. В России был такой опыт (сооружение крупнейшей в то время в мире Шатурской электростанции и ЛЭП 110 кВ до Москвы).

         Рассмотрим факты, связанные с планом ГОЭЛРО [6], будучи глубоко убеждёнными, что он был нужным и своевременным результатом гигантской работы в тяжелейших условиях коллектива крупнейших учёных того времени.

         Однако нельзя не констатировать, что план стал своего рода иконой, на которую молилось не одно поколение электроэнергетиков, полагая что «план ГОЭЛРО - это гениальный план, который создал условия для развития индустрии и сельского хозяйства страны». План электрификации РСФСР, принятый по Докладу на VIII Cъезде Советов Государственной комиссии по электрификации, предусматривал за 10-15 лет построить 30 государственных районных электростанций (ГРЭС) мощностью (с существующими) 1750 МВт (в 1930 г. отчитались за 2870 МВт). К концу 1935 г. было построено 40 ГРЭС, что вместе с ТЭЦ промышленности составило 6914 МВт. Выполнение плана ГОЭЛРО и требования развития привели к лозунгу «За единую высоковольтную сеть Союза» (Электричество, 1931, № 12), обоснованиям в середине 30-х годов необходимости создания ЕЭС и практике сооружения ЛЭП 220 «Свирская ГЭС - Ленинград» (1933). Потом последовала ЛЭП 500 кВ «Куйбышев-Москва» 900 км.

         Замечу, что 90 лет замалчивалось, что в 1920 г. был принят самый радикальный вариант плана электрификации страны из рассматривавшихся виднейшими специалистами России в 1913 г.: полная монополия, т. е. всё в руках государства, руководствующегося принципом централизованного снабжения потребителей от общей электрической сети. Оптимальный вариант 1913 г. - генерация и сбыт частные - принят лишь в 2003 г. Федеральным законом «Об электроэнергетике».

         После дефицита 40-х годов, в 80-е годы вновь обозначился дефицит электроэнергии, недостаточное введение новых генерирующих мощностей и сетей. Частота электрического тока в ЕЭС СССР устойчиво ползла вниз, и к середине 80-х приблизилась к своему критическому значению. Говоря о провалах развития, газета «Социалистическая индустрия» писала (29.09.88): «Есть самое серьёзное опасение, что в ХШ пятилетие энергетика поставит народное хозяйство страны на колени ..» (в 1988 г. хотели ввести 27 млн.. кВт, введено 10). Система лимитирования, ежесуточная отчётность предприятия по расходу электроэнергии, планирование «сверху», нормирование «по среднему» говорили о глубоком кризисе электроэнергетики, который не проявился в 90-е годы лишь из-за резкого падения промышленного производства (вплоть до 1998 г.). Естественно встал вопрос о целях и задачах электроэнергетики в новых капиталистических условиях, о констатации (чётко не прозвучавшей), что все положения плана ГОЭЛРО устарели, и ими уже нельзя руководствоваться. Электроэнергетика же на высшем уровне не признаёт и сейчас факт провала электрификации и факт разгрома малой энергетики.

         Факт первый. Электрификация всей страны не состоялась; 2/3 территории России без света и находятся в зоне децентрализованного и автономного энергоснабжения. Это 20-25 млн.. чел. Более 50 регионов - энергодефицитны, что ставит собственную энергобезопасность и энергобезопасность страны в целом под угрозу (стоимость 1 кВт∙ч в глубинке - до 100 руб. и выше). Сейчас на село проложено ЛЭП 0,38-110 кВ - 2,3 млн. км (хотели 3 млн.), в том числе воздушных 6-10 кВ - 1184 тыс. км; 0,38 кВ - 826 тыс. км. Эксплуатируется 500 тыс. трансформаторных подстанций 6-35/0,4 кВ. По природным ограничениям необходимо сечение провода 70 мм 2, но сечением до 50 мм 2 ВЛ 6-10 кВ выполнено 25 %; 0,38 - 30 %. Оптимальная длина ЛЭП 6-10 кВ должна быть 8-12 км, фактически же 13,3 % линий имеют длину более 25 км, 2,2 % - более 50 км. Надёжность электроснабжения в развитых странах - 7-10 ч перерывов в год, у нас 70-100 ч. А ведь ещё в 1967 г. газета «Правда» писала: «В сельском хозяйстве отключение электроэнергии, например на животноводческом комплексе или птицефабрике, равносильно пожару». В 80-х годах появились коровники на 5-10 тыс. голов, свинарники на 50-100 тыс., птицефермы на 100-200 тыс. голов с гибелью молодняка и цыплят даже при минутных отключениях электроэнергии. Качество электроэнергии ниже всяких норм: несимметрия в сетях - до 50 %, что выводит асинхронные двигатели из строя; падение напряжения отключает технику.

         Факт второй. В 1913 г. было 690 электростанций общего пользования и 1255 фабрично-заводских, выработавших 1945 млн.. кВт∙ч. Первая очередь плана ГОЭЛРО, по существу, лишь восстановила эту мощность. Централизация и гигантизм плана способствовали закрытию 250 царских станций общественного пользования и 6000 частных общей мощностью 1,5 млн. кВт. Во время раскулачивания и ликвидации НЭП было уничтожено около 1 млн.. разного рода источников энергии, включая малые ГЭС и 830 тыс. ветряков (в Тамбовской губернии в 1906 г. было 5264 ветряка, в том числе у крестьянства - 5193). Мы не поднимаем сейчас на щит лозунг: «Ликвидируем кулачество как класс»! Но и не делаем вывод, что ГОЭЛРО стоит в этом же ряду, так как выступающие за мелкие и средние предприятия были объявлены вредителями [7] со всеми вытекающими из этого последствиями.

