//Электрика. – 2010. – № 7.– С. 1420.

 

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ (ЭНЕРГОАУДИТОВ): ОТВЕТЫ И ВОПРОСЫ

С. А. Хорьков, начальник Центра отдела главного энергетика, horsa@izhavto.ru

ОАО "ИжАвто"

 

Энергетические обследования существовали в промышленной энергетике всегда. Проводились и проводятся пусковые, режимно-наладочные, регламентные и другие виды испытаний энергетического оборудования. Все они сопровождаются обследованиями, по результатам которых появляются акты, протоколы и отчёты.

В статье 10 Федерального закона № 28-ФЗ от 03.04.1996 г. "Об энергосбережении" (далее 28-ФЗ) в качестве одного из инструментов государственного управления энергосбережением рассматривается энергетическое обследование, которое должно проводиться для оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение. Закон 28-ФЗ не дал определения этому виду обследования. На практике комплексное энергетическое обследование получило название энергетический аудит (энергоаудит). Этот "заграничный" термин прижился на российской почве и получил широкое распространение.

Федеральный закон № 261 от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" (далее 261-ФЗ), пришедший на смену 28-ФЗ, в статье 2 определил основные понятия, используемые в законе, и в том числе – "энергетическое обследование". Для нахождения места энергетического обследования в ряду других понятий уместно привести три определения.

Энергетическая эффективность – характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведённым в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Энергосбережение – реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объёма используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объёма произведённой продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

Энергетическое обследование – сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объёме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Из перечисленных определений следует, что энергетическая эффективность является целью, энергосбережение – средством её достижения, а энергетическое обследование позволяет установить соответствие между первым и вторым. Место в системе мер энергосбережения, занимаемое комплексным энергетическим обследованием, чрезвычайно важно. Энергетическая эффективность (система показателей) зависит от энергосбережения (системы мер), но найти соответствие между комплексом показателей и комплексом мер и оптимизировать его (разработать программу) – суть отдельная и нужная задача. Поэтому считается, что с энергетического обследования начинается реальное энергосбережение.

На практике появление разрыва между просчитанной возможностью энергосбережения и действительностью может подорвать доверие к энергоаудиту, а энергоаудитор в этом случае рискует быть, по меньшей мере, обвинённым в недостаточном уровне компетенции. В этом контексте уместно заметить, что энергетическая эффективность зависит не только от технического аспекта энергосбережения. Неравномерность загрузки оборудования, недовыпуск и брак продукции, непредоставление (отсутствие реализации) услуг, колебания цен на энергоресурсы и материалы (например, покупка по ценам оптового или розничных рынков электроэнергии) – всё это влияет на энергетическую эффективность услуг, продукции и предприятия в целом.

В главе 4 261-ФЗ рассматриваются объекты, цели, виды энергетического обследования. Большое внимание уделяется лицам, которые вправе проводить энергетическое обследование, а также результатам энергетического обследования. Подробно рассматриваются и требования к саморегулируемым организациям (СРО), которые будут их проводить.

Однако существует ряд вопросов, на которые нельзя получить ответы непосредственно из текста Закона. Считаем, что опыт энергоаудита по 28-ФЗ может помочь и в организации, и в подготовке, и в проведении энергетического обследования. Организация и проведение государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов по 28-ФЗ были поручены ФГУ "Госэнергонадзор". Например, в Республике Удмуртия была разработана программа проведения обязательных энергетических обследований предприятий на 19992003 гг.; за этот период требовалось провести обязательный энергоаудит 44 предприятий. Энергоаудит был проведен на ОАО "ИЭМЗ-Купол", ОАО "Ижмаш-Авто", ОАО "Ижмашэнерго", ОАО "Ижмолоко" и на ряде других предприятий силами местных энергоаудиторов под контролем территориального отделения Госэнергонадзора. Был накоплен положительный опыт проведения энергоаудита, который должен быть учтён и использован на новом этапе энергосбережения.

