//Электрика. – 2010. – № 3.– С. 3–7.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ РАБОТЫ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА 2010 ГОД

С. С. Пикин, директор

Фонд энергетического развития, pikin@energofond.ru

 

Значительные собственные запасы углеводородов не снимают проблему реализации Энергетической стратегии России до 2030 г., обеспечивающей энергетическую безопасность страны. Кризисные явления в экономике обостряют необходимость энергосбережения. Энергоресурсы и их эффективный расход, требования к модернизации становятся одной из характеристик государств, его технологического уровня и повышения социально-культурного уровня жизни граждан.

Именно поэтому встал вопрос о создании Фонда энергетического развития (Energy Development Fund) – негосударственной независимой исследовательской организации, консолидировавшей практику профессионалов энергетической отрасли. Создание Фонда летом 2007 г. явилось своеобразным ответом на значимые события в российском энергетическом комплексе.

Компания специализируется в вопросах электроэнергетического сектора, рынков электрической и тепловой энергии, мощности, системных услуг, производных финансовых инструментов. Нами разработана методология долгосрочного прогнозирования спроса на электрическую энергию и мощность на основе кластерного (территориально-промышленного) анализа процессов производства и потребления электроэнергии. Фонд энергетического развития обладает собственными уникальными методиками прогнозирования ценовой динамики на рынке электроэнергии и мощности на долгосрочный период, соответствующими целевой модели рынка.

Деятельность Фонда принимает во внимание современное состояние электроэнергетики в стране, которое может быть охарактеризовано следующими основными моментами:

     около 50 % всей электроэнергии и мощности в стране торгуется по свободным ценам;

     выстроена система регулирования отраслью;

     изменены правила трансляции оптовых цен на розничных потребителей;

     изменены сроки оплаты за электроэнергию, произошла синхронизация рынка топлива и рынков электроэнергии, ужесточена платёжная дисциплина;

     ужесточено антимонопольное законодательство;

     снижен порог доступа на оптовый рынок электроэнергии (по требованию ФАС);

     окончательно утвердился механизм "сглаживания" цен.

Сложившаяся система регулирования отраслью (рис. 1) опирается на законодательно-нормативную власть государства и некоторую возможность саморегулирования рынков электроэнергии. Можно говорить, что сформировалась централизованная связующая структура. С одной стороны –правительственный уровень, который объединяет функции управления электроэнергетикой в целом (Министерство энергетики РФ) и управления отдельными задачами: тарифное регулирование – Федеральная служба по тарифам (ФСТ), антимонопольное регулирование – Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В области технического регулирования должна усилить надзорные функции Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Рис. 1. Система регулирования отраслью

 

Другая сторона – саморегулирование рынка. Некоммерческое партнёрство "Совет рынка" после прекращения деятельности РАО "ЕЭС России" осуществляет функции нормотворчества и регулирования рынка и имеет право обращаться в Правительство РФ с соответствующими проектами нормативных актов.

Функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка обеспечивает Администратор торговой системы (АТС), технологической инфраструктуры рынка – Федеральная сетевая компания (ФСК), системный оператор (СО). Участников оптового рынка сейчас более 200, это генерирующие, сетевые и сбытовые компании. Все они, вместе с потребителями, определяют контуры управления отраслью.

Граница между оптовым и розничными рынками физически не существует – она задаётся условиями участия в оптовом рынке. Всем покупателям розничного рынка транслируются цены и правила оптового рынка, через сбытовые компании оптовые цены влияют на конечные розничные цены.

Если на первых этапах работал только оптовый рынок электроэнергии и не шла речь о покупке мощности, то сейчас закономерно встали вопросы создания рынка мощности и рынка системных услуг, что обусловлено их физической сущностью и различными целями. Рынок электроэнергии обеспечивает краткосрочную надёжность и экономическую эффективность, формирует наиболее эффективную загрузку существующего ресурса генерации, воздействует на характер и параметры электрических режимов, даёт ценовые сигналы для энергоэффективного потребления. Ставя задачи планирования и развития рынка мощности, исходят из необходимости обеспечения долгосрочной надёжности, предупреждения дефицита генерации, формирования наиболее эффективной структуры генерации (с наименьшими совокупными затратами), выдачи ценовых сигналов для развития генерации в регионах. Это позволит повысить инвестиционную привлекательность отрасли через долгосрочные гарантии поставщикам и выгодные условия для получения кредитов. Планируемый рынок системных услуг позволит оплачивать услуги по поддержанию системной надёжности.