         На ХП съезде ВКП (б) было отмечено (1923 г.): «Съезд напоминает, что плановой хозяйственной работой на ряд лет остаётся утверждённый Советской властью план электрификации России, который должен остаться краеугольным камнем всех хозяйственных усилий Республики». Фактически к этому времени (февраль 1921 г.) был создан Госплан, на который возложили перспективное и текущее планирование народного хозяйства и контроль за выполнением планов, которому Ленин придавал исключительное значение. Приводя выдержки из ленинского письма от 27.12.22 «О придании законодательных функций Госплану», Троцкий подчёркивал, что Ленин «настаивал на всемерном укреплении Госплана и подчинении ему всей плановой работы ведомств» (через два года о ГОЭЛРО не вспоминалось), что и осуществлялось для всей хозяйственной деятельности вплоть до распада СССР. Председателем Госплана с 1921 г. стал Г. М. Кржижановский, с 1930 - председатель Главэнерго и директор ЭНИН, резко выступивший против вредительства [8]. В 1925-1926 гг. Сталин резко выступал против строительства Днепрогэса, поддержав его через год как объект всесоюзного значения.

         Проведя экспроприацию земли, фабрик и заводов, всей частной собственности, Ленин осознал, что «путь России лежит через капитализм», и в 1921 г. объявил новую экономическую политику «всерьёз и надолго». Результаты инициативы населения, не руководствовавшегося планом ГОЭЛРО, оказались поразительными по созданию мощности и разнообразию генерирующего оборудования. Через 5 лет Россия достигла уровня 1913 г. - самого благополучного в истории России. Далее страна пошла по пути индустриализации, по пути ликвидации кулачества, запрещения частного предпринимательства.

         Поскольку электричество стало «оружием в борьбе с капитализмом», то «изучение вредительства в промышленности» было начато Секцией техники Комакадемии ещё в 1930 г., что позволило сделать вывод: «Вредители вели многолетнюю борьбу против единого и цельного здания энергетики». Поэтому любые установки на малую энергетику шли вразрез с ГОЭЛРО и были обречены, как и объявленные «вредительскими установки на мелкие и средние шахты».

         В докладе на V Всесоюзном съезде инженерно-технических работников (1935 г.) Бухарин, обсуждая базу тяжёлой промышленности, назвал металлургию, машиностроение, химию (хотя план ГОЭЛРО, вроде бы, был выполнен, и пару слов об электроэнергетике сказать было бы уместно). В разделе о научно-техническом обслуживании промышленности план ГОЭЛРО также не был назван. Но любопытно следующее высказывание, служившее десятилетиями руководством: «Ведь немыслимо, например, сложную сельхозмашину употреблять в мелком индивидуальном хозяйстве» [9]. В 1920 г. в стране было 6600 разнообразнейших небольших тракторов. В 1926 г. был запроектирован Сталинградский тракторный, где за основу был принят трактор «Интернационал» (15/30 л. с.). Затем выпустили ДТ-54, а взяв курс на гигантоманию - «Кировцы» К-700 и К-710 мощностью 212 и 500 л. с., соответственно. Однако выпуск различной малой техники для сельскохозяйственных работ и быта до и во время «садового бума», инициированного Хрущёвым, и зарождения фермерства не был налажен.

         В год великого перелома (1929 г.) Сталин говорил о создании предпосылок «для превращения нашей страны в страну металлическую». В выступлении «О задачах хозяйственников» (1931 г.) поставил задачу за 10 лет преодолеть отставание от передовых стран на 50-100 лет, отметил основу этого: «мы страна самой концентрированной промышленности». (Внеочередной ХХ! съезд КПСС (1961 г.), указав на отставание в 50-100 лет, также ставил задачу преодолеть его за 10-12 лет). Не в похожем ли положении мы находимся и сейчас, говоря о нано-технологии, Сколково, модернизации («Догнать и Перегнать», ДИП-200), но выделяя средства на танки, ракеты, подводные лодки.

         Подводя итоги первой пятилетки (1933 г.): «У нас не было чёрной металлургии, основы индустриализации страны. У нас теперь она есть»; созданы тракторная, автомобильная, станкостроение, химия, сельхозмашинная, авиация; по производству электроэнергии «выдвинулись на одно из первых мест в мире» (но вновь ссылки на ГОЭЛРО нет). В отчётном докладе ХVII съезду ВКП (б) (1934 г.) среди указанных десяти отраслей нет электроэнергетики. Но, обратим внимание, орудия и средства производства составили 58 %, предметы потребления - 42 %, а среди поставленных задач - про электроэнергетику нет ни слова. Наконец, в речи в Кремлёвском дворце на выпуске академиков Красной Армии (1935 г.) поставлена задача «Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна давать чудеса». Таким образом, политическое руководство «забывало» о ГОЭЛРО, в ключевые моменты не говоря о нём ни слова.

         Обратимся к технической стороне вопроса. В связи с решением об индустриализации страны в феврале 1926 г. был организован Государственный институт проектирования металлических заводов (Гипромез), на который была возложена обязанность осуществлять всё инвестиционное проектирование промышленного строительства (в 80-е годы институтов стало 1800, возникло 30 тыс. мелких проектных организаций, уничтожаемых в последние годы монополизацией). За годы первых пятилеток по американским и немецким проектам было построено свыше 500 заводов (пакет заказов «Амторгу» [10], реализовавшему проектирование и поставку оборудования на 250 млрд. дол.) И в каждом возникало электрическое хозяйство (электрика), требующее электрообеспечения. «В отношении электроснабжения. Размер заводской электростанции строго очерчен нуждами завода и посёлка для заводских рабочих» [11]. Размер не определялся ГОЭЛРО. Розданные в 1920 г. депутатам 200 экз. плана [6] в их деятельности не проявились (до 1955 г. план ГОЭЛРО не переиздавался и не мог для инженерно-технических работников играть какую-либо роль).