Сравним характерные признаки энергетического обследования по 28-ФЗ с учётом сложившейся практики и по 261-ФЗ (таблица). Периодичность обследования сохраняется: один раз в пять лет. Проанализируем содержание таблицы построчно, выделив то, что нельзя усмотреть непосредственно.

Цели (задачи) энергоаудита. Если в энергоаудите по 28-ФЗ решались задачи по схеме "П–П–П" (потребление–потенциал–программа), то теперь, согласно 261-ФЗ, схема изменилась. На начальных этапах (так же, как в 28-ФЗ) оцениваются потребление энергоресурса, показатели энергоэффективности и потенциал энергосбережения, однако на заключительном этапе программа энергосбережения не разрабатывается – разрабатываются типовые мероприятия энергосбережения и производится их стоимостная оценка. Представляется, что значимость энергоаудита в этом случае снижается. Программа, в отличие от перечня, предполагает обязательность реализации мероприятий. Перечень же может оказаться неполным, а его мероприятия могут быть не просто широко известны, но банальны.

1.Характерные признаки энергетического обследования (энергоаудита)

Признак

По 28-ФЗ и сложившейся практике

По 261-ФЗ

Цели (задачи)

1. Получение сведений о потреблении энергоресурсов.

2. Выявление потенциала энергосбережения.

3. Разработка программы энергосбережения.

1. Получение объективных данных об объёме используемых энергетических ресурсов.

2. Определение показателей энергетической эффективности.

3. Определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

4. Разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

Объект

Предприятия, процессы, объекты.

Продукция, технологический процесс, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.

Виды обследования

Обязательное, добровольное, технологическое, инвестиционное и др. (акцент – на обязательный энергоаудит).

Добровольное, за исключением обязательных случаев.

Критерий для проведения обязательного обследования организации

Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более 6000 т условного топлива (тут) или более 1000 т моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее 6000 тут, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов. Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Правительством РФ.

Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:

1) органы государственной власти, органы  местного самоуправления, наделённые правами юридических лиц;

2) организации с участием государства или муниципального образования;

3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн руб. за календарный год;

6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Периодичность

 

1 раз в 5 лет.

 

Лицо, проводящее обследование

Представитель ФГУ "Госэнергонадзор", организация-энергоаудитор, получившая аккредитацию в региональном управлении Госэнергонадзора. Аккредитация выдавалась бесплатно первый раз на 1 год, повторно – на 3 года. Документы, направляемые в ФГУ "Госэнергонадзор", для получения аккредитации: письмо-заявка; характеристика организации-аудитора; квалификационная характеристика персонала; наличие методик обследования; наличие измерительных приборов; информация о предыдущем опыте работы.

Член саморегулируемой организации (СРО). Создание и функционирование СРО в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями 261-ФЗ и ФЗ № 315 от 01.12.2007 г. "О саморегулируемых организациях".

Надзор и контроль за проведением

Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Правительством РФ. Государственный надзор и контроль поручен ФГУ "Госэнергонадзор"[1].

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, в соответствии с требованиями, определёнными Правительством РФ.

Результат

Отчёт по энергоаудиту, энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов (по ГОСТ Р 51379–99), паспорт котельной.

Энергетический паспорт, паспорт здания, строения, сооружения; по соглашению с лицом, заказавшим обследование – отчёт, содержащий перечень мероприятий, отличных от типовых.

Содержание (структура) паспорта

Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов по ГОСТ Р 51379–99 содержит следующие блоки (формы):

1) сведения о потребителе;

2) основные фонды и их характеристика;

3) топливно-энергетический баланс;

4) удельные расходы;

5) мероприятия по экономии ресурсов.

Паспорт должен содержать информацию:

1) об оснащённости приборами учёта используемых энергетических ресурсов;

2) об объёме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

3) о показателях энергетической эффективности;

4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;

6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.