Такая система рынков в электроэнергетике должна обеспечить надёжность и экономическую эффективность энергоснабжения в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

В настоящее время покупатели оплачивают всю конкурентно отобранную мощность и мощность, включённую в ДПМ (договор на предоставление мощности) – в оплату, распределяемую между покупателями пропорционально их потреблению в пиковые часы. Процесс конкурентного отбора мощности представлен на рис. 2. Отбираются заявки поставщиков, в совокупности обеспечивающие требуемые параметры, объёмы мощности и минимальную стоимость мощности для покупателей. Кривая предложения формируется на основе ценовых заявок поставщиков, кривая спроса задаётся прогнозом потребления с учётом резервов и ограничивается предельным уровнем цены. Таким образом определяется единая цена конкурентного отбора.

Рис. 2. Конкурентный отбор мощности

 

Ставится задача определения целевого предельного размера платы за мощность, который будет отражать наиболее низкую стоимость прироста мощности в системе при модернизации генерирующего оборудования. Предполагается его расчёт на каждый год конкурентного отбора с использованием макроэкономических параметров, особенностей ценовых зон и доходов с рынков электроэнергии.

В переходный период (в 2011 г.) предельный размер платы за мощность будет определяться условно-постоянными затратами и средневзвешенной величиной тарифов на мощность тепловых электростанций в соответствующей ценовой зоне, "очищенных" от инвестиционной составляющей, перекрёстной оплаты по теплу, амортизации. Предельный размер платы за мощность в 2011 г. составит, по предварительным оценкам, в 1-й и 2-й ценовых зонах соответственно 141–161 и 172–192 тыс. руб./МВт·в месяц.

Конкурентные отборы на 2012–2014 гг. будут постепенно приближать уровень платы за мощность к целевому значению; предусматривается усиление штрафных санкций за неготовность к таким отборам. В дальнейшем проведение конкурентных отборов на 2015-й и последующие годы определит целевой предельный уровень (с существенными штрафными санкциями за невыполнение требований по предоставлению мощности).

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 г. № 929 "О порядке осуществления государственного регулирования в электроэнергетике, условиях его введения и прекращения и о внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" сделаны важные шаги в области государственного регулирования оптового рынка электроэнергии (мощности).

Вводится постоянный мониторинг ФСТ и Минэнерго РФ семидневных темпов изменения цен на электроэнергию на рынке. При превышении этих темпов предельных уровней (что рассчитывается на основе статистики за последние три года) АТС вводит особый режим расчёта цен на электроэнергию – сглаживание. В особых случаях – при образовании врéменного совокупного дефицита электроэнергии в отдельных ценовых зонах оптового рынка и (или) на оптовом рынке в целом, при постоянных условиях отсутствия конкуренции в силу технологических причин, при чрезвычайных ситуациях – решением Правительства РФ вводится государственное регулирование в электроэнергетике (предложение, согласованное ФСТ, поступает от Минэнерго РФ).

Если темп изменения цен на оптовом рынке превысил ограничения, установленные правилами рынка, и механизм сглаживания в течение семи суток после начала его действия не приводит к возврату темпа изменения цен в пределы заданных ограничений, Правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики вправе принять решение о введении государственного регулирования цен (тарифов) на рынке сроком не более чем на 30 дней. При этом предусмотрены следующие меры:

·                        цена в заявках поставщиков ограничивается регулируемым тарифом, утверждённым ФСТ;

·                        оплата поставщикам на рынке на сутки вперёд осуществляется по цене не выше регулируемого тарифа;

·                        цена покупки электроэнергии определяется как средневзвешенная цена в заявках поставщиков, дифференцированная по субъектам Российской Федерации с учётом потерь электроэнергии и системных ограничений, т. е. отменяется маржинальное ценообразование.

В настоящее время создана система финансовых расчётов за электроэнергию, основанная на требованиях оптового рынка. Однако задолженность на этом рынке продолжает расти – за 9 месяцев 2009 г. она составила около 30 млрд руб., что выше аналогичных показателей 2008 г. Поэтому рассматривается ряд предложений по повышению платёжной дисциплины как на оптовом, так и на розничных рынках электроэнергии, в том числе:

     внесение изменений в нормативные документы по обеспечению платежной дисциплины на розничном рынке;

     утверждение в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке;

     ужесточение ответственности участников оптового рынка за нарушение требований системы организации финансовых расчётов;

     внесение изменений в нормативные документы по обеспечению досудебного внутриотраслевого урегулирования в отношении гарантирующих поставщиков (ГП).