         Естественно, что строительство каждого завода требовало отраслевой и региональной увязки, осуществляемой ВСНХ, Наркомтяжпромом. Пример - Урало-Кузнецкий комбинат (УКК) [12], куда было отнесено 14 металлургических заводов Урала, Башкирии, Сибири, Казахстана (включая Магнитку [11] и Кузнецкий комбинат, ставший цехом Запсиба в 2010 г.), машиностроение, химия, железнодорожный транспорт. Минимальная потребность УКК в электроэнергии на последний год второй пятилетки (1937 г.) - 16 млн.. кВт, 100 млрд. кВт∙ч. Решение этой проблемы электрификации в увязке с промышленными показателями и строительством ТЭЦ подробно расписано по регионам, заводам, электростанциям без всякой ссылки на план ГОЭЛРО, о котором одним предложением сказано: «план Гоэлро по Уралу выполнен на 25 %», по Сибири «не выполнено ничего». Действительно, план ГОЭЛРО по Сибири для Кузнецка предусматривал 75 МВт, но 01.10.31 запущен один генератор 6 МВт, за 1932 г. - 2 х 24 МВт, 6,6 кВ, обеспечивая расчётную мощность 40 МВт и годовой расход 100 млн.. кВт∙ч.

Рассматривая общие проблемы экономики первых пятилеток [7], в главе «Электрификация как основа реконструкции промышленности и народного хозяйства СССР» написано много и правильно, в том числе и об электроприводе. Приведена статистика с начала индустриализации за 5 лет по динамике электровооружённости и электрификации, но нет даже намёка, что есть план ГОЭЛРО.

         Итак, план не стал руководством к действию, а в 30-40-е годы стал забываться и как лозунг. В Энциклопедическом словаре (Изд-во БСЭ, 1953-1955 гг.) сказано, что программы электростроительства, связанные с планом ГОЭЛРО, закончились в 1931 г. Дальше шло строительство генерирующих мощностей, определяемых пятилетними планами. Интересно, что Словарь не содержит термин «электроэнергетика», как и ГОСТ 19431-74 «Энергетика и электрификация народного хозяйства».

         Возврат к ГОЭЛРО, точнее, необходимость в обновлении лозунга «электрифицировать всю Россию», связан с Н. С. Хрущёвым, которому в докладной от 01.02.54 (Независимая газета-политика, 17.05.2011, № 8 (79)) указано, что с 1921 по 1954 г. за контрреволюционные преступления осуждено 3 777 380 человек, через лагеря прошло около 20 млн.., погибло 10 млн.. В лагерях Куйбышевстроя на 01.01.53 было 46 тыс. заключённых (как-то не к лицу было привязывать ГОЭЛРО к этому факту). А каждый мегаватт первых волжских ГЭС обходился в 40 человеческих жизней.

Выступая на XXI съезде КПСС (1959 г.), Хрущёв сказал: «В. И. Ленин, выдвинувший гениальные идеи планирования социалистического хозяйства и разработавший основные принципы социалистического планирования, был вдохновителем и организатором первого перспективного плана развития народного хозяйства, глубоко научно обоснованного плана электрификации России - известного плана ГОЭЛРО». Дальше это пошло по нарастающей. Пленум ЦК КПСС 20 - 21.06.67: «Осуществление ленинского плана ГОЭЛРО и первых пятилетних народнохозяйственных планов обеспечило бурное экономическое развитие страны». Постановление ЦК КПСС от 23.07.68: «По инициативе и под непосредственным руководством В. И. Ленина был разработан план ГОЭЛРО - первый единый народнохозяйственный план, важнейший этап в создании материально-технической базы социалистического общества». Л. И. Брежнев в приветствии энергетикам (1980 г.): «Разработанный под руководством великого Ленина план ГОЭЛРО положил начало качественно новым принципам управления экономикой на основе научно обоснованного общегосударственного планирования. Он проложил путь нашим героическим пятилеткам».

         Постановление ЦК ВКП (б) 30 мая 1950 г. «Об укрупнении мелких колхозов и задачах парторганизаций» привело к тому, что после 1953 г. главным направлением в развитии сельской электрификации стало подключение колхозов и совхозов к системе энергосистем, а главным направлением в развитии электрификации - дальнейшая централизация электроснабжения. «Сплошная электрификация строго должна осуществляться по перспективному комплексному плану на ближайшие 15 лет. Электрификация должна выполняться централизованно» [14]. Было обращено внимание, что «опасен местнический подход». Должна быть «завершена централизация электроснабжения колхозов и совхозов путём их присоединения к государственным энергосистемам». Высокопроизводительная техника неэффективна в колхозах, где 10-30 дворов (вспомним Бухарина). В 1946-1950 гг. было 536 тыс. тракторов, 93 тыс. комбайнов. Всё это было закреплено Директивами ХХП/" съезда КПСС (1971 г.): «Обеспечить электроэнергией в основном от государственных энергосистем и электростанций все колхозы и совхозы страны».

         К тому времени общее число «малых» электростанций (не только сельских) составило:

 

Годы

1940

1950

1956

1958

1960

Общее число, шт

28200

57400

133200

158100

166200

Средняя мощность, кВт

11,2

19,6

43,5

53,4

58,6

 

         Именно эти электростанции и ликвидировали после подключения колхозов к энергосистемам, которые организовывались в областях по настоянию обкомов партии, а не по технической необходимости. Из 166 тыс. электростанций к началу 80-х осталось чуть больше 50 тыс. Централизованное производство электроэнергии составило: 1928 г. - 39 %; 1940 г. - 81,2 %; 1970 г. - 96 %; на 1980 г. намечали 99 % - 1700 ТВт-ч. В 1960 г. мощность электростанций была 66,7 ГВт, 292,3 ТВт-ч. В 1965 г. выработано 520 ТВт-ч, на 1980 г. ожидалось 3000 ТВт-ч. Как курьёз, отметим оптимальный вариант прогноза ЭНИН (1972 г.): на 2000 г. - 3200 ТВт-ч, на 2020 - 6150 ТВт-ч (значение, характеризующее сейчас США и оцениваемое как предельное).