Место хранения результатов

ФГУ "Госэнергонадзор", организация-энергоаудитор, предприятие-заказчик

Каждая СРО в области энергетического обследования один раз в 3 месяца обязана направлять заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами СРО по результатам проведённых ими за указанный период обязательных энергетических обследований, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Подход к определению стоимости

1. В соответствии с трудозатратами (человеко-часы).

2. В соответствии с объёмом энергопотребления (до 1–3 % от стоимости потреблённых ресурсов).

3. В соответствии с выявленным потенциалом энергосбережения.

Не определен

 

Показатели энергоэффективности привлекают внимание не только сами по себе, а ещё и потому, что только на их основании может быть рассчитан (оценён) потенциал энергосбережения как разность между фактическим и нормативным потреблением энергоресурса.

В качестве нормы принимают известные отраслевые или эталонные (наилучшие) показатели потребления. Однако найти такие нормы непросто, а найденные показатели не решают проблему, поскольку условия работы и эксплуатации оборудования на разных предприятиях существенно отличаются друг от друга: трёх- или односменная работа, Заполярье или субтропики, лето или зима, постоянно меняющиеся условия энергоснабжения и тарифы – всё это влияет на величину энергопотребления даже при производстве одного и того же продукта или предоставления одной и той же услуги. Кажется, что в некоторых случаях могут помочь территориальные строительные нормы (ТСН), однако сфера действия этих документов ограничена, поскольку они ориентированы на строительство, а не на эксплуатацию объектов. Следует вспомнить, что нормативы потерь при передаче тепловой энергии, электрической энергии, удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электрических станций и котельных (приказы Минэнергетики РФ от 30.12.2008 г. № 325, от 30.12.2008 г. № 326, от 30.12.2008 г. № 323) рассчитываются и утверждаются Министерстве индивидуально для конкретного предприятия[2].

Количество нормативов не исчерпывается перечисленным. Как ещё совсем недавно поступали энергоаудиторы при оценке потенциала энергосбережения в условиях отсутствия утверждённой удельной нормы энергопотребления? Определялось (главным образом, по данным статистики) удельное энергопотребление, которое сравнивалось с экспертно установленным нормативом. При этом экспертиза по-прежнему ориентировалась на известное отраслевое или эталонное энергопотребление. Таким образом, проблема определения научно обоснованных норм и нормативов энергопотребления является одной из самых актуальных при определении потенциала энергосбережения.

Как показывает опыт, качество и сроки проведения энергоаудита существенно зависят от методического обеспечения. Кроме общих методов и приёмов организации и проведения обследования, у энергоаудиторов должны быть методики составления балансов, методики обследования отдельных систем электроснабжения, теплоснабжения, сжатого воздуха, методики для определения потенциала энергосбережения и определения удельных расходов различных энергоресурсов и др. По ограниченному объёму исходной информации нужно определить энергоэффективность оборудования, зданий, процесса, продукции. По самым оптимистичным прогнозам таких методик должно быть более 100.

Как отмечалось выше, теперь в рамках энергоаудита не требуется разрабатывать программу энергосбережения. Федеральная служба по тарифам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 г. № 67 устанавливает требования к таким программам и контролирует их выполнение организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности. Энергоаудит же находится в сфере влияния другого министерства – Министерства энергетики РФ. Исходя из интересов дела и удобства потребителя, все обязательные обследования и разработки удобно было бы заказывать в "одном окне".

Объект энергоаудита. Согласно 261-ФЗ, к объектам энергоаудита добавилась продукция. Подчеркнём ещё раз – без утверждённых норм и нормативов энергопотребления энергоаудит продукции невозможен.

