Текст доклада подготовлен для выступления на секции 11 «Философия техники и хозяйства» и на Круглом столе 30 «Философские проблемы общей и прикладной ценологии» в рамках VII Российского Философского Конгресса «ФИЛОСОФИЯ. ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР ЗАПАДА И ВОСТОКА», который пройдет с 6 по 10 октября 2015 года в г. Уфа Республики Башкортостан.

http://rfk2015.bashedu.ru/

 

Технический мир и наука о нём

 

Б.И. Кудрин

 

Неоспоримо, что мёртвое физическое породило (как?) живое биологическое, которое, используя сформировавшуюся способность человека к абстрагированию, сделало техническое. Физика Фалеса, Аристотеля привела к первой научной картине мира Ньютона–Максвелла. Органика Анаксимандра породила биологию Ламарка–Дарвина. Несмотря на чудеса кузницы Гефеста и открытия Архимеда, наука о техническом не была заявлена. Машины Уатта, Харгревса указали на новую роль техники, необходимость её философского осмысления (Капп, Энгельмейер). «Техника в период индустриализации решает всё». Этот германский (и советский) подход отличался от американского, где признана философия технологии (Форд довёл технологию сборки машины до отдельной операции). Сделаем шаг вслед за физикой и биологией и предложим неологизм «технетика» как науку о технической реальности.

Полагая, что техническое как единое есть объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания, дискурсивно сосредоточим внимание на материальной стороне существования цивилизации в ХХI веке, которая (цивилизация) ныне есть эволюционный результат оптимизма индустриальной революции ХIХ века) и сложностей научно-технической – ХХ века. Отметим, что у Homo sapiens 2,5 млн лет назад уже было 80 видов предметов-изделий. Он изготавливал каждую штуку-особь техники по своей технологии; из камня, дерева, растений, получая продукцию конечного потребления, пренебрегая отходами и живя в некотором сообществе сделанного.

Технетика рассматривает техническое, с одной стороны, как целостность, и с другой – как нечто, представляемое рядом специфических сущностей, к которым можно отнести: создаваемую и эксплуатируемую технику, разрабатываемую и применяемую технологию, получаемые и используемые материалы, производимую и потребляемую продукцию, возникающие и (надо полагать) перерабатываемые отходы, сбросы, выбросы (техническая экология). Каждая из сущностей образует объекты исследования и управления: своеобразные сообщества – техноценозы (cenosis), структура которых по видовому разнообразию подчинена гиперболическому распределению – фундаментальному закону природы, действующему в любой материальной (физическая, биологическая, техническая) и идеальной (информационная, социальная) реальностях.

На уровне артефакта-изделия-особи (индивида) каждая из сущностей, проверена на гиперболичность 1000-ю выборок, охватывающих 2,5 млн документально определённых особей. Документ – ключевое в моём определении физически мёртвого, технически живого (овечка Долли), технетического, потому что ни открытие, ни изобретение, ни то, что сделал отдельный человек – не сохранится, не окажет влияния на развитие общества, если информация об этом факте не закреплена, не размножена, не распространена, а информационный отбор не реализован.