         Народный комиссариат электростанций СССР после преобразования министерств и совнархозов стал в 1962 г. Министерством энергетики и электрификации, которое с 1963 г. возглавил П. С. Непорожний. Именно ему принадлежат цитируемое обязательство довести электроэнергию «до каждого станка, коровника, розетки», именно в его ведение перешли организация отраслевого прогнозирования развития во исполнение распоряжений Косыгина (1964 г.); подключение к электросетям и закрытие 6500 сельских ГЭС средней мощностью 1 МВт и автономных электростанций (что способствовало появлению термина «неперспективная деревня»), а также запрет потребителям строить (и иметь) собственную генерацию, перевод в свою собственность ТЭЦ предприятий (Западно-Сибирский металлургический, Волжский и Камский автозаводы, Братский лесокомплекс и много других), навязывание потребителям ненужного им транзита и участия в суточном регулировании графика нагрузки ЕЭС.

Как предельный случай диктата Минэнерго, следует назвать строительство ТЭЦ-2 Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) непосредственно за оградой комбината с генераторным напряжением 18 кВ при распределительном напряжении потребителей 10 кВ. Естественно, что за счёт НЛМК потребовалось повысить напряжение до 110 и 220 кВ, построить ЛЭП, чтобы уже на заводской территории трансформировать до 10 кВ.

         Таким образом, в стране была осуществлена полная монополизация электроэнергетики. Фактом стало, что не она для потребителя, а потребитель и вся экономика - для неё, развивающейся десятилетиями под флагом идеологии плана ГОЭЛРО, и руководствующейся лозунгами Ленина: «.. централизовать энергию всей страны» (т. 40, с. 62); «Пять гигантских электрических станций - это такая материальная база, при которой всё обеспечено» (Ленинский сборник XXXIX, с. 289).

         Концептуальные положения плана ГОЭРЛО, которые не анализировались никогда, даже во время ажиотажа вокруг ГОЭЛРО-2 (после 2003 г.), отражали идеологию существования СССР. Это были: социалистическое строительство по единому государственному плану (Госплан, Госстрой, Госснаб), являющемуся директивным; индустриализация, опирающаяся на опережающее развитие тяжёлой промышленности (производство средств производства, 1933, гр. «А» - 58 %; средств потребления, гр. «Б» - 42 %; гибель всей частной промышленности после 1938 г., чего «не могут отрицать теперь даже слепые»); концентрация производства путём сооружения промышленных комбинатов на базе энергетических центров; географическое перемещение промышленности с ориентацией на строительство моногородов и других поселений на базе градообразующих предприятий с привязкой социальной сферы к основному производству; концентрация мощностей и централизации электроснабжения такие, чтобы рост электроёмкости опережал рост производительности труда и рост выпуска продукции.

         Утопизм плана ГОЭЛРО был поглощён прозой индустриализации, раскулачиванием и повторным закрепощением крестьянства в 30-е, курсом на «всеобщее равенство», а в 50-60-е - поднят на щит как лозунг, ставший основой развития электроэнергетики по пути жёсткой монополизации, удушением электрики и игнорированием её интересов.

         Исторически план ГОЭЛРО стоял в одном ряду с лозунгами, характеризующими эпоху 20-30-х годов: «Ликвидируем кулачество как класс!», «Уничтожим частную собственность!». Строительство электростанций осуществлялось в соответствии с требованиями крупных городов, что частично совпадало с градостроительными планами. Основная масса генерирующих мощностей строилась по планам промышленности, по требованию промышленных объектов и находилась в ведении главных электриков. Глубинка в расчёт не принималась. Минэнерго со времён Хрущёва удалось убедить, что только оно способно осуществить энергообеспечение потребителя.

Назрела реформа электроэнергетики - важнейшей отрасли экономики. Начальной точкой реформирования следует считать принятие пакета законов о реформировании электроэнергетики: подписанный 26 марта 2003 г. закон «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ; изменения в федеральные законы «О государственном регулировании тарифов», «О естественных монополиях», «Об энергосбережении». Правительство взяло на себя ответственность за результаты реформ.

         Принятие законов позволило завершить разработку Концепции стратегии РАО «ЕЭС России» на 2003-2008 гг. Она была принята 29 мая 2003 г.

         Советом директоров РАО ЕЭС, установившим, что основными целями реформирования электроэнергетики является повышение эффективности предприятий отрасли и создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций. Принятый пакет законов обеспечивал решение основных задач реформы: разделение отрасли на естественно-монопольные виды деятельности (в основном, передача и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные (производство электроэнергии, сбыт). Осуществился переход от вертикально-интегрированных энергокомпаний к разделению видов деятельности. Конкуренция в среде сбыта носит виртуальный характер для потребителя, имеющего единственную сеть. Таким образом, созданная система управления электроэнергетикой РФ не ориентирована на надёжное электроснабжение.

Здесь принципиально, что разговор «об электрификации всей страны» не вёлся и не ведётся. Федеральный закон «Об электроэнергетике», давая определения субъекту электроэнергетики, исключил из своего рассмотрения потребителя как равноправного субъекта, но возложил на него множество обязанностей.

         Проведенная реформа потребовала разработки стратегии на длительную перспективу. Были разработаны оптимистический вариант энергетической стратегии ЭС-2020 (2003 г.), базовая и максимальная генеральные схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. (2007 г.), умеренный вариант целевого видения РАО «ЕЭС России» до 2030 г. (2080 ТВт-ч), Стратегия до 2030 г. (2009 г.), Схема и программа развития ЕЭС (2010 г.).        Все эти разработки вызвали широкий резонанс: прошли круглые столы, появилось множество публикаций типа:

новый план ГОЭЛРО; ГОЭЛРО-2; ГОЭЛРО-2 для инвесторов и пр. Здесь уместно напомнить, что, озвучивая (2006 г.) необходимость разработки нового - второго плана ГОЭЛРО, было забыто, что ЦК ВКП (б) постановлением от 25 января 1931 г. принял второй план.