Обязательный энергоаудит. По сути, согласно 28-ФЗ, был один количественный критерий, разделяющий энергоаудит на обязательный и добровольный – годовое потребление энергоресурсов 6000 тут, что соответствует потреблению 48780 тыс. кВтч электроэнергии. В 261-ФЗ принято несколько качественных и количественных критериев. Энергоаудит должен быть проведён для органов государственной власти и местного самоуправления с правами юридических лиц, для организаций осуществляющих регулируемые виды деятельности, для субъектов естественных монополий, занимающихся транспортом энергоресурсов, для организаций, занимающихся энергосбережением, для организаций, годовое потребление энергоресурсов которых превышает 10 млн руб. (что при тарифе 2 руб./кВтч соответствует потреблению 5000 тыс. кВтч электроэнергии). При такой постановке вопроса трудно найти предприятие, которое не должно проводить обязательный энергоаудит. И хотя промышленные предприятия номинально отсутствуют в перечне 261-ФЗ, их можно найти там под именем "предприятия, осуществляющие регулируемые виды деятельности", поскольку многие из них утверждают тариф на производство и передачу тепловой энергии и на транспорт электрической энергии. Вызывает удивление и денежный критерий обязательного энергоаудита (в рублях), поскольку при ежегодном росте тарифов планка для него будет неуклонно снижаться.

Периодичность энергоаудита. Периодичность обязательного энергоаудита одинакова по 28-ФЗ и по 261-ФЗ – 1 раз в 5 лет, однако по 261-ФЗ все энергоаудиты должны быть проведены до 31.12.2012 г. Если разработка энергопаспорта для множества предприятий – не формальное заполнение таблиц, то реален ли этот срок?

Лицо, проводящее энергоаудит. Согласно 28-ФЗ, все вопросы, связанные с аккредитацией организации-энергоаудитора и проведением энергоаудита, замыкались на территориальном органе Госэнергонадзора; согласно 261-ФЗ, энергоаудит проводит член саморегулируемой организации (СРО). В настоящее время активно идёт процесс формирования СРО.

Количественные критерии СРО подробно прописаны в 261-ФЗ. Одной из первых проблем при их организации является вопрос о членских взносах. Вот пример системы взносов для членов одного из региональных СРО, объединяющего энергоаудиторов: вступительный взнос – 100 тыс. руб. с юридического лица, 20 тыс. руб. с индивидуального предпринимателя (физического лица); ежемесячный взнос – 8 тыс. руб. и 4 тыс. руб. с юридического и физического лица соответственно; взнос в компенсационный фонд – 10 тыс. руб.

Все энергоаудиторы должны пройти обучение (переподготовку), программа обучения формируется согласно требованиям РИЭР. На курсах освещаются вопросы нормативной базы повышения энергоэффективности и энергосбережения, теории и практики энергоаудита, использования приборов, применения методик и типовые мероприятия энергосбережения; рассматриваются и другие вопросы. В настоящее время оплата за обучение энергоаудиторов на "столичных" курсах по 72-часовой программе составляет 36 тыс. руб.; 12 тыс. руб. требуется уплатить успешно прослушавшим курс обучения для получения соответствующего сертификата. В организации, претендующей на проведение энергоаудита, должно быть не менее четырёх специалистов, прошедших подобное обучение!

Кроме того, организация должна иметь соответствующий инструментарий для проведения обследований. Только три прибора "приличных" фирм из фактически обязательного перечня (анализатор количества и качества электрической энергии, расходомер, тепловизор) оцениваются в сумму не менее 1 млн руб.[3]

В 261-ФЗ прописаны условия приобретения некоммерческой организацией статуса СРО и условия внесения в государственный реестр СРО в области энергетического обследования. Но из Закона не следует, что этот вид деятельности должен быть единственным для организации – члена СРО. Исходя из места, которое занимает энергоаудит в системе мероприятий, связанных с повышением энергоэффективности и энергосбережения, было бы крайне полезным, чтобы СРО в области энергетического обследования принимала участие в разработке программ и разработке нормативов, а для попадания в соответствующий государственный или добровольный реестр требовалась бы символическая плата.

