ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

И ЗАКОН РАЗНООБРАЗИЯ

 

Б.И. КУДРИН

 

Резюме. С XX века техническая реальность стала всеобщей, глобально определяемой философией техники «philosophy of technigue», восходящей к немецкой (и русской) философским школам. Но ключевым  стало понятие технология, которая есть способы достижения целей, поставленных обществом, документально определённая совокупность методов и процессов. В начале XX века массовый выпуск продукции (например, «фордов») привёл к английской школе «philosophy of technology». Технология есть категория гносеологии, зафиксированная документально. Говоря о техническом, следует сущностно осмыслить значение материала; продуктов потребления, экоотходов.

Техническое подобно физическому и биологическому по всеобщности, подчинённости фундаментальным законам бытия. Поэтому предложим неологизм «технетика» (philosophy of technеtique) как наука о части объективно существующих материального и идеального миров, воздействующих на социальную жизнь в целом. Тогда метафизичность технетики заключается в совместном единстве рассмотрения пяти её сущностей и объекта исследования и управления – техноценоза (1976), философски и понятийно идентифицируемого понятию биоценоз (Мёбиус, 1877). Обобщённое определение ценоза (cenosis) распространим на все материальные и идеальные реальности и предложим H(аш)-модель, которая имеет понятийную общность с работами Paretto (социология), Kholtsmark (астрономия), Lotka (научная продуктивность), Williams (биология), Zipf (лингвистика), Mandelbrot (фрактальность). Показана фундаментальность устойчивых распределений неустойчивых частот, которые убывают приблизительно как гиперболы, что присуще структуре любых ценозов, которые образуются по постулатам третьей ценологической картины мира, составляющей основу постнеклассической философии техники – философию технетики.

 

Новая парадигма восприятия мира, иные онтология и эпистемология имеют в виду техническую реальность, ставшую с середины XX века всеобщей и сделавшую невозможным существование индивидуума вне (и без) технического, определяемого рядом сущностей. Название секции Конгресса «Философия техники» отражает одно из важнейших направлений современной философской науки – philosophy of technigue, восходящей к немецкой (и русской) философским школам, к лозунгу: «техника в период индустриализации решает всё». Обратимся теперь к ключевому для нынешнего постиндустриального общества понятию – технология (philosophy of technology), которая не является близнецом техники. Технология есть способы достижения целей, поставленных обществом, документально определённая совокупность методов и процессов, применяемых для получения готовой продукции. В начале XX века массовый выпуск, в частности «фордов», потребовал разработки технологии для малоквалифицированных рабочих и менеджмента для управленцев. Образовалась английская школа philosophy of technology. Технологии трансформируют, подчёркивалось на Давосском форуме (2017), экономические, социальные, экологические и культурные контексты, меняя нашу жизнь и жизнь будущих поколений; происходят интеграция физических и биологических технологий, развитие искусственного интеллекта и робототехники. Технология есть категория гносеологии, есть нечто познанное, не обязательно истинное и этически выверенное знание о том, что и как делать. И в этом идеальном качестве она неуничтожима (не исчезает, не забывается), если зафиксирована документально, становясь интеллектуальной собственностью.

