//Электрика. – 2009. – № 2.– С. 3–9.

 

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И ПРАКТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ

С. С. Новиков

ООО "ЭнергоФихтнер"

 

Государство осуществляет регулирование и контроль в электроэнергетике, среди основных принципов которых (ст. 20 ФЗ "Об электроэнергетике") впрямую касаются промышленного потребителя электрической энергии следующие:

• достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей;

• обеспечение доступности электрической и тепловой энергии для потребителей, защита их прав;

• развитие конкурентного рынка электроэнергии, ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики;

• обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий;

• обеспечение доступа потребителей к информации о деятельности субъектов электроэнергетики, о работе оптового и розничного рынков.

Потребителю электрической энергии остаётся только приветствовать эти справедливые положения закона. Однако их истолкование субъектами электроэнергетики и практика их реализации, обеспечение доступа потребителей к информации о деятельности субъектов электроэнергетики зачастую не могут удовлетворять потребителя (абонента).

Выделим проблему технологического присоединения и дальнейшего заключения договора на электроснабжение как одну из важнейших на этапах строительства, функционирования и реконструкции промышленного объекта (обеспечивающий перечень документации см. на 1 и 2 стор. обложки). Эта проблема выходит за рамки чисто технической задачи – она зачастую прямо или косвенно влияет на экономическую, социальную, политическую жизнь не только организации-потребителя, но и города (региона) в целом. В последние годы на фоне завершения реструктуризации и демонополизации рынков электроэнергии технико-экономические и организационно-правовые аспекты взаимоотношений потребителей (включая взаимоотношения с субъектами электроэнергетики) стали темой многих публикаций, защищающих потребителей [1−7 и др.].

Для получения электрической энергии любой потребитель должен быть подключён (технологически присоединён) к электрическим сетям. Если энергопринимающие устройства потребителя уже были присоединены до вступления в силу нового законодательства об электроэнергетике, то вновь проходить эту процедуру не нужно. Если же ему нужно увеличить присоединённую мощность или возникает новый потребитель (организация, предприятие, юридическое лицо), то он должен пройти процедуру технологического присоединения к электрическим сетям. Технологическое присоединение носит однократный характер, т. е. не имеет срока действия и не требует переоформления в пределах уже присоединённой мощности (кроме случаев изменения категории надёжности, точки присоединения или вида производственной деятельности, которые требуют изменения схемы внешнего электроснабжения – в этих случаях также требуется проходить процедуру присоединения).

Порядок присоединения регулируют Федеральный закон "Об электроэнергетике" и "Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям" (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, новая редакция – от 21.03.2007 № 168; далее – Правила присоединения), а также ряд других нормативно-правовых документов (см. обложку). В Правилах присоединения используется ряд понятий, связанных с мощностью:

заявленная мощность – предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определённая соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах;

максимальная мощность – величина мощности, обусловленная составом энергопринимающего оборудования и технологическим процессом потребителя, исчисляемая в мегаваттах;

присоединённая мощность совокупная величина номинальной мощности присоединённых к электрической сети (в том числе опосредованно) трансформаторов и энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, исчисляемая в мегавольт-амперах;

пропускная способность электрической сети технологически максимально допустимая величина мощности, которая может быть передана с учётом условий эксплуатации и параметров надёжности функционирования электроэнергетических систем.

Отметим, что в первой редакции ФЗ "Об электроэнергетике" (март 2003 г.) было декларировано, что "любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности и соблюдении установленных правил присоединения. При выполнении этих условий отказ со стороны сетевой организации не допускается, она обязана выполнить мероприятия по технологическому присоединению как вновь построенных и впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств (ЭУ), так и реконструируемых или расширяющих свою ранее присоединённую мощность потребителей" (ст. 26). В новой редакции, принятой в ноябре 2007 г., этих слов уже нет.