Надзор и контроль над проведением энергоаудита. До 2004 г. надзор и контроль над проведением энергоаудита на подконтрольной территории осуществлял Госэнергонадзор. В 261-ФЗ за все мероприятии по повышению энергетической эффективности и энергосбережения, включая энергоаудит, должен отвечать уполномоченный федеральный орган. Один? Выясняется, что далеко не один. Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 г. № 67 определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: Федеральная служба по тарифам устанавливает требования к программам и осуществляет государственный контроль за принятием программ в области энергосбережения; Ростехнадзор контролирует требования по оснащённости зданий и строений приборами учёта используемых энергоресурсов; Министерство регионального развития РФ вырабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения энергоэффективности зданий и сооружений, осуществляет соответствующий мониторинг; Министерство энергетики РФ вырабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование по вопросам проведения энергообследований, в том числе требования к энергопаспорту; Министерство экономического развития РФ вырабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения энергоэффективности бюджетными организациями. Кроме того, Министерство энергетики РФ курирует Систему добровольной сертификации РИЭР (рационального использования энергетических ресурсов).

В интернете можно найти единый реестр организаций, допущенных к проведению энергетических обследований (энергоаудита), перечень организаций-разработчиков проектов программ энергосбережения хозяйствующих субъектов, реестр экспертных центров в области энергосбережения, реестр экспертных организаций в области нормирования, реестр уполномоченных методических центров в системе РИЭР. В представленном разнообразии контролирующих организаций и реестров настораживает как раз обилие форм и отсутствие центра, координирующего синхронность действий множества уполномоченных организаций.

Результат энергоаудита. В большинстве случаев в ходе энергоаудита промышленного предприятии, согласно 28-ФЗ, разрабатывались: энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов по ГОСТ Р 51379–99, отчёт по энергоаудиту, паспорт котельной. Отчёт рассматривался как своеобразная пояснительная записка к энергопаспорту. Теперь, согласно 261-ФЗ, необходимо разработать энергетический паспорт, паспорт здания, строения, сооружения. Отчёт, содержащий перечень мероприятий, отличных от типовых, делать необязательно – он разрабатывается по соглашению с лицом, заказавшим обследование. Актуален вопрос: сколько паспортов должно иметь предприятие после проведённого обязательного энергообследования?

Поскольку нельзя провести энергоаудит промышленного предприятия без службы главного энергетика, то во всех конечных документах должны стоять фамилии и должности тех, кто оказывал консультационные услуги энергоаудиторам. Кроме торжества справедливости, эта мера будет способствовать скорейшей реализации энергосберегающих мероприятий, потому что консультанты сами будут принимать участие в реализации предложений энергоаудита.

Содержание (структура) энергопаспорта. Главные блоки энергетического паспорта, согласно ГОСТ Р 51379–99, состоят из таблиц с данными о топливно-энергетическом балансе, удельных расходах, мероприятиях по экономии ресурсов. Сегодня, согласно 261-ФЗ, паспорт должен содержать информацию о приборах учёта, объёме потребления, потерях энергоресурсов, о потенциале и типовых мероприятиях по энергосбережению. Но пока формы паспорта не опубликованы в печати, ГОСТ Р 51379–99 не отменён – нужно пользоваться им? Разъяснений нет.

Место хранения результатов энергоаудита. Одна из главных проблем, связанных с хранением энергетического паспорта – проблема конфиденциальности. Как правило, договор на проведение энергоаудита содержит требование о неразглашении сторонами информации об энергохозяйстве и потреблении энергоресурсов. Непонятно, как требование 261-ФЗ будет реализовано на практике – не каждое предприятие позволит передать сведения, не являющиеся общедоступными, третьей стороне без соответствующих гарантий. Таким образом, требование 261-ФЗ по сбору энергетических паспортов в одном месте и аккумулированию опыта энергоаудита противоречит законным требованиям предприятий по соблюдению конфиденциальности. Если же энергопаспорт будет представлять ряд общедоступных таблиц с выхолощенным содержанием, то он не будет иметь никакой ценности.