Добавим, что, говоря о техническом, следует сущностно и философски осмыслить значение материала (алюминий, авиация; джинсы, социология); конечных продуктов потребления, включая пищевые; экологические воздействия, то есть отходы и остатки от производства отдельного изделия: шлаки, шламы, зóлы, oтстой, обрезь, стружку, щепки (но – технологическая щепá), окалину, наrap, сажу, макулатуру, отбросы, мусор, пыль, скрап, лом, хлам, брак (trash), загрязнения, выхлопы, выбросы и сбросы в воздушный и водный бассейны; электромагнитные, радиационные, световые, шумовые и другие побочные материальные явления, которые все условно назовём отходами. Отметим, что в России экологическое право понимает под загрязнением (в узком смысле) любое изменение физико-химического состава природной среды (биосферы и естественных ландшафтов), любым способом и в любой степени. Необходимость наличия в материале требующихся свойств диктует разработку технологии, определяющей технику. Материал (materials) – собирательный термин: это сырьё, материалы основные и вспомогательные, топливо, энергия, покупные изделия и полуфабрикаты, запасные части для ремонта, инструменты, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; материалы – это индивидуальные химические соединения, простые тела, их композиции и композиты, сплавы, смеси и растворы, изделия и полуфабрикаты. Материалы учитываются в единицах массы, длины, площади и объёма. Обширно техническое, подпадающее под понятие «материал»: это наноматрицы, элементарные частицы, микрочипы; поля, волны, излучения, включая электрический ток и механические нагружения. К концу XX века разработка новых материалов (графен) осуществилась благодаря технологиям работы с нанообъектами.

Факторы общественной жизни; описание структуры бытия безотносительно поставленной задачи, антропоонтоцентрический взгляд на решение проблемы смысла человеческого существования не требуют выделения и интерпретации каждой из сущностей технического.

Рассматривая техническую реальность в целом, не следует применять термин «техносфера», во-первых, из-за теоретической невозможности параметрического описания (подобного атмосфере) при бесконечности границ в космосе и потере их в глубине Земли; во-вторых, техносфера, по Вернадскому, не поглотила биосферу: колорадский жук, клещú, кролики Австралии, тысячи садовых участков, парков и зон. Понимая техническую реальность подобной физической и биологической по всеобщности, по подчинённости фундаментальным законам бытия, предложим неологизм – технетика (philosophy of technеtique) – наука о части объективно существующих материального и идеального миров, возникновением своим, в пределе, обязанных человеку, и отражающих обратное воздействие на психику и мышление индивидуума, социальную жизнь в целом.

Тогда метафизичность технетики заключается в совместном единстве рассмотрения техники, технологии, материала, продуктов потребления, экологического воздействия как сущностей, каждая из которых определяется документом и образует объект исследования и управления – техноценоз (1976), философски и понятийно идентифицируемый понятию биоценоз (Мёбиус, 1877).

Документ – ключевое в определении технетики, а также ценоза любой реальности вообще потому, что чтобы ни открыл, ни изобрёл, ни сделал отдельный человек, оно не сохранится, не окажет влияния на развитие общества, если информация об этом факте не закреплена, не размножена, не распространена; философски и социально не воспринята, официально не утверждена.

Обобщим определение ценоза (coenose, cenosis) на основе понимания биоценоза и техноценоза и распространим его на сообщества-ценозы всех материальных и идеальных реальностей.

Ценоз – сообщество множества элементов-единиц-штук-особей-изделий-студентов-клиентов-организаций. Одномоментно следует: 1) выделить-назвать ценоз-объект и семейство классифицируемых субъектов; 2) дискретно определить особь; 3) произвести родо-видовую классификацию каждой штуки-особи. Примеры: 1. Минобразования и вузы Российской Федерации; Национальный исследовательский университет; ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ»; 2. Чёрная металлургия и прокатные станы страны; прокатное производство комбината с полным циклом; блюминг 1300 Запсиба; 3. «Словарь цветковых», Willis, 1918 и 12571 род, распределение видов по родам, убывающее как гипербола – кривая одновидовых (ноева каста) – 4853 – 38,6 %; двухвидовых родов – 12,9 %, трёхвидовых – 7,3 % и так до единичных, но многовидовых родов (саранчёвая каста).

Ценоз не система, по Эшби (Achby) и Винеру: слабые связи и слабые взаимодействия, корреляционно не значимые. Следует считаться с физической невыделяемостью ценоза, с работой по генплану, руководствуясь абстрактной моделью гиперболического Н(аш)-распределения. Неопределённость границ (конвенционность) пребывания и обеспечения. Строго нефиксируемое, лишь отмеченное датой количество штук-особей, образующих ценоз. Ценоз не самоорганизуется, а порождается, существует и умирает по фундаментальному, как галилеевское свободное падение, природному закону разнообразия, общность которого философски не осмыслена.