         В 2010 г. (через два года после утверждения Генсехмы) объём вводов до 2020 г. был сокращён со 186,1 до 78 ГВт. Корректировка на 58 % стала следствием ошибки прогноза электропотребления при старении и выбывании генерирующих мощностей. Предполагалось с 2010 г. ежегодно вводить около 13 ГВт мощностей, что на порядок больше показателей 2000-2008 гг. и в 1,5 раза больше объёма, вводимого по всему СССР в последнее десятилетие его существования [14]. Фактически в 2010 г. сдана генерация на электростанциях РФ 3,25 ГВт, на 2011 г. намечено 6,4 ГВт, на 2012 г. - 7,8 ГВт. Затем на 2011-2015 гг. - 31,7 ГВт; на 2010 - 2030 - по базовому варианту - 173 ГВт, по максимальному - 228,5 ГВт. Принимая за время использования генерирующей мощности данные 2011 г., (округлённо) 4900 ч/год, получаем рост производства электроэнергии к 2030 г. максимум 1120 млрд кВт∙ч. Вместе с достигнутым в 2010 г. производством электроэнергии 1043,9 млрд., это составит 2160 млрд. кВт∙ч.

Можно констатировать, что электроэнергетика не отказалась от монополизма, от стремления к «концентрации мощностей и централизации электроснабжения». В подтверждение этого положения обсуждается строительство новых достаточно мощных источников электроэнергии. Возможно, это будут ГЭС, АЭС или КЭС мощностью 8-10 млн. кВт в единице; из Сибири ЛЭП постоянного тока ± 750 кВ пропускной способности 4000 МВт или ЛЭП 1150 кВ, под которую нужна полоса отчуждения шириной 110 м. Построены подстанции кольца 330 кВ под Питером, сооружается кольцо 750 кВ вокруг Москвы (словно это повысит надёжность движения общественного транспорта по Невскому проспекту или предохранит от ветра, дождя и снега Подмосковье), обсуждается замена по стране ЛЭП 110 на 220 кВ.

         Утверждение (2010 г.) развития ЕЭС до 2016 г. строительством 38,8 тыс. км ЛЭП 220-750 кВ, 155,8 тыс. МВ-А трансформаторной мощности свидетельствует о сохранении курса на гигантоманию, на необоснованность затрат. Электроэнергетика, отказывая потребителю в подключении, всегда ссылается на перегрузку подстанций и сетей и, прикрываясь «тайной», не даёт возможности проверить техническую правильность отказа по Максвеллу. Обратимся к обследованию сетей 110 кВ МРСК Сибири, где только 3,6 % линий имеют максимальную загрузку более 70 % допустимой. Нагрузку менее 10 % имеют 24 % линий, менее 20 % - 55 %; нагрузку менее 30 % имеют 77 % линий. Средняя загрузка трансформаторов 45 % номинала.

         Возвратимся к истории появления электрики. Опираясь на очевидное, подтвердим, что деятельность по созданию заводов и городов (проектирование; собственно строительство, монтаж, наладка; организация технологического процесса; обеспечение эксплуатации и ремонта всего установленного оборудования, дальнейшее развитие и, наконец, ликвидация) принципиально отличается от создания (конструирования) оборудования какого-либо (любого) вида и организации единичного или массового выпуска штук-особей. Поэтому в феврале 1926 г. в Ленинграде был создан Государственный институт по проектированию металлических заводов, на который возложили проектирование всех заводов тяжёлой промышленности, включая электрическую часть. В начале 30-х годов от Гипромеза стали отпочковываться и возникать независимо различные ГИПРО, а затем и узкоспециализированные ГПИ (Тяжпромэлектропроект, Сантехпроект), так что к концу 80-х годов их стало около 1800 (где работали почти 1 млн. чел.) и ещё около 30 тыс. мелких проектных организаций.

         В середине 30-х годов с возникновением объектов (вначале внутрицехового, затем внутризаводского) электроснабжения, сложилась практика проектирования электрообеспечения для функционирования электропривода и других электротехнических установок (прежде всего электротермических и освещения), но отсутствовала теория, включающая концепцию, систему понятий, математический аппарат. Интуитивные представления о новом опыте и новой науке были сформулированы [15]: «Сложность поставленных задач в том, что необходимо впервые дать теоретически обоснованные методы проектирования и направить это проектирование по новым ещё не использованным путям одновременной экономии цветных металлов и энергии». Необходимость разделения зоны обязанностей и ответственности нашла отражение в постановлении         Совнаркома СССР от 10 декабря 1934 г. № 2692 «Положение о взаимоотношениях электрических станций и энергетических систем с потребителями электрической и тепловой энергии»

         Ключевым вопросом проектирования электроснабжения с точки зрения и электроэнергетики (присоединение к энергосистеме), и электрики стал расчёт электрических нагрузок, связанный, как оказалось, с уровнями системы электроснабжения и стадией принятия проектного решения.

Для формализации описания электрического хозяйства электрики как объекта необходимо, прежде всего, его выделение, которое применительно к электрике задержалось надолго (если считать от результатов Эдисона в 1880 г. или даже от плана ГОЭЛРО), строго выражаясь - до середины 30-х годов и вплоть до выхода постановления 1944 г. Государственного комитета обороны, когда была учреждена на промышленных предприятиях служба главного энергетика и главного электрика при нагрузке свыше 1000 кВт.