Часто остро встают вопросы, есть ли техническая возможность присоединения. Согласно Правилам, технологическое присоединение технически возможно, если одновременно соблюдаются три критерия:

а) сохраняются условия электроснабжения (установленная категория надёжности электроснабжения и обеспечение качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых уже присоединены к электрическим сетям (в том числе и в смежных сетевых организациях);

б) отсутствуют ограничения на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) не требуются реконструкция, расширение или сооружение новых объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительство новых генерирующих объектов.

В случае несоблюдения хотя бы одного из указанных критериев считается, что техническая возможность присоединения отсутствует. Потребителю откажут в подключении или выдадут индивидуальные технические условия. Если потребитель сомневается в обоснованности отказа, он может обратиться в федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору (для получения заключения о наличии или отсутствии технической возможности), а также в антимонопольные органы или в арбитражный суд.

Здесь существует тонкость, касающаяся средних предприятий (имеющих собственную подстанцию с РУ 6–10 кВ и питающихся на этом напряжении), мелких (собственников ТП 6–10/0,4 кВ) и минипредприятий (это весь малый бизнес), питающихся от вводно-распределительного устройства (щита, сборки, автомата) на низком напряжении. Субъекты электроэнергетики на любом из этих уровней не раскрывают информацию о примыкающей к потребителю сети внешнего электроснабжения, не предоставляют статистику, которая позволила бы оценить утверждение "техническая возможность присоединения отсутствует". Да, есть право обжаловать отказ в арбитражном суде (и нужно им пользоваться). Но не встречаемся ли мы со скрытой монополией, с препятствием на пути развития отечественного бизнеса, производящего материальные ценности? Большая надежда возлагается на RAB – регулирование, предполагающее гарантированный возврат инвестиций на вложенный капитал и ограничивающее недобросовестную конкуренцию.

Лицо, которое хочет присоединить свои энергопринимающие устройства (ЭУ), заключает с сетевой организацией договор об осуществлении технологического присоединения. Согласно закону "Об электроэнергетике", договор является публичным, т. е. обязателен к заключению для сетевой организации. При необоснованном отказе (или уклонении) с её стороны заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков. Условия договоров являются одинаковыми для всех физических и юридических лиц, за исключением индивидуальных технических условий.

Процедура технологического присоединения включает следующие этапы:

1)   подачу заявки юридическим или физическим лицом;

2)   заключение договора об осуществлении технологического присоединения;

3)   выполнение сторонами мероприятий, предусмотренных договором;

4)   получение разрешения уполномоченного органа по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя;

5)   составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

В заявке должны быть указаны следующие сведения (для потребителей, суммарная присоединённая мощность которых превышает 750 кВА):

          •реквизиты и место нахождения заявителя;

          •наименование и место нахождения ЭУ, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

          •максимальная мощность ЭУ и их технические характеристики, число и мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов;

          •число точек присоединения с указанием технических параметров элементов ЭУ;

          •заявляемый уровень надёжности;

          •заявляемый характер нагрузки и наличие нагрузок, влияющих на качество электроэнергии в точках присоединения;

          •величина (с обоснованием) технологической и аварийной брони;

          •сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию ЭУ с поэтапным распределением мощности.

Также к заявке прилагаются следующие документы:

•план расположения ЭУ, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

            •однолинейная схема электрических сетей заявителя с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;

            •перечень и мощность ЭУ, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики.

Перечень сведений устанавливается нормативно-правовыми документами, поэтому сетевая организация не вправе требовать ещё каких-либо сведений. Для потребителей небольшой мощности (до 750 кВА) и физических лиц этот перечень сокращён.

После рассмотрения заявки сетевая организация обязана направить заявителю для согласования проект договора (как правило, в течение 15 рабочих дней, однако Правила присоединения предусматривают и другие варианты). Договор об осуществлении технологического присоединения содержит мероприятия по технологическому присоединению, обязательства сторон по их выполнению и сроки (не должны превышать один год для потребителей суммарной мощностью менее 750 кВА и два года – для более крупных потребителей, если иное не предусмотрено инвестиционной программой или соглашением сторон).