Для мёртвого физико-химического мира характерно использование информации, определяемое физико-химическими законами, при отсутствии материального объекта-носителя информации и отсутствии плана использования информации. Техническая реальность как окружающий нас мир, взятый в антропогенном масштабе, наличествующие материальные объекты, в массе находящиеся в рамках классических представлений первой научной картины мира, позволяют принять для дальнейшего, что человек может различать мёртвое (физико-химическое), живое (биологическое), техническое (искусственное). Этим самым мы добавляем к выделенным мёртвому и живому бытие техническое, ставя технетику как науку в ряд за физикой Ньютона–Максвелла и биологией Дарвина–Шмальгаузена. Таким образом, при максимально широкой классификации действительности мы имеем и можем различать три вида материальных реальностей: физическую, биологическую и техническую. Присоединив к ним реальность информационную и реальность социальную, мы тем самым исчерпываем все виды реальностей, с которыми имеет дело человек сегодняшний. Любая другая реальность входит соподчинённо в одну из названных. Тогда важно осмыслить не только законы и закономерности, действующие "внутри" каждой из реальностей, но и последствия взаимодействий каждой пары, и глобальность эволюции реальностей как целого.

Сама же техническая реальность стала иной: любое сегодняшнее техническое устройство, изделие, процесс являются не творчеством человека, а порождением документации, то есть кроме мёртвой техники, появились: живая овечка Долли, где документ – ген, и «разумная» – технетическая, требующая материального, энергетического, информационного обеспечения; наконец, восходящая к Гейтсу четвёртая промышленная революция этого века – цифровизация и биткойн, чипизация товаров, нанотехнологии, наноиндустрия, мобильный банкинг макроэкономики. Техноэволюция осуществляется в соответствии с документальной записью информации при пространственно-временнóм разделении собственно документа, способа его воспроизведения и вещественно-энергетического воспроизведения плана, предусмотренного документом.

Биологический мир создал план (генотип) для каждого вида, осуществив недокументальную запись информации на молекулярном уровне при совмещении материального носителя информации и аппарата воспроизведения себя каждой особью, а так же наличие плана использования информации (во время земного существования).

Сейчас уже, по-видимому, не осталось ни одной науки и области человеческой деятельности, где не понимали бы, во-первых, что не всё однозначно и не всё поддаётся расчёту алгеброй (физикой); во-вторых, что среднее – не есть нужный и достоверный показатель чего-либо. Мы живём в мире, где критерии человечности «размазаны», количество вещей и ситуаций безгранично, а решения надо принимать в условиях неполной недостоверной информации и немедленно. Используя понятия ценоз, ценологические исследования, ценологический анализ, ценологическое мировоззрение, предложим новую математическую H(аш)-модель, которая впервые в мире проверена на технических ценозах в Томске (Томский политехнический институт, 1971) и имеет статус фундаментального закона Природы, охватывающего все и каждую материальную и идеальную реальности.

Введение Мёбиусом (1877) термина биоценоз и появление экологии Геккеля (1866); экосистема Тенсли (1931) и биогеоценоз Сукачёва (1940) привели к сегодняшней экологии в её классической форме, где биоценология замкнулась на самоё себя. Не была увидена математическая и понятийная общность с работами Paretto (социология), Kholtsmark (астрономия), Lotka (научная продуктивность), Williams (биология), Zipf (лингвистика), Bradford (рассеяние информации), Mandelbrot (фрактальность); не осознана фундаментальность теоремы Гнеденко–Дёблина, что для устойчивых распределений неустойчивых частот почти все устойчивые плотности невыразимы в элементарных функциях (через обычные формулы). Устойчивые плотности (кроме гауссовой) убывают при больших значениях аргумента приблизительно как гиперболы, что и составляет формальное представление общей и прикладной ценологии.

