В.К. Лозенко

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

Московский энергетический институт (технический университет)

 

При разработке учебных планов повышения квалификации и переподготовки специалистов (в первую очередь руководителей бизнеса), по нашему мнению, следует в меньшей степени руководствоваться Государственными образовательными стандартами первого высшего образования по различным управленческим специальностям (в частности, по специальности «Менеджмент организации» или «Инновационный менеджмент») и в большей степени ориентироваться на методические рекомендации андрогогики (греч. andros – мужчина) – науки о «вождении» возмужавшего (взрослого) человека по ступеням познания.

Адрогогика меньше ориентирована на передачу конкретной информации, тем более что состязаться с поисковыми системами Интернета ни один преподаватель теперь не в состоянии; ему, наверное, трудно конкурировать и с его учеником опытным руководителем успешного бизнеса в решении конкретных, порой весьма специфических вопросов управления и принятия решений. Адрогогика концентрирует своё внимание на гуманитарных аспектах образования, на обобщении положительного опыта ведéния бизнеса, характеризуемого такими понятиями как закономерность (не случайность), причинно-следственная прослеживаемость, статистическая устойчивость (повторяемость), на системных методах оценки и анализа сложных явлений, основной целью которых является генерация обликов будущего бизнеса, описываемых качественными и различными количественными характеристиками. Именно при таком подходе к построению учебных программ можно постоянно поддерживать интерес взрослых слушателей-учеников к обучению и максимально использовать тот огромный практический опыт, который ими накоплен.

Формирование облика будущего бизнеса – сложный многоплановый процесс. Однако можно утверждать, что ключевыми факторами этого процесса являются различные внедряемые организационные, экономические и технические инновационные идеи.

Нами разработан курс «Инновационная деятельность и законы эволюции бизнеса», в котором была предпринята попытка увязать инновационные процессы, протекающие в любой организации, с объективными и не зависящими от воли людей законами развития бизнеса.

Курс построен на основе выдвинутой автором гипотезы, что «любой бизнес связан с технетикой и в своём развитии подчиняется объективно действующим законам техноэволюции» [1]. По определению [2], технетика – это наука о форме существования (движения) «технической материи». Под технетикой понимается часть технической реальности, которая как целостность включает функционирующую технику, применяемую технологию, используемые материалы, изготавливаемые изделия (продукция) и появляющиеся отходы. Термин «эволюция» используют в биологии для описания процессов исторического развития живых организмов. Технетика в своём развитии также подчиняется объективным и не зависящим от воли человека законам техноэволюции. Техноэволюция – это наука об общих законах развития технической реальности, о принципах создания изделий и их сообществ.

При рассмотрении основных законов техноэволюции, по аналогии с биоценозом, введено ключевое понятие «технический ценоз» (техноценоз) [2]. Кудрин Б.И. определяет техноценоз как сообщество слабосвязанных и слабовзаимодействующих изделий, ограниченное в пространстве и времени. Примером техноценоза является любое крупное предприятие, отрасль (например, металлургическая) или совокупность предприятий города (области, региона и др.). Отличительным признаком любого ценоза является тот факт, что всю документацию на этот ценоз собрать нельзя принципиально. Построение техноценозов определено законами техноэволюции, а структура его образующих элементов по повторяемости видов устойчива, её определяет гиперболическое Н-распределение [2].

Основой эволюции в биологии является возникновение новшеств, опирающееся на существование практически неограниченных возможностей перекомбинации генов. В технетике – то же: постоянно вносятся изменения в выпускаемую технику, увеличивается разнообразие видов, возникает принципиально новая техника. Это проявление вариофикации - неизбежного результата развития цивилизации, фактора прогресса. Можно выделить микрозволюцию, проявляющуюся в изменении используемых документов, видообразование, определяющее новые варианты изделий и бизнеса, и макроэволюцию как появление принципиально новых видов изделий и бизнеса.

Отметим принципиально важное: скорость техноэволюции многократно превышает скорость биологической эволюции. Здесь кроется противоречие между живой природой и технической реальностью, развивающейся стремительно и объективно, независимо от воли человека, хотя и при его непосредственном участии.

Но ведь любую техническую систему (ТС) разрабатывают, изготавливают и эксплуатируют люди или другие ТС, управляемые людьми. Все эти процессы осуществляются в рамках ведéния того или иного бизнеса. По аналогии с понятиями «техноценоз» и «техноэволюция» автор курса вводит понятия «бизнесценоз» и «бизнесэволюция» [1]. Бизнесценоз это сообщество слабосвязанных и слабовзаимодействующих людей и ТС, ограниченное в пространстве (организация, регион, страна, группы стран, мир) и времени. Бизнесэволюция – это наука, которая призвана изучать законы развития бизнеса с учётом законов техноэволюции. Технетика и бизнес взаимосвязаны и взаимообусловлены. Не может существовать бизнес без технетики, равно как не может существовать технетика без бизнеса.

Выявлению и изучению законов техноэволюции, разработке теории развития технических систем посвятили свои работы такие учёные, как Альтшуллер Г.С., Белозерцев В.И., Каменев А.Ф., Кудрин Б.И., Мелещенко Ю.С., Мюллер И., Половинкин А.И., Koller R. и др.