Мероприятия по технологическому присоединению включают:

        •подготовку сетевой организацией технических условий (далее – ТУ) и их согласование с системным оператором;

        •разработку сетевой организацией и заявителем (в границах его земельного участка) проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным ТУ;

        •выполнение ТУ заявителем и сетевой организацией (в том числе подключение противоаварийной и режимной автоматики);

        •проверку сетевой организацией выполнения заявителем ТУ;

        •осмотр присоединяемых ЭУ должностным лицом органа по технологическому надзору (при участии представителей сетевой организации и потребителя, а также при необходимости – системного оператора);

        •фактические действия по присоединению и обеспечению работы ЭУ.

Запрещается навязывать услуги, не предусмотренные Правилами присоединения.

После заключения договора на присоединение в течение 15 рабочих дней (за исключением особых случаев) сетевая организация должна подготовить и выдать заявителю технические условия, в которых должны быть указаны:

           •схемы приёма (выдачи) мощности и точки присоединения к сети (вводные распределительные устройства, линии электропередачи и др.);

           •обоснованные требования по усилению существующей сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий, подстанций, увеличение мощности трансформаторов, сечений проводов, установка устройств для обеспечения надёжности и качества электроэнергии и др.), обязательные для исполнения сетевой организацией;

           •требования к устройствам релейной защиты, регулированию реактивной мощности, противоаварийной и режимной автоматике, телемеханике, связи, изоляции и защите от перенапряжения, к контролю и поддержанию качества электроэнергии, а также к приборам учёта электрической энергии и мощности (активной и реактивной) и др.

Технические условия обязательны для выполнения как заявителем, так и сетевой организацией, при этом разграничение обязательств определяется договором и учитывается соответственно при расчёте платы за технологическое присоединение. Срок действия ТУ не может составлять менее 2 и более 5 лет. При невыполнении их в согласованный срок сетевая организация вправе продлить срок их действия без дополнительной платы, если техническая возможность присоединения по-прежнему существует. Если же условия изменились, могут быть выданы новые ТУ с зачётом уже выполненных мероприятий по присоединению. В ходе проектирования у заявителя может возникнуть необходимость частичного отступления от ТУ – тогда они должны быть согласованы с сетевой организацией.

С потребителя взимается однократная плата за технологическое присоединение. Размер её устанавливает государственный орган по регулированию тарифов; за счёт неё компенсируются расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства (линий, подстанций, трансформаторов, компенсирующих устройств) в целях присоединения новых или увеличения мощности энергопринимающих устройств, присоединённых ранее. Отметим, что сюда не включают расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства в целях обеспечения надёжности и качества электрической энергии уже присоединённых потребителей – эти расходы учитывают при установлении платы за услуги по передаче электрической энергии.

Однако сегодня плата за технологическое присоединение стала непомерно высокой для потребителя. Как бы ни была богата Москва, но сумма в 45 тыс. руб. за присоединение 1 кВт мощности (а в пределах Садового кольца – до 100 тыс. руб.) совершенно неприемлема не только для малого бизнеса. Волна обращений из 35 регионов России это подтвердила – там стоимость присоединения ниже, однако и экономические условия другие. Если принять во внимание стоимость строительства новой генерирующей мощности в пределах 20–30 тыс. руб./кВт (1000 долл./кВт; на атомных – больше) и считать электричество товаром, то, образно выражаясь, потребитель полностью обеспечивает инвестиции в строительство мясокомбината, чтобы затем оплачивать стоимость собственно колбасы (включая трудозатраты и сырьё), затем её доставку (строительство РУ, ТП) в магазин, где от потребителя потребуют поменять прилавки и ступеньки (усилить вводное устройство, ЛЭП и др.) и, наконец, оплатить доставку товара непосредственно собственнику ("до крыльца").