         Однако сегодня совершенно очевидно, что существуют два подхода к проблемам электроснабжения: со стороны субъектов электроэнергетики с её крупными проблемами и со стороны потребителя, где действительно нужно дойти до отдельного электроприёмника любого электрического тока и частоты, любой мощности, любого напряжения. Практически это разделение зафиксировано Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», где для объектов капитального строительства (производственного и непроизводственного назначения) проектная документация должна содержать раздел «Электроснабжение», в котором все 20 пунктов соответствуют перечню, приведённому в [3, 4].

         Надёжность же электроснабжения потребителей обострилась в последние годы не только в связи с «ледяным дождём», ведь от недостатка электроэнергии страдают не только промышленность, но и жилые здания (не все жители могут подняться на 20-й этаж), объекты ЖКХ, больницы, школы, детские сады, пренатальные центры, театры. Наконец, после 2005 г. стало ясно, что «самое красивое в мире метро» не обеспечивает людям элементарную безопасность и комфорт. Стало очевидным, и ныне реализуется строительство резервных источников для множества объектов, включая метро (в 2012 г. будет введён комплекс резервного электроснабжения 12 МВт; заметим, что принято принципиальное решение отказаться от всего импортного оборудования). Так что к 2015 г. планируется по существу второе энергетическое сердце столицы, без которого мегаполису (как и для других городов) не выжить и не избежать любой аварии. Поэтому отметим, что и до этого оборонные объекты, правительственные и элитные домовладения вовсю оснащались резервными источниками электроэнергии

         Изменения, происшедшие в 50-е годы, потребовали соображений о направлениях развития наук об электричестве на 1960-1975 гг. Они были составлены Государственным комитетом по науке и технике СССР, с привлечением головных институтов (Электросетьпроект, Тяжпромэлектропроект, Гипромез, ГИАП и др.), раздельно для электротехнической промышленности [16] и для электроэнергетики [17]. Потребители электротехнических изделий и электроэнергии всё в большей степени теряли самостоятельность в принятии решений по электрике. Особенно это относилось к электроснабжению, где технические условия на подключение буквально диктовались потребителю усиленно централизующейся иерархической электроэнергетикой.

         В частности, обязательность для промышленных предприятий всех министерств и ведомств «Правил технической эксплуатации электроустановок промышленных предприятий», составленных Государственной инспекцией по энергетике и энергонадзору при Наркомате электростанций СССР, установлена решением 1935 г. Лишь в 80-е годы, когда стало невозможно не учитывать особенности устройств электроустановок потребителей, специфику проектирования, сооружения, эксплуатации, электроремонта, электрооборудования, подстанций и сетей потребителей, были приняты решения о выпуске ведомственных норм [17, 18].

         Диктат энергетики был объясним: до 50-х годов электрика промышленности находилась в зачаточном состоянии, а об электрике быта (ЖКХ) и сельского хозяйства и говорить не приходилось.

         Последовавшее в 60-80-е годы завершение индустриализации страны и вступление России с 90-х годов в постиндустриальное глобализирующееся общество вынудили сменить концепцию развития электроэнергетики, но не выделили электрику, включая внутрипотребительское электроснабжение как объект права и законодательных рассмотрений (синонимы электрики: промышленная электроэнергетика; промышленное электроснабжение; внутризаводское электроснабжение; электроэнергетика промышленных предприятий; электрооборудование - по отраслям; электрификация - по отраслям; электрическое хозяйство объектов промышленности, организаций, учреждений, сферы услуг и быта, ЖКХ, сельского хозяйства; электротехнические комплексы и системы, включая их управление и регулирование; энергетические имущественные комплексы предприятий и ЖКХ, включая их управление и регулирование). Сейчас электрика по количеству установленного электрооборудования и сетей, по потребляемой мощности (энергии) выросла со времени становления электроэнергетики как отрасли в разы, а по отдельным показателям - на порядки.

         Для потребителя приняты и крайне важные негативные решения, освобождающие субъекта электроэнергетики от ответственности в аварийных случаях, по метоеусловтям, за перерывы и сбои в электроснабжении из-за провалов напряжения. Вернёмся к проблеме инструментального учёта объёма и мощности, связываемого сейчас с обращением к Smart Grid (1998 г.). Это технико-экономическая концепция полностью интегрированной саморегулирующейся и самовосстанавливающейся энергосистемы, предполагающей пять направлений развития: умные измерительные приборы и устройства; управление режимами в реальном времени, модернизация передачи, малая генерация, интерфейсы и средства коммуникации. Smart Grid подразумевает объединение энергосистем и участие пользователей сетей в их работе. Баланс между спросом и предложением требует двунаправленных информационных потоков, современных 1Т-системы измерения, оценки технического состояния и диагностики. Для потребителя - населения и малого бизнеса - принцип Smart Grid реализуем в части городов. Но, по технологическим и экономическим соображением, крупный потребитель не может разрешить регулирование и управление электропотреблением в точках присоединения (на границе раздела «предприятие - энергосистема»). Потребителю в глубинке пока необходим «кувалдоустойчивый» счётчик, способный по силовым сетям передавать параметры электропотребления и принимать информацию.

         Используем ценологическое мировоззрение к Стратегии электрообеспечения. Стратегия электроэнергетики до 2030 г. не ставит целью строительство некрупных электростанций для вывода дефицитных регионов из такого состояния. Строительство небольших ТЭЦ мощностью 10, 20, 30, 50, 100 МВт закроет дефицит для большинства регионов и, что особенно важно, для муниципальных образований.

         Что касается общей проблемы глубинки, то в Российской Федерации граждане проживают в 2386 городах и посёлках городского типа и в 134 тыс. сельских населённых пунктов, число которых за межпереписной период 2002-2010 гг. сократилось на 8,5 тыс. сёл и деревень. Было зафиксировано 19,4 тыс. сельских населённых пунктов, в которых население фактически не проживало. В 2010 г. сохранилось 36,2 тыс. сёл с числом жителей 1 - 10 чел. и 32,7 тыс. - с населением 11-50 чел. В них проживает около 1 млн. чел. Среднегодовые темпы сокращения сельского населения составляют

0,39 %.