К сожалению, в работах учёных, разрабатывающих теорию развития ТС, не устанавливаются связи между выявленными законами развития ТС и законами развития бизнеса. Проведённый автором анализ показал, что покупатель принимает только тот товар, который соответствует объективным законам техноэволюции, диктующим развитие технетического мира в направлении функционального усложнения, увеличения разнообразия и повышения надежности и качества при общей постоянно возрастающей скорости этих процессов.

При изложении материалов курса автором использован личный 30-летний опыт научной деятельности в области авиационной и космической электротехники, 15-летний опыт работы экспертом в Патентном ведомстве СССР и 10-летний опыт предпринимательской деятельности в области наукоёмкого бизнеса. В настоящем курсе интегрирован практический опыт активной консультационной деятельности по подготовке к сертификации малых и крупных предприятий различных форм собственности на соответствие требованиям международных стандартов серии ИСО, в частности, ИСО 9001:2000.

Цели предлагаемого курса:

· Доказательство существования объективно действующих и не зависящих от воли конкретного человека законов и закономерностей развития бизнеса.

· Идентификация, структурирование и использование этих законов.

· Ознакомление слушателей с:

эвристическими методами решения изобретательских задач.

новыми методами решения стратегических задач управления на основе использования законов и закономерностей развития бизнеса.

разработанной автором методикой оценки востребованности бизнес-идеи инвестиционного проекта.

· Формирование у слушателей чёткого представления о том, что в настоящее время уже началась новая научная информационная технетическая революция (НИТР), которой в XXI веке суждено в значительной мере изменить облик мировой цивилизации (устоявшееся название эта НТР получит позднее, но уже сейчас всё чаще и чаще звучат слова информационные технологии, высокие скорости эволюции, экология, качество и конкурентоспособность).

Приведём программу курса, рассчитанного на 36 ч.

 

 

 

 

Введение в курс (2 ч.)

Знакомство с аудиторией. Цель обучения, режим занятий, литература, требования к слушателям. Система контроля.

Бизнес и Технетика (8 ч.)

Физические, биологические, технические, информационные системы и бизнес-системы. Технетические аспекты бизнеса. Современные способы представления и моделирования бизнеса и технических систем (ТС). Структура бизнеса и уровни её описания. Внешние факторы. Недостатки бизнеса и противоречия развития. Процессный подход при моделировании бизнеса. Перерабатываемые и не перерабатываемые ресурсы, управляющие воздействия и спецификации. Критерии оценки эффективности процессов. Поколенияе и модели бизнеса и ТС.

Эволюция промышленности и качество. Воспроизводство качества. Показатели качества бизнеса, товаров и услуг. Методика оценки интегрального качества товаров и услуг. Методика оценки конкурентоспособности

Закон развития потребностей (8 ч.)

Систематика потребностей и их иерархия. Закономерность возникновения принципиально новых технически реализуемых потребностей. Закономерность одновременного возникновения в разных местах новых одинаковых технически реализуемых потребностей. Закономерности возрастания числа технически реализуемых потребностей, разнообразия потребительских качеств, ТС и бизнеса.

Упреждающий маркетинг – новый подход к решению задач стратегического маркетинга.

Законы строения бизнеса и ТС (4 ч.)

Закон соответствия между функцией и структурой бизнеса и ТС. Закономерности функционального строения бизнеса и ТС. Закономерность оптимального соотношения параметров бизнес-структуры и ТС. Закономерность минимизации компоновочных затрат.

Законы и закономерности развития бизнеса и ТС (6 ч.)

Закономерность стадийного развития. Закономерность изменения значений критериев эффективности в процессе исторического времени. Закономерность сохранения и преодоления старых организационных и конструктивных форм. Закон прогрессивной эволюции. Закономерность возврата к старым структурам. Закономерность дифференциации и специализации бизнеса. Закономерность увеличения количества выполняемых человеком функций.

Закономерность приближения бизнеса и ТС к человеку. Закономерность циклического изменения объёмов производства. Закон прогрессивной эволюции. Закон повторяемости видов бизнеса в бизнесценозе. Закон Ципфа. Закономерность перехода в устойчивое состояние

Практическое применение эволюционных законов (8 ч.)

 Связь законов техноэволюции и изобретательства. Эвристические методы. Метод контрольных вопросов, морфологический метод Ф.Цвики и его модификации, методы мозгового штурма, мозговой атаки и мозговой осады. Теория и алгоритм решения изобретательских задач Альтшуллера, метод фантограмм и др. Функционально-стоимостной анализ. Идеальный конечный результат. Организационные, технические и физические противоречия.

Методика оценки востребованности бизнес-идеи инвестиционного проекта с использованием законов и закономерностей развития бизнеса. Методика разработки стратегических планов организации с использованием законов бизнес-эволюции

В результате освоения курса «Инновационная деятельность и законы эволюции бизнеса» слушатель получит теоретические знания об основных законах развития бизнеса. Приобретённые теоретические знания должны сформиро-

вать у слушателя умение (способность выполнять определённые действия в новых условиях) адекватно реагировать (в организационно-управленческом смысле) на динамично изменяющуюся внешнюю и внутреннюю среду. В ходе обучения слушатель приобретёт навыки разработки стратегических планов организации и оценки бизнес-идеи инвестиционных проектов с использованием законов и закономерностей развития бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лозенко В.К. Менеджеру – основы технознания и технетики//Бизнес-образование. 2002. № 2. С.53–62.

2. Кудрин Б.И. Введение в технетику. 2-е изд., переработанное и доп. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1993. 552 с.