Поэтому естественным стало появление Указа Президента РФ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" от 15 мая 2008 г. № 797, которым предусмотрено утверждение Правительством РФ плана мероприятий, направленных на существенное упрощение и удешевление процедуры присоединения к электрическим сетям объектов, необходимых для осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства с последующим представлением в установленном порядке доклада о реализации плана мероприятий (до 1 июля 2009 г.).

Минэкономразвития РФ подготовлен проект документа "Комплекс мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, в том числе по устранению избыточных административных ограничений, обеспечению недискриминационного доступа к ресурсам субъектов естественных монополий, совершенствованию налогообложения малого предпринимательства", включая меры в области технологического присоединения, для последующего утверждения Правительством РФ.

Потребителям вообще, а крупным в особенности, следует знать о происшедшем юридическом разделении федеральных (ОАО "ФСК ЕЭС") и региональных электрических сетей. ОАО "Холдинг МРСК" – самостоятельное юридическое лицо (на 48 % частное), и оно ставит перед собой задачу по поглощению региональных электросетей, находящихся в муниципальной и ведомственной собственности. Холдинг становится крупнейшей компанией энергетики, в которой уже работает свыше 200 тыс. человек и электрические сети которой составляют порядка 80 % распределительного комплекса РФ.

Сферы ответственности и полномочия ФСК и МРСК по технологическому присоединению к сетевым объектам различны. Федеральная сетевая компания (ОАО "ФСК ЕЭС") с восемью филиалами – магистральными электрическими сетями (МЭС) – оказывает услуги по технологическому присоединению крупных потребителей к магистральным электрическим сетям, отнесённым по утверждённым критериям к Единой национальной электрической сети и находящимся в собственности или использовании у ОАО "ФСК ЕЭС". Стоимость технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства ОАО "ФСК ЕЭС" определяет Федеральная служба по тарифам (ФСТ) индивидуально для каждого присоединения, с учётом компенсации всех затрат сетевой компании на технологическое присоединение. Затраты может нести и ОАО "ФСК ЕЭС", если они включены в инвестиционную программу компании, которая формируется, в том числе, и в рамках региональных соглашений с правительствами субъектов Федерации. Также за счёт инвестиционной программы ОАО "ФСК ЕЭС" финансируются объекты, обеспечивающие системную надёжность работы Единой энергосистемы в целом. В случае, если строительство электросетевых объектов, необходимых для присоединения потребителя, не предусмотрено инвестиционной программой Компании, технологическое присоединение осуществляется за счёт средств потребителя.

Обратим внимание на некоторую недоговорённость этого тезиса. Действительно, если сооружение алюминиевого завода требует достроить Богучанскую ГЭС, то естественно, что собственник завода может принять решение о выделении 1 млрд долл. капитальных вложений в ГЭС, рассчитывая в будущем на получение электроэнергии по льготному тарифу. Но есть инвесторы, для которых затраты в энергетику обременительны. Развитие промышленности требует прозрачности и доступа потребителя к планам развития сетей, к разработкам "Энергосетьпроекта", к программам по строительству подстанций и ЛЭП на каждый следующий год, на 5–10 лет вперёд.

Тариф на услуги распределительных сетевых компаний по технологическому присоединению определяется региональной энергетической комиссией (РЭК) – уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов в каждом субъекте Федерации и регулируется, помимо федеральных нормативно-правовых актов, решениями, принятыми на уровне исполнительной власти каждого региона. Как правило, тариф на присоединение к электрической сети на низком и среднем уровнях напряжения (до 35 кВ, до 10 МВА) устанавливается в рублях за единицу мощности (1 кВт). Стоимость присоединения в этом случае рассчитывается как произведение запрашиваемой потребителем мощности и установленной цены присоединения за единицу мощности на данном уровне напряжения. Тариф на присоединение по высокому уровню напряжения (выше 35 кВ) и для присоединения потребителей, производящих электрическую энергию (т. е. генерирующих установок – ТЭЦ, ГТУ ТЭЦ, ПГУ и др.), устанавливается РЭК индивидуально для каждого случая подключения.