Подход к определению стоимости энергоаудита. Несмотря на существование определённых правил и сложившуюся практику, стоимость энергоаудита вызывает вопросы. Оплата за обследование, несмотря на требование проведения тендеров, существенно различается в зависимости от региона проведения, отрасли, к которой принадлежит предприятие, и др. Отсутствие нормативов на проведение работ не позволяет сформировать сметы на энергообследование. Различия в оценке стоимости энергоаудита объясняется различиями в понимании задач обследования, в квалификации работников, в сроках проведения и сложившихся традициях. Ясно и то, что на стоимость энергоаудита будет накладываться естественное желание членов СРО как можно скорее окупить затраты подготовительного этапа.

Здравый смысл позволяет сформулировать правило: энергоаудит должен стоить не больше, чем он сможет принести экономии. Наконец, организация-заказчик должна решить вопрос: из какой статьи затрат (из себестоимости или из прибыли) необходимо оплачивать проведённый энергоаудит? Этот вопрос не имеет ясного и чёткого ответа.

Вызывает интерес схема оплаты за выявленный и реализованный потенциал энергосбережения. Однако опыт энергосервисных договоров у нас практически неизвестен.

И ещё важные вопросы. Обязательный энергетический аудит – это новая форма отчётности? Или это способ помочь предприятию решить ряд важных вопросов, связанных с энергоэффективностью? Форм обязательной отчётности и так уже много – например, формы статистической отчётности 11-ТЭР "Сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии"; 24-энергетика "Электробаланс и отчёт о работе электростанций (электрогенераторных установок)"; 46-ЭЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической энергии и мощности"; 46-ЭЭ (передача) "Сведения об отпуске (передаче) электрической энергии потребителям распределительными сетевыми организациями"; 46-ТЭ "Сведения о полезном отпуске (передаче) тепловой энергии". И это далеко не все формы из обязательного перечня, предоставляемые в Федеральную службу по тарифам и в другие контролирующие организации. Форма Федерального государственного статистического наблюдения 1-ТЕП уже имеет раздел 3 "Энергосбережение". Энергопаспорт претендует на ещё одну подобную форму, но уже получаемую за деньги.

Может ли служба главного энергетика промышленного предприятия самостоятельно разработать энергопаспорт, состоящий из электронных таблиц, при условии, что энергоаудит на нём ранее уже проводился? Вне всякого сомнения – может. Нужно ли будет при этом оплачивать услуги экспертизы? И если да, то какова будет эта плата?

Ответы на эти и на ряд других вопросов 261-ФЗ не даёт. Имеющаяся практика энергоаудитов должна подсказать, какие дополнения и изменения нужно внести в существующие законы и регламенты.

Итак, чем тщательнее будет проанализирован опыт энергоаудитов, которые позволили упорядочить документацию энергетиков, обратить серьёзное внимание на управление в энергетике предприятий (энергоменеджмент), выявить потенциал и создать программы энергосбережения, тем выше будет эффект от нового этапа в проведении энергетических обследований.



[1] После реорганизации ФГУ "Госэнергонадзор" были разработаны "Рекомендации по проведению энергетических обследований (энергоаудитов)", утверждённые приказом Минпромэнерго РФ от 04.06.07 г. № 141 и "Порядок проведения и оформления результатов энергетических обследований (энергоаудитов) в соответствии с требованиями Системы добровольной сертификации РИЭР (рационального использования энергетических ресурсов)", утверждённый 05.06.07 г. МАЭН (Межрегиональной ассоциацией энергетики и нормирования) – управляющим органом системы РИЭР. Некоторые естественные монополии предъявляли к энергоаудиту свои требования (РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром", АК "Транснефть" и др.)

[2] Следует ли утверждать нормативы всех предприятий России (не отраслей!) в г. Москве, и насколько эффективна эта централизация? Этот вопрос требует отдельного рассмотрения.

[3] Кстати, применение приборов для неинвазивного (без вмешательства в схему и технологический процесс) контроля имеет избирательное и штучное, а не массовое применение. Поэтому основная информация поступает к аудитору через систему стационарных приборов.