// Журнал «Промышленная Энергетика», 2013 - № 09, стр. 11-13
Оценка основных производственных фондов малой энергетики Северного энергорайона Республики Саха (Якутия)
Шарипова А. Р., инж., Киушкина В. Р., канд. техн. наук
Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова", г. Нерюнгри
Энергетическая безопасность районов республики - это состояние их защищенности от внешних и внутренних угроз (в том числе экономических, обусловленных удаленностью территории от централизованных источников энергоснабжения), позволяющее обеспечить надежное функционирование объектов локальной энергетики и энергоснабжение, отвечающее современным требованиям к качеству электроэнергии и не допускающее наступления кризисной ситуации у потребителей. Количественные показатели, характеризующие уровень энергетической безопасности, можно определить путем индикаторного анализа [1,2]. Его применение позволяет выявить территории, требующие реализации мероприятий, предотвращающих возникновение кризисных ситуаций.
В Республике Саха, имеющей своеобразные климатические и географические условия (примерно 40 % территории находится за полярным кругом, и возможность доставки туда топлива затруднена вследствие значительной продолжительности зимнего периода), около 60 % всей ее площади относится к децентрализованной зоне электроснабжения, в которой источниками питания являются автономные ДЭС. Практически на четверти территории (примерно 26,1 % всех земель, т.е. более 800 тыс. км2) трудятся мелкие мобильные потребители (оленеводы, рыбаки, охотники [ 3- 6]). Из 17 улусов (районов) этой зоны 14 относятся к Северному энергорайону. По результатам исследований [ 3, 4], их удаленность от централизованных источников энергоснабжения составляет от 1600 до 3000 км. Основой энергоснабжения потребителей в отдаленных от электрических сетей районах являются около 200 ДЭС, расположение которых по территории республики показано на рис. 1 [3].
В постановлении правительства республики [7], касающемся топливно-энергетического баланса, запас дизельного топлива (ДТ) выделен в основной показатель, определяющий состояние ЭнБ с точки зрения бесперебойности производства электрической энергии. Фактические запасы этого топлива на конец года по улусам приведены в таблице (запасы на указанное количество суток). Они должны быть такими, чтобы в случае нарушения доставки топлива их хватило до следующего сезона доставки, начало которого зависит от климатических условий. В наилучшем состоянии по энергобезопасности находятся 28 улусов, у которых имеются запасы ДТ более чем на 365 сут. Предкризисным считается состояние тех улусов, у которых запасов топлива достаточно на 200 - 365 сут. (в частности, Горный улус). Улусы, имеющие запас его менее чем на 200 сут., относятся к районам с кризисным состоянием по ЭнБ.
Еще одним показателем, характеризующим энергетическую безопасность республики с точки зрения избытка имеющихся мощностей для покрытия электрических нагрузок в режимах максимума и минимума потребления электрической энергии, является отношение располагаемой мощности электростанции к максимальной электрической нагрузке потребителям [3,4,6,8]. В отличие от предыдущего, чем больше значение этого индикатора, тем выше уровень ЭнБ. В целом по Якутии значение данного индикативного показателя высокие, следовательно, можно считать, что состояние по энергобезопасности республики нормальные.
Рис.1. Карта-схема расположения локальных систем электроснабжения на территории Якутии.
Улус |
Запасы, сут. |
Улус |
Запасы, сут. |
Улус |
Запасы, сут. |
Абыйский |
3043,7 |
Зырянский |
142,64 |
Среднеколымский |
2860,45 |
Алданский |
1082,13 |
Кобяйский |
892,88 |
Сунтарский |
128 |
Аллаиховский |
4312,4 |
Ленский |
1095,43 |
Таттинский |
428 |
Амгинский |
869,59 |
Мегино- Кангаласский |
5211,23 |
Томпонский |
425,5 |
Анабарский |
3435,62 |
Мирнинский |
3567,27 |
Усть-Алданский |
1384,1 |
Булунский |
848,5 |
Момский |
612,24 |
Усть-Майский |
648,75 |
Верхневилюйский |
982,67 |
Намский |
429,63 |
Усть-Янекий |
53,63 |
Верхнеколымский |
548,12 |
Нижнеколымский |
1352,64 |
Хангаласский |
980,63 |
Верхоянский |
476,71 |
Нюрбинский |
68,03 |
Чурапчинский |
68 |
Вилюйский |
1457,59 |
Оймяконский |
2571,04 |
Эвено- Бытантайский |
136 |
Горный |
325,43 |
Олекминский |
3475,5 |
|
|
Жиганский |
398,36 |
Оленекский |
2985,87 |
Рис. 2. Диаграмма износа основных фондов в ОАО АК «Якутскэнерго».
Рис. 3. Количество опор, требующих замены.
Оборудование ДЭС республики характеризуется разнообразием используемых агрегатов, что усложняет процессы их сервисного обслуживания, ремонта и снижает надежность эксплуатации [5]. Некоторые из существующих зданий и сооружений ДЭС, находящиеся в зоне периодического затопления во время весеннего половодья, за период эксплуатации претерпели необратимые изменения и требуют переноса на новое место. Поэтому к числу главных задач повышения надежности электроснабжения и уровня энергетической безопасности относятся реконструкция и строительство новых ДЭС.
Замена и реконструкция линий электропередачи (ЛЭП) не проводились практически с ввода их в эксплуатацию в шестидесятых - восьмидесятых годах. Сегодня показатели износа более 70 % ЛЭП - критические (рис. 2). На рис. 3 показано количество опор по классам напряжения, требующих замены.
Для улучшения состояния энергетической безопасности необходимо разрабатывать инвестиционные проекты развития районов республики, сооружения и модернизации объектов локальной энергетики, проводить реконструкцию морально и физически устаревшего электрооборудования ДЭС, замену линий электропередачи, реконструкцию и модернизацию распределительных электрических сетей напряжением 0,4 - 35 кВ.
Список литературы
1. Отраслевые и региональные проблемы формирования энергетической безопасности / Под ред. А. А. Куклина, А. Л. Мызина. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.
2. Сендеров С. М., Смирнова Е. М. Состояние энергетической безопасности в восточных регионах России. - Иркутск: Институт систем энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН, 2009.
3. Киушкина В. Р. Децентрализованное электроснабжение районов Якутии с использованием энергии ветра: Дис. на соиск. учен, степени канд. техн. наук. Томск, 2005.
4. Парников Н. М. Повышение энергетической эффективности комплексов децентрализованного электроснабжения на примере Республики Саха (Якутия): Дис. на соиск. учен, степени канд. техн. наук. Томск, 2009.
5. Проектная программа оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2017 года (http: //zakonprost.ru/content/regional/80/ 1441634). Постановление от 3 сентября 2011г. № 424.
6. Проект альтернативной энергетики по Республике Саха (Якутия).
7. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.11.2005 г. № 636 "О топливно-энергетическом балансе Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года" (http: //zakon.law7.ru/lega 12/se2/pravo2672/page 11 .htm).
8. Энергетическая стратегия Республики Саха (Якутия) до 2030 г.