Вторая вероятно-статистическая картина мира стала научной с XIX века, используя состоятельную, несмещённую, эффективную оценки для определения математического ожидания (среднего) и конечной дисперсии (ошибки), опираясь на вероятностную причинность Бора–Эйнштейна. Около двух веков назад экономисты, биологи, лингвисты обнаружили, что среднее не во всех случаях используемо, а ошибка может быть сколь угодно большой. Речь зашла о третьей научной картине мира, математически опирающейся на безгранично делимые распределения Леви (1924), Хинчина, Колмогорова, Гнеденко, Дёблина (1939), представимые гиперболическим H-распределением с характеристическим показателем меньше двух, определённым Колмогоровым: простота этого закона природы – объективный факт. Нами гипербола представлена в видовой, ранговидовой и в ранговой по параметру формах, без среднего, но с точкой, разделяющей уникальность и массовость. Гиперболичность присуща структуре ценозов любой и каждой материальной и идеальной реальностей.

Выделение отдельных составляющих технетики по их сущностным отличиям позволяет, во-первых, увидеть холистически специфику отдельного и исследовать взаимодействие между собой каждой пары составляющих; во-вторых, рефлексировать по поводу научной картины мира – мировоззрения, на основе которого все они как материальная субстанция единичного артефакта создаются в рамках первой физико-химической картины мира; затем каждая, становясь и выступая как продукт, функционирует в рамках второй вероятно-статистической (математика в пределе – гауссова) научной картины мира. Наконец, не обязательно практически счётное множество единиц-особей техники (станок, стул), многих технологий (доменная плавка, приготовление борща), материалов (нержавейка, шёлк), конечной продукции (квадрат Малевича), экологических воздействий в локализованном пространстве и в текущее время образуют сообщества – технические ценозы, формирование видовой структуры и структуры по выделенному параметру которых определяется законом информационного отбора, концептуально восходящим к Дарвину и Шмальгаузену, а математически – аппаратом Н-распределений. Оказалось, что ценозы (любые) образуются, функционируют, эволюционируют по постулатам третьей ценологической картины мира, составляющей, собственно, основу постнеклассической философии техники, что и можно назвать философией технетики. Гносеологически ценоз как объект не есть только множество дискретных элементов-особей (песчинки не образуют ценоз): принципиально – вид есть констатация нашей объективности, вúдения существующих реальностей.

Техноценоз есть, по существу, бытие, существующее само по себе, независимо от субъекта – das Ding an sich, "вещь в себе" (трансцендентное, по И. Канту, Э. Гуссерлю, М. Хайдеггеру). Мы не можем техноценоз выделить как единое целое. Лишь абстрагируясь и увязывая это понятие с заимствованными из биологии и имеющими смысловое техническое значение понятиями – особь, вид, семейство; из информатики – текст, словарь, мы можем исследовать какое-то семейство изделий, называя (принимая за) техноценозом страну при исследовании множества прокатных станов или турбин электростанций, завод – электродвигателей, город – при обеспечении хлебом. Техноценоз как общее представление – опосредовано, т. е. выделяемо при помощи отношений с другими объектами, и не является созерцательным. Техноценоз – трансцендентальное «нечто», получаемое априори. Речь идёт об умозрительном познании объекта, который именно как объект познания не дан материально, а задан – как задаётся математическая абстракция.

Технетика, конечно, основывается на первой классической научной картине мира и выросла из неё, использует, естественно, вероятностные представления второй научной картины мира, но преимущественно опирается на свою – третью научную постнеклассическую картину мира. И в заключение скажем: философия технетики есть философия в том смысле, в каком она исследует объективность техноэволюции в мире желаний и действий человека. Философия технетики есть постнеклассическая философия техники, которая как философия есть, по Мамардашвили, «оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта».