// Материалы ХV конференции по философии техники и технетике и семинара по ценологии (Москва, 19 ноября 2010 г.). Вып. 47. "Ценологические исследования". – М.: Технетика, 2011. – 400 с.

 

"ИНКУБАТОР" МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В. В. Фуфаев

 

От редакции. За последние несколько лет русский язык пополнился бесчисленным множеством новых терминов, оборотов и понятий. Примером одного из таких терминов стал, как это ни покажется удивительным, опять же термин изначально биологический – инкубатор.

Сегодня это понятие в приложении к бизнесу получило новое значение и ассоциируется у нас с деятельностью бизнес-центра, где разные предприниматели имеют возможность получить место для своей конторы, а может быть и ещё какие-либо "бытовые" услуги.

Однако всем ли известно, что первым "приложил" этот термин к развитию теоретических основ технетики и ценологии применительно к бизнесу один из последовательнейших учеников проф. Б. И. Кудрина – Владимир Валентинович Фуфаев, ныне доктор технических наук. И случилось это в далёком 1990 г. в Абакане. В тот год молодой кандидат техн. наук В. В. Фуфаев решил "кластеризовать" только-только вылезающий из пелёнок и становящийся на ноги юный абаканский бизнес, чтобы поставить его развитие и функционирование на основе и до сей поры революционных (а посему трудно воспринимаемых на всех уровнях общества) идей технетики: совместить необходимость и численность "особей" того или иного направления деятельности предпринимателей в жизни города (населённого пункта) с господдержкой и контролем на уровне муниципального управления. Знаменитая таблица с ранжированными абаканскими фирмами и фирмочками (приложена к публикуемой ниже статье) стала классикой общей и прикладной ценологии. А мониторинг и научный анализ такого грамотного "управления" бизнесом специалисты Центра системных исследований ведут и по сей день……

Предлагаем Вашему вниманию эту историческую статью, опубликованную в газете "Советская Хакасия", 1991 г., № 292–293, где изложены посылки, цели и основы нового подхода. На наш взгляд, данный подход не потерял своей актуальности и теперь, и может быть взят на вооружение в любом российском регионе лицами, принимающими решение.

Это был первый удачный опыт налоговой поддержки малого бизнеса, к сожалению, не получивший, однако, распространения по Российской Федерции, хотя и был одобрен Антимонопольным Комитетом.

 

УНИВЕРСИТЕТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

"ИНКУБАТОР" МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении деятельности на товарных рынках", постановлениях СМ СССР "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" (№ 700 от 08.08.90 г.) и СМ РСФСР "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" (№ 406 от 18.07.91 г.), ряде других документов рекомендуется исполнительным комитетам Советов народных депутатов разработать программы содействия мелкого и среднего бизнеса, создания альтернативных производств, в первую очередь по запуску товаров народного потребления и оказанию услуг населению. Предусмотреть также в этих программах упрощённый порядок регистрации предприятий малого бизнеса, предоставление им необходимых помещений, оказание в период становления помощи в материалъно-техническом обеспечении, применение налоговых льгот и предоставление кредитов.

Как уже сообщалось ("Советская Хакасия". 10 января и 4 апреля 1991 г.), в Абакане создана система поддержки предпринимательства. организационной основой которой являются координационный центр при горисполкоме и целевой фонд финансовой поддержки предпринимательства. Которые призваны по своей сути выполнять функции "инкубатора малых предприятий".

Родиной инкубаторов являются США. Инкубатор формирует благоприятные условия для развития сети предприятий малого бизнеса на территории города.

Любой человек, пожелавший открыть своё дело, но не имеющий для этого денег, помещений, оборудования, специалистов, или не имеющий вообще ничего, кроме проекта, может обратиться в инкубатор за помощью. Здесь проведут экспертизу идеи, найдут помещение, подберут кадры, наладят бухучет – словом, сделают всё, если убедятся в будущей полезности задуманного дела. Вы заключаете с инкубатором договор и становитесь его клиентом. Начав получать прибыль, ваша фирма отчисляет какой-то процент инкубатору. По истечении договора вы уходите "свободное плавание". Но если бизнес так и не состоялся, убытки покрывает поверивший в вас инкубатор, и в долговой тюрьме никто не сидит.

Это, можно сказать, идеальный образец. Наш вариант инкубатора имеет свою специфику, связанную с экономической и политической реальностью в стране, отсутствием серьёзной государственной поддержки и другими факторами. Модель инкубатора малых предприятий в условиях города Абакана заключается в следующих положениях.

Первое. Поскольку длительное время у нас частное предпринимательство было "идеологически чуждым", то у многих предпринимателей существует пока незаслуженный комплекс неполноценности. Поэтому важным является возможность для начинающих получить информацию по вопросам выбора организационно-правовой формы, оформления документов, порядка и процедуры регистрации. В Координационном центре по этим вопросам можно получить квалифицированную консультацию экономистов, юристов, а также специалистов в области биржевой торговли, компьютерной техники, информатики, ознакомиться с последними законодательными актами и документами в области предпринимательской деятельности. За умеренную плату можно получить полностью готовый для регистрации пакет учредительных документов.

Эти услуги немаловажны также и для существующих малых предприятий и кооперативов, зарегистрированных до выхода Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР". Для приобретения организационно-правовой формы им необходимо пройти перерегистрацию. При перерегистрации сложным является вопрос разделения имущества на доли для создания уставного фонда или учреждения новой формы не всеми членами предприятия. В этом случае необходимо, как правило, привлечение аудиторской фирмы для оценки имущества, финансового состояния предприятия с целью последующего разделения или акционирования. Координационный центр выступил одним из учредителей товарищества с ограниченной ответственностью "Линк", которое готово силами высококвалифицированных специалистов проделать работу по циклу: аудит – акционирование – подготовка учредительных документов – помощь в регистрации – вывод через компьютерные сети на фондовые биржи страны и региона для распространения акций.

В перспