//
Электрика. – 2008. – № 1. – С. 3–7.
От редакции. Наш журнал, считая проблему
ремонта важной, с первых номеров в
Подготавливая
специальный номер журнала, редакция учла материалы состоявшейся 25–28 сентября
В работе конференции участвовало свыше 100 ведущих специалистов украинских предприятий различных отраслей, представители российской электрики и энергетики, научные работники, руководители конструкторских и машиностроительных предприятий стран ближнего и дальнего зарубежья, представители ремонтных фирм и объединений, инофирм.
Конференция обобщила опыт работы ведущих
научных и производственных коллективов по изучению и обеспечению практического
решения проблем:
· электромагнитной совместимости и качества
электрической энергии;
· современных систем и оборудования
резервирования и защиты ВВ сетей и оборудования;
· диагностики и мониторинга основных видов
электро- и энергетического оборудования;
· комплексного проектирования модернизации и
строительства объектов энергетики;
· осуществления
ремонта и модернизации энергетических объектов и оборудования в условиях
оптимизации численности ремонтного и эксплуатационного персонала;
· обеспечения экологической безопасности и
охраны труда на объектах энергетики;
·профессиональной и психологической подготовки оперативного и руководящего персонала.
Редакция предлагает специалистам-ремонтникам, менеджерам, учёным, интересующимся проблемами повышения эффективности электроремонта, социальными и экономическими результатами реструктуризации электротехнических служб, рассказать о принципах и экономической эффективности ремонта электрических машин и оборудования, обменяться опытом и обсудить назревшие проблемы в этом направлении. Все поступившие материалы будут опубликованы на страницах нашего журнала.
Предлагаем читателям подборку докладов участников конференции.
—″—
Индустрия ремонта в современных
условиях
Петренко Л.Г.
Ассоциация ремонтных предприятий и организаций Украины
Распад крупных
предприятий ремонтной отрасли Украины, произошедший в последнем десятилетии
прошлого века, обусловил необходимость поиска новых эффективных путей решения одной
из важнейших задач существования постиндустриального общества – обеспечения
техногенной безопасности производства.
В 90-х годах ушедшего века первой защитной
реакцией товаропроизводителей во многих отраслях (металлургии, энергетике,
машиностроении) стало формирование или существенное расширение собственных подразделений,
обеспечивающих ремонт и модернизацию внутризаводского оборудования. Только
благодаря этому сохранилось ядро высококвалифицированных кадров ремонтников –
рабочих и инженеров.
Параллельно шло создание
бесчисленных обществ с ограниченной ответственностью и частных предприятий на
руинах ремонтных монстров. Приватизировали цеха, оборудование; наиболее
прозорливые запасались интеллектуальным наследием -
технической документацией, переманивали к себе инженеров-технологов.
Лицензионная палата задыхалась от многочисленных заявок на выдачу лицензий на право осуществления деятельности на рынке услуг, ранее
недоступных для кустарей-одиночек, а инспекции по надзору – от выдачи
разрешений на работу в электроустановках напряжением выше 1000 В, на ремонт
оборудования во взрывозащищённом исполнении, ремонт сосудов, работающих под
давлением, и др. Наиболее действенным аргументом при выдаче разрешения становились
не уровень квалификации и наличие оборудования, а объём предоставленных бумаг и финансовые возможности.
Расцвет бартерных расчётов,
когда электрическая станция или энергосистема рассчитывались за выполненные ремонтные работы
металлопрокатом или фарфоровыми чашками (полученными в счёт оплаты за отпущенную
электроэнергию), разрушил экономику ремонтных предприятий и похоронил надежды
на модернизацию собственной производственно-технической базы. К началу
Именно в это время мы наиболее
близко подошли к угрозе техногенных аварий. Всё очевиднее становилась
неспособность мелких организаций к выполнению назревших задач по осуществлению
крупных ремонтов, в первую очередь – на предприятиях чёрной металлургии, которые
уже обрели потенциальных инвесторов и владельцев контрольных пакетов акций.
Так, оказалось
невозможным выполнить капитальный ремонт 1-го разряда доменной печи № 9 на ОАО "Криворожсталь"
без создания на предприятии собственного мощного управления по ремонту. На
Украине к тому моменту отсутствовали организации, способные принять на себя всю
полноту ответственности за качество и сроки выполнения отдельных видов работ по
изготовлению и монтажу ответственных конструкций, трубопроводов и оборудования,
кабельных трасс и др. Если ранее на такой ремонт специализированные ремонтные
организации могли выставить до 4500
высококвалифицированных специалистов, то в начале ХХI в. пришлось собирать их практически
по единицам со всех городов и предприятий не только Украины, но и стран СНГ, и дальнего
зарубежья. Особенно дефицитными стали профессии каменщика по кладке огнеупоров,
сварщика, электрослесаря и слесаря механосборочных работ, наладчика.
Стремлением к возрождению
лучших традиций партнёрства Заказчика и Исполнителя, объединению усилий
разрозненных, малочисленных ремонтных организаций для выполнения серьёзных
задач по ремонту и модернизации электротехнического и энергетического
оборудования было продиктовано создание в апреле
Обратим внимание ещё на
одну тенденцию: в последние годы нарастает стремление хозяйствующих субъектов к
упорядочению и минимизации затрат на единицу выпускаемой продукции, что
положило начало выводу ремонтных служб из структуры предприятий металлургии и
энергетики. Собственно говоря, идёт возврат к заложенной во времена СССР практике
создания сервисных ремонтных предприятий, и в силу ответственности стоящих
перед ними задач можно считать, что речь идёт о воссоздании ремонтной отрасли.
К сожалению, эти процессы
далеко не всегда осуществляются продуманно и с перспективой на будущее. Во-первых,
в ряде случаев происходят фактически одномоментное отторжение ремонтных
подразделений и выселение их за пределы заводской территории. При этом совершенно
игнорируется, что ремонтники должны иметь не только ремонтную базу с
соответствующим станочным и специализированным оборудованием, но и нормальные
бытовые условия, транспорт для доставки рабочих к местам выполнения работ и
проч., относящееся к понятию инфраструктуры. Во-вторых, выведение рабочих и
служащих из штата завода влечёт за собой изменение их социального статуса, т. е.
системы сложившихся льгот и пенсионного обеспечения, к чему не готовы ни органы
социального обеспечения, ни органы государственного надзора, ни сами вновь
создаваемые предприятия. В-третьих, возникают серьёзные проблемы в системе
допуска ремонтников к выполнению работ повышенной опасности на объектах,
ставших уже чужими. Так, например, происходит смещение понятия "Допускающего
к работам в электроустановках", возникают сложности при оформлении
Наряда-допуска к выполнению работ. Остаются юридически и технически не
прописанными действия и ответственность сторон за соблюдение правил и норм
охраны труда и техники безопасности при выполнении работ, регистрацию и
расследование травм, аварий и др.
Существуют и другие
трудности. Действующая нормативно-техническая документация, разработанная авторитетными
институтами и специализированными проектно-конструкторскими организациями в
середине 80-х, существенно устарела, а у многих вновь созданных ремонтных организаций
и она имеется не в полном объёме. Конструкторская же документация – недосягаемый
предел мечтаний ремонтников (при запросе на заводе-изготовителе необходимых
чертежей электродвигателя или паровой турбины их цена близка к первоначальной
стоимости самого изделия!).
Сегодня рынок предлагает
множество материалов и комплектующих, однако зачастую они имеют низкое качество
и не соответствуют техническим параметрам. В металлургии и энергетике более 70
% оборудования отработало нормативные сроки эксплуатации; в равной степени это
относится и к оборудованию ремонтных предприятий – где уж тут до соблюдения
норм точности при металлообработке наплавленных поверхностей восстанавливаемых
деталей или проточке шейки вала! А резкое удорожание всего (от энергоносителей
до аренды земли и помещений) заставляет ремонтников искать пути экономии – в основном,
за счёт упрощения технологии ремонта и написания собственных технических
условий (ТУ).
Благородное дело
тендерного отбора претендентов на право выполнения работ по ремонту и
сервисному обслуживанию превратилось в нечестную конкуренцию. Отметим
недостатки этой системы:
·
технические
специалисты предприятий-заказчиков практически отстранены от оценки
качественных параметров претендентов на оказание услуг по ремонту, а их финансовый
менеджмент не владеет необходимым минимумом знаний, дающим возможность на
основании предоставленных конкурсных документов отделить "голых"
посредников от настоящих производителей работ и услуг; службы безопасности
заказчиков к выполнению этих функций не привлекают;
·
тендерные
комитеты практически игнорируют нормативные акты, регламентирующие уровень
заработной платы в сервисных организациях, ориентируясь на минимальную заработную
плату и тем самым побуждая ремонтников ловчить в иных статьях сметы (при том,
что на обслуживаемых предприятиях, в том числе в металлургии, тарифные ставки и
фактическая зарплата соответствуют реалиям рыночной экономики);
·
на
положении изгоев чувствуют себя ремонтники и при обосновании плановой прибыли в
смете – заказчик не хочет понимать, что любой вид деятельности должен
предусматривать прибыль, которая используется и для укрепления
материально-технической базы ремонтной организации;
·
особое
возмущение вызывает система поборов за предоставление так называемой конкурсной
документации, осуществляемой третьими лицами.
Следует надеяться, что
положение дел в системе государственных закупок станет предметом особого
внимания кабинета министров, а позиция Антимонопольного комитета Украины и нашей
Ассоциации будет услышана и реализована в последующих решениях Правительства.
Однако даже самый
детальный перечень возникающих проблем не сможет остановить естественное
развитие процесса. Поэтому одна из задач Ассоциации – оказать помощь в их
скорейшем разрешении. На наш взгляд, наиболее важно правовое, техническое и
организационное обеспечение широко декларируемого перехода к ремонтам
оборудования "по техническому состоянию". Как мы готовы сегодня к
этому этапу производственной деятельности?
Ремонт оборудования по
техническому состоянию предполагает наличие на предприятии служб технической
диагностики и мониторинга оборудования, по данным которых можно с достаточной
степенью достоверности определить порог безопасной эксплуатации. Формирование службы
диагностики в рамках действующих предприятий или сервисных организаций – дело
весьма дорогостоящее, как по стоимости приобретения необходимой диагностической
аппаратуры, так и по подготовке квалифицированных инженерных кадров. Ещё менее проработан
вопрос создания единой межотраслевой базы данных диагностики. И если по
вибродиагностике уже наработаны критерии оценки угрозы выхода из строя
роторного оборудования, то существующие методы измерения и оценки электрических
величин требуют системного анализа высококвалифицированными специалистами; по
результатам анализа должен быть утверждён нормативный документ.
Становится очевидным, что
для дальнейшего развития системы ремонта и сервисного обслуживания технологического
оборудования, для предупреждения аварий и катастроф техногенного характера
необходимо объединение научно-технического потенциала стран СНГ. Только
совместные усилия помогут существенно сократить сроки нашего "взросления"
и обеспечить ускоренную разработку (переработку):
·
нормативно-технической
документации, регламентирующей порядок проведения работ по технической
диагностике и мониторингу наиболее ответственных видов высоковольтного
электротехнического оборудования;
·
документации
по ремонту электрических машин и аппаратов по месту установки и в цехах
ремонтных предприятий;
·
норм
и правил, регламентирующих порядок проведения работ и ответственность за
соблюдение правил безопасной эксплуатации электроустановок потребителей при их
обслуживании сервисными организациями;
·
унифицированных
требований к качеству электрической энергии и электромагнитной совместимости
электрических аппаратов, оборудования и систем.
Не менее важным, на наш
взгляд, является законодательное усиление ответственности за качество и
своевременность выполнения ремонтных работ и сервисного обслуживания
оборудования. В повседневную практику должно войти страхование ответственности
за качество выполненных работ и ужесточение требований к ремонтным организациям
со стороны органов сертификации и лицензирования. Не могут быть в стороне от
процесса построения цивилизованного, ответственного сообщества ремонтников и
сами специалисты-энергетики, ибо от этого зависит техногенная и энергетическая
безопасность страны, мегаполиса или отдельно взятого предприятия.
И ещё одна проблема
отрасли вызывает сегодня обеспокоенность – это преемственность поколений
энергетиков, подготовка и воспитание кадров. С уважением относясь к сложившейся
системе вузовской подготовки кадров и понимая проблемы её реформирования,
нельзя не отметить намечающийся разрыв в теоретической подготовке будущих
специалистов-энергетиков и закреплении полученных ими знаний на практике. Отсутствие
заинтересованности хозяев предприятий в предоставлении рабочих мест
студентам-практикантам, сокращение числа мест в рабочих общежитиях существенно
снижают возможности производственной практики и выполнения реальных дипломных
проектов.
Другая сторона медали –
существенное сокращение прикладных научно-технических разработок молодых учёных
на базе промышленных предприятий и, как следствие, отрыв вузовской науки от
насущных проблем производства. Нельзя не отметить и оторванность преподавания
основополагающих дисциплин и курсов электротехнической и энергетической
специализации от реальных задач, стоящих перед будущими специалистами отрасли.
Так, ни в одном из высших учебных заведений Украины даже факультативно не
излагаются основы ремонта и модернизации оборудования – а ведь шансы молодых
специалистов сконструировать что-либо новое многократно меньше, чем принять
участие в ремонте и модернизации.
Всё это, как и
неудовлетворительный уровень заработной платы молодых специалистов, отсутствие у
собственников желания дать социально-правовые гарантии их труда, рождает
проблему острейшего дефицита кадров. Не выдерживают критики и действующие
системы повышения квалификации для специалистов среднего звена управления, как
в промышленности, так и в энергетике. Пора бить тревогу по поводу нарушения
основного правила обеспечения техногенной безопасности производства –
подготовки и переподготовки технических кадров, с учётом того, что для
становления специалиста необходимы годы, а то и десятилетия!
Все изложенные проблемы
носят явно интернациональный характер – по крайней мере, для стран СНГ. И возможность
их успешного преодоления во многом зависит от объединения усилий науки,
производства и общественности, в числе представителей которой – Ассоциация
ремонтных предприятий и организаций Украины.