         В порядке реализации долговременной стратегии электрообеспечения глубинки следует выполнить анализ энергетического хозяйства региона, увязать прогноз электропотребления по области с прогнозом по округу и Программой развития области, включая анализ населённых пунктов с разбивкой их по численности, по электропотреблению. Методика и практические работы по использованию энергии солнца, биомассы, геотерма, малых рек, турбодетандеров, отходов лесной и иных отраслей, использования мусора разрабатываются в рамках ценологической школы. Крайне необходимым становится перераспределение средств для реализации Стратегии рыночной электрификации России, ставящей целью электрифицировать всю Россию, охватить инфраструктурой и услугами глубинку, довести численность среднего класса до 60 %. В ближайшее десятилетие на модернизацию российской электроэнергетики ожидается инвестиций в объёме 11,1 трлн. руб. Можем быть, общество и власть малую часть от «громадья планов» электроэнергетики всё-таки перенаправят на обыденность повседневности?

         У России в XXI веке появилась возможность пойти по пути США ХХ века. «Критическую роль российских просторов как очага роста в новом веке, технологии которого наконец-то, впервые за столетия, открывают доступ к её неизмеримым территориальным богатствам, можно оценить благодаря гомологиям со США столетия назад» [19, 20]. Сегодня ещё велики запретительные тенденции и тренды, затрудняющие освоение глубинки. Россия как потенциальный полюс роста в рамках будущей экономики может и должна вкладывать в освоение собственной территории, осуществив строительство плотной сети дорог, разгрузив города за счёт создания современных условий жизни в глубинке; условий, опирающихся на полную электрификацию.

         Давно пробивает себе дорогу идея использовать территорию РФ для транспортной магистрали «Европа - Дальний Восток». С техноценологической точки зрения уместно ставить вопрос об автодороге «Томск - Якутск - Чукотка (Берингов пролив) - Аляска», по крайней мере III категории, где через каждые 50-100 км дороги должно быть обеспечено создание поселения (заправка, магазин, жильё, гостиница, интернет, электрообеспечение). Именно эта стратегия, реализуемая до конца века, может спасти страну от развала.

         Возвратимся к электрификации. Конечно, план рыночной электрификации не может быть принят только в электрической части, так как затрагивает и определяет многое: неприкосновенность собственности, эволюционную модель модернизации, сокращение силовых структур и чиновничества, отказ от «особого пути» и стратегической изоляции, проведение земельной реформы и восстановление кулачества (фермерства), строительство деревянных домов (до двух миллионов ежегодно), скрытое ношение оружия, отказ от призыва старшего сына, развитие инфраструктуры, включая дороги и связь, малую авиацию; бытового машиностроения, гуманитарного информационного сопровождения, дистанционного обучения; обеспечение медицинского социального минимума.

         Итак, что делать. Прежде всего, что не делать: не создавать сейчас (а такое мнение в Правительстве РФ существует) единого мегарегулятора, ориентированного на контроль всей энергетической отрасли и монополизацию сбыта, не формулировать задачу ликвидации (нерентабельных!!!) малых и средних городов; не подтачивать стимулы для модернизации существующих мощностей; не препятствовать потребителям взаимодействовать с поставщиками энергии напрямую; не отрицать приоритет реконструкции и модернизации малой тепловой генерации и когенерации; не обременять инвесторов и потребителей множеством согласований и проверок.

         Дело же надо начать с возрождения лозунга через 100 лет после его появления: «Электрифицировать всю Россию», наполнив его условиями, приемлемыми для каждого жителя (семьи) глубинки, дома, малого предпринимателя, стимулируя генерацию ВИЭ в городах и особенно в пригородах.

         На основе грантов дать определение электрическому хозяйству как совокупности установленных и резервных электроустановок, электрических и неэлектрических изделий, обеспечивающих функционирование электроценоза, но не являющихся частью электрической сети субъекта электроэнергетики.

         Определить потребителя как объекта электроснабжения, имеющего границу раздела с внешними сетями электроснабжения субъектов электроэнергетики и классифицируемого по существенным различиям при питании по уровням напряжения.

Идентификация материальной, организационной, информационной и социальной сущности потребителя позволит принять Федеральный закон «О потребителе электротехнической продукции и электрической энергии». И здесь главное - изменение менталитета. Вопрос не об электроэнергетике, которая осуществляла и будет осуществлять электрообеспечение (внешнее электроснабжение) крупных городов и крупной промышленности.

         Электрическая генерация, использующая возобновляемые, вторичные источники энергии и малую энергетику на традиционных видах топлива, завершит электрификацию, будет способствовать энергосбережению и позволит остановить обезлюживание страны, осуществить подъём глубинки содействием товарному производству и обеспечить надёжное автономное электроснабжение частных домов в пригородах, способствуя появлению «умных домов»; даст работу частному сектору.

         Всё это возможно, если закон «О потребителе..» не будет требовать никакого разрешения от частного владельца на покупку, установку и включение в энергосистему электрогенератора, использующего ВИЭ; даст предпосылки введения системы оплаты 40 - 60 % затрат владельца генератора на покупку и установку; обяжет субъектов электроэнергетики покупать электроэнергию у владельцев генераторов, использующих ВИЭ, по фиксированной цене и на несколько лет вперёд; предоставит право потребителю электроэнергии и владельцу генератора ВИЭ на свободный выбор субъекта электроэнергетики, которому будет осуществляться продажа или покупка электроэнергии; создать государственный фонд из средств, получаемых электроэнергетикой для стимулирования развития рынка ВИЭ.

         Создание технологической платформы «малая распределённая энергетика» (2010 г.) явилось шагом вперёд в формировании в 2011 г. Минэнерго РФ других технологических платформ, включая интеллектуальные сети и перспективные технологии возобновляемой энергетики.