Отметим, что типовые формы договоров об осуществлении технологического присоединения, утверждённые РАО "ЕЭС России" и действующие в ОАО "Холдинг МРСК" (подробнее см. Электрика. 2008. № 11), входят в противоречие с ПУЭ по категориям надёжности. Фактически категорийность привязана к мощности, так что до 100 кВт – всё третьей категории, а до 10 МВт – второй и третьей. Если ставится вопрос о первой категории – платите. Такой подход делает ошибочным установку двух трансформаторов, двух секций шин, резервирование кабельной прокладки – словом, ставит под сомнение весь опыт проектирования электроснабжения с 1930 годов до настоящего времени.

Отмечая, что действующий механизм технологического присоединения потребителей к электрическим сетям МРСК не приносит желаемого результата в развитии инфраструктуры существующего и создаваемого бизнеса, что доля заявок, удовлетворённых в установленные сроки, составила в 2007 г. 48 % от общего числа заявок и 11,8 % от заявленной мощности, нельзя объяснить это положение ссылкой на критическую изношенность сетей, недостаточность средств, закладываемых в тариф на технологическое присоединение, появление новых, ранее неизвестных причин, останавливающих строительство, реконструкцию и модернизацию электроэнергетических объектов. Всё это не может быть оправданием перед юридическими и физическими лицами (потребителями), внёсшими плату за присоединение, но всё же несущими убытки из-за растягивания до нескольких лет времени заключения договора электроснабжения. Фактически потребитель должен отслеживать огромное количество противоречивой информации и знать основные положения нормативно-правовой базы функционирования электроэнергетики, уметь отстаивать свои права и интересы. В общем случае, опираясь на понятия математической экономики, можно говорить, что ситуация сводится к открытой модели "затраты/выпуск" [8], где процесс производства товара (продукции) связан с "обязательным" потреблением другого товара − электроэнергии. С этой точки зрения, попытки (как правило успешные) субъектов электроэнергетики возложить на потребителя затраты по модернизации не принадлежащих ему электрических сетей просто увеличивают сроки и стоимость строительства. Опыт множества проектных компаний говорит, что такого рода риск трудно прогнозируем. Требования "Положения о составе разделов проектной документации и прибавках к их содержанию", утверждённых Правительством РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 и всё ещё действующей на практике Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95) в части принятия окончательного решения об инвестировании и реализации проекта, не могут быть полноценно выполнены. Практика организационного подхода к процессу технологического присоединения (собственно получения технических условий) не исключает случаев принятия неэффективных и убыточных решений. Нельзя не учитывать и то, что в 2008 г. рынок электроэнергетики был либерализован на 25 %, а к 1 января 2011 г. электрическая энергия в полном объёме будет поставляться по свободным (нерегулируемым) ценам.

В заключение отметим, что сетевые организации обязаны раскрывать информацию, касающуюся доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг, в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии. Стандарт, действующий в структурах ОАО "ФСК ЕЭС", предназначен для "использования генерирующими компаниями, хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по производству электрической энергии преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, системным оператором, а также иными юридическими лицами, которые подали заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям энергетических установок, или которые находятся в процессе принятия решения о строительстве новых или реконструкции существующих энергетических установок". Подтверждение соответствия стандарту сетевые организации осуществляют лишь в форме добровольной сертификации. Стандарт требует от сетевых организаций предоставлять следующую информацию.

1. Сведения о границе зон деятельности сетевой организации.

2. Перечень подстанций, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании сетевой организации, c указанием субъекта РФ, на территории которого находятся подстанции.