Предложено обеспечивать финансовые гарантии через обязательные для покупателей денежные депозиты в размере двухмесячного объёма платежей или возможность безакцептного списания средств со всех счетóв покупателя в коммерческих банках.

В декабре 2009 г. Правительство РФ рассмотрело "Основные направления государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе на 2009–2011 годы", предложив меры по снижению перекрёстного субсидирования и переходу к долгосрочным тарифам. При установлении тарифов будет применяться метод доходности на инвестированный капитал (RAB) при чётком распределении расходов, финансируемых из платы за подключение. Однако следует иметь в виду, что, по заявлению главы ФСТ С. Новикова, рост цен на услуги ФСК с переходом на RAB может превысить 50 %.

Розничные рынки сейчас только формируются, и правила их работы требуют существенного пересмотра. Основные моменты отражены в таблице.

Модели розничных рынков

Действующая модель

Целевая модель

ГП обязан заключить договор с любым обратившимся. ЭСК свободна в выборе контрагентов.

Отношения на розничном рынке – публичные, т. е. любая ЭСК обязана заключить договор с потребителем на заранее объявленных условиях.

Мелкие и средние потребители "привязаны" к ГП и не могут сменить поставщика.

Единая группа точек поставки для всех ЭСК региона позволит потребителям менять ЭСК.

Нерегулируемые цены формируются постфактум – ценовые сигналы не работают.

Цена должна быть известна потребителю заранее – необходимо развитие долгосрочных договоров на оптовом и розничных рынках.

Реальная конкуренция – лишь за крупных потребителей.

Конкуренция за любых потребителей.

В настоящее время только гарантирующие поставщики заключают публичные договоры с потребителями электроэнергии. Публичность договора означает обязанность ГП заключить договор с каждым, кто к нему обратится, при наличии технологического присоединения, оформленного в установленном порядке. Другие энергосбытовые компании (ЭСК), которые постепенно образуются в регионах, свободны в выборе контрагентов и, предлагая лучшие, чем у ГП условия, переманивают к себе "лучших" и наиболее платежеспособных потребителей, как правило, крупных. Гарантирующий поставщик обязан осуществлять электроснабжение всех остальных потребителей, в результате чего теряет финансовую устойчивость.

Мелкие и средние потребители "привязаны" к ГП, так как он единственный, кто может покупать для них электроэнергию на оптовом рынке, и сменить поставщика они не могут, как не могут и влиять на нерегулируемые цены, определяемые на оптовом рынке. В этих условиях нерегулируемые цены обычно выше регулируемых, а также предлагаемых другими ЭСК. Таким образом, средние и мелкие потребители заведомо поставлены в менее выгодные условия, чем крупные, у которых есть возможность выбора любой ЭСК или выхода на оптовый рынок.

Поэтому постепенно, с развитием розничных рынков, условия работы на них должны быть пересмотрены. Оптимальным принципом представляется публичность отношений на розничном рынке (на оптовом отношения остаются индивидуальными, хотя доступ к инфраструктуре оптового рынка должен носить недискриминационный характер). Каждая ЭСК и ГП должны будут заранее объявлять условия, на которых заключаются договоры, и любой потребитель, независимо от величины его электропотребления и других параметров, сможет заключать с ними публичные договоры. Только такая постановка сделает возможной действительную конкуренцию на розничных рынках, конкуренцию за потребителя, а не навязывание ему невыгодных условий работы.

Следует принять во внимание нововведение по срокам оплаты электроэнергии на розничных рынках, которое вступило в силу с декабря 2009 г. (Постановление Правительства РФ № 816 от 12 ноября 2009 г. "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка расчётов за электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и природный газ"). Все потребители должны будут оплачивать электроэнергию несколькими платежами: 30 % стоимости договорного объёма электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца (в виде аванса); далее 40 % стоимости – до 25-го числа этого месяца. Полный расчёт за фактически потреблённую в истекшем месяце электрическую энергию (мощность), с учётом средств, ранее внесённых потребителями в качестве оплаты, должен быть произведён до 18-го числа следующего месяца.

Таким образом, у сбытовых компаний появляется возможность воздействовать на неплательщиков и не допускать ситуаций, когда потребители по несколько месяцев не оплачивают электроэнергию. Это норма прямого действия, т. е. независимо от того, что написано в договоре электроснабжения, норма постановления Правительства главенствует, и по ней обязаны осуществлять расчёты все потребители и сбытовые компании.

Все уже принятые и планируемые изменения законодательства направлены на совершенствование рыночных отношений в электроэнергетике, развитие конкуренции, повышение финансовой прозрачности взаимодействия субъектов оптовых и розничных рынков.