         Следует вывести область ВИЭ и «малой энергетики» из отрасли «электроэнергетика» (из-за разнонаправленности интересов), подчинив структурам, отвечающим за экономику, модернизацию, развитие регионов, а финансирование осуществлять на уровне муниципальных образований, учитывая фактически сделанное.

         Централизованное производство электроэнергии, ориентация на центры однонаправленного распределения энергии, когда потребление управляет развитием энергетической системы, явились энергетической парадигмой в мире на протяжении всего ХХ века.

         Взрывное развитие промышленности, рост мега-городов, переход к обществу потребления, развитие возобновляемых источников энергии значительно повысили требования к энергетической и информационной безопасности, гибкости и надёжности цепи электрообеспечения. Уровень технологической, информационной интеграции систем конца ХХ в. не смог ответить на новые вызовы. В разных странах всё чаще стали происходить широкомасштабные отключения электроэнергии, так называемые блэкауты.

         Стратегия электроэнергетики до конца века должна быть резко изменена и заключаться в строительстве (в возрождении) одной или нескольких некрупных электростанций, превращающих дефицитные районы в самодостаточные, бездефицитные, снижающие необходимость строительства ЛЭП 110 (220), а тем более 154 (330) кВт, и уж совсем как исключение - 500 и 750 кВт.

         Таким образом, кратко: речь идёт о гарантированном подключении установок с использованием возобновляемых источников энергии к государственным энергетическим сетям, с обязательным приобретением государственными энергоснабжающими организациями электроэнергии, поставляемой производителями энергии из возобновляемых источников энергии в государственные энергетические сети, и её оплате по стимулирующим тарифам, дифференцированным в зависимости от вида используемого возобновляемого источника энергии. Всё изложенное должно быть отнесено к муниципальным образованиям, единственно способным дойти до каждого домовладения (семьи).

 

Вывод

         Электрификация России не состоялась, а концептуальные положения плана ГОЭЛРО, превратно истолкованные политическим руководствам страны дважды - в 20-30-е годы и 50-60-е годы - служили теоретико-научной и властно-принудительной основой разгрома деревни, точнее глубинки. Для будущего России об этом нужно заявить чётко и ясно, предложив Стратегию электрификации до конца века на новых мировоззренческих основаниях.

         Без новой индустриализации страны, без реконструкции её базовой структуры, прежде всего транспортной, энергетической, информационной, нельзя надеяться на превращение России в процветающую державу, на превращение её во второй половине XXI века в доминанта мировой экономики.

 

Литература

 

1. Энергоэффективность: рейтинг российских регионов по электропотреблению за 1990 — 2010 годы// Электрика. 2010. № 8. С. 3—15.

2. Кудрин Б. И. Применение понятий биологии для описания и прогнозирования больших систем, формирующихся технологически//Электрификация металлургических предприятий Сибири. Вып. 3. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1976. С. 171 — 204.

3. Кудрин Б. И. Выделение и описание электрических ценозов//Изв. вузов. Сер. Электромеханика. 1985. № 7.

С. 49—54.

4. Кудрин Б. И. Электрика: некоторые теоретические основы//Электрификация металлургических предприятий Сибири. Вып. 6. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1986. С. 5—73.

5. Кудрин Б. И. Электроснабжение промышленных предприятий; учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Интермет Инжиниринг, 2007.

6. План ГОЭЛРО. — 2-изд. М.: Госполитиздат, 1955.

7. Экономика социалистической промышленности. Ин-т экономики Комакадемии. М. — Л.: Соцэкономгиз,

1931.

8. Кржижановский Г. М. Вредительство в энергетике. М.—Л.: Госсоцэкономгиз, 1931.

9. Бухарин Н. И. Избранные труды: История и организация науки и техники/Под ред. Е. П. Велихова. Л.: Наука, 1988.

10. Справочник американской техники и промышленности США. — 7-е изд. Т. 1. Нью-Йорк: Амторг, 1946.

11. Магнитогорский металлургический завод (Проект). ГУМП ВСНХ СССР. Л.: Издание Гос. ин-та по проект. новых металлозаводов, 1929.

12. Урало-Кузнецкий комбинат. Ин-т пром.-эконом. исслед. ВСНХ СССР. М.—Л.: Соцэкономгиз, 1931.

13. О состоянии техники и предварительные соображения о направлении её развития на 1960—1975 гг. в электроэнергетике СССР. М.: ГКНТ СССР, 1960.

14. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. М.: ГУ ИЭС.

15. Либерман А. С. Подстанции малой мощности в электроснабжении промышленных предприятий. Ростов н/Д.: Азчерхозиздат, 1937.

16. О состоянии техники и предварительные соображения о направлении её развития на 1960—1975 гг. в электротехнической промышленности СССР. М.: ГКНТ СССР, 1960.

17. Указания и нормы технологического проектирования и технико-экономические показатели электрохозяйства предприятий черной металлургии. Металлургические заводы.— МЧМ СССР, 1981. — Т. 7. Электрохозяйство, ВНТП 1—31—80.

18. Указания и нормы технологического проектирования и технико-экономические показатели электрохозяйства предприятий черной металлургии. Металлургические заводы. МЧМ СССР, 1981. — Т. 8. Электроремонт. ВНТП 1 — 32 — 80.

19. Бадалян Л. Г., Криворотов В. Ф. История. Кризисы. Перспективы: Новый взгляд на прошлое и будущее/Под ред. Г. Г. Малинецкого. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

20. Кудрин Б. И. Краткий ценологический взгляд на теорию ценозов Бадалян и Криворотова: история и оценка//Ценологическое моделирование; теоретические основания и практические результаты. Вып. 47. «Ценологические исследования». М.: Технетика, 2011. С. 298—308

21. Кудрин Б. И. Децентрализация энергетики - спасение для страны, монопольное мышление – путь в никуда//Инновации в электроэнергетике. 2009. № 3. С. 38—43.