3. Утверждённую пятилетнюю инвестиционную программу сетевой организации с указанием объектов электросетевого хозяйства, которые должны быть построены (строятся) или реконструированы (реконструируются); для каждого из них указываются технические характеристики (для линий – класс напряжения и протяжённость, км; для подстанций – трансформаторная мощность, МВА, все классы напряжения на подстанции), источники финансирования строительства, запланированный (фактический) срок ввода указанного объекта в эксплуатацию.

4. Формы заявки и типового договора об осуществлении технологического присоединения энергетических установок к электрическим сетям (утверждены решением Правления ОАО РАО "ЕЭС России" № 1769пр от 06.11.2007 г. и № 1805пр от 21.01.2008 г.).

5. Стандарт ОАО РАО "ЕЭС России" "Нормативные сроки работ по проектированию, строительству и реконструкции подстанций 35–750 кВ и воздушных линий электропередачи напряжением 6, 10–750 кВ" (утверждён решением Правления ОАО РАО "ЕЭС России" № 1805пр от 21.01.2008 г.).

6. Стандарт ОАО РАО "ЕЭС России" "Укрупнённые показатели стоимости сооружения подстанций 35−750 кВ и воздушных линий электропередачи напряжением 6, 10−750 кВ" (утверждён решением Правления ОАО РАО "ЕЭС России" №1805пр от 21.01.2008 г.).

7. Стандарт ОАО РАО "ЕЭС России" "Определение предварительных технических решений по выдаче мощности энергетических установок" (утверждён решением Правления ОАО РАО "ЕЭС России" № 1805пр от 21.01.2008 г.).

8. Информация о размере платы за технологическое присоединение энергетических установок к электрическим сетям.

9. Агрегированную статистику по заявкам по каждой зоне свободного перетока, в том числе количество поданных заявок и суммарную заявляемую мощность.

10. Информацию о потерях, возникающих в сетях сетевой организации.

11. Информацию о техническом состоянии электрических сетей сетевой организации в объёме, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Основной формой представления открытой информации является публикация сведений и документов на Интернет-сайте сетевой организации в открытом доступе в специально создаваемом разделе "Технологическое присоединение энергетических установок к электрическим сетям". Такой доступ к информации чрезвычайно необходим для потребителей, поскольку позволит обоснованно оценивать возможности технологического присоединения и планировать затраты, защищать свои права.

Вывод

Для обеспечения доступа к сетям и оценки перспектив развития своего бизнеса потребителям необходимо начать формирование информационной базы по практике разрешения вопросов технологического присоединения на основе совокупного опыта (технических возможностей для выполнения такой работы уже достаточно); предусматривать возможность вносить соответствующие коррективы в обоснования инвестиций в строительство энергетических объектов вплоть до осуществления мероприятий по технологическому присоединению в полном объёме.

Список литературы

1. Кудрин Б. И. О технологическом присоединении к электрическим сетям // Электрика. 2002. № 4. С. 3−16.

3. Кудрин Б. И. Реформа электроэнергетики и права потребителей // Промышленная энергетика. 2007. № 2. С. 2−8.

3. Матюнина Ю. В. Взаимоотношение потребителей с субъектами электроэнергетики на различных рынках электроэнергии // Электрика. 2007. № 1. С. 3−10.

4. Матюнина Ю. В., Макаренко И. Г. Работа потребителей на рынках электроэнергии: учебное пособие. М.: Издательский дом МЭИ, 2008. 64 с.

5. Новиков С. С. К вопросу о задачах потребителей в условиях новой модели рынка электроэнергии / Электрификация металлургических предприятий Сибири. Вып. 13. М.: Технетика, 2007. С. 212−216.

6. Славгородский В. Б. Проблемы промышленных предприятий при реформировании электроэнергетики // Электрика. 2007. № 3. С. 3−5.

7. Тукенов А. А. Особенности реформирования розничного рынка электроэнергии // Энергетик. 2006. № 2. С. 9−12.

8. Бункина М. К. Экономические модели Василия Леонтьева / Финансовый менеджмент. М.: 2002. № 1. С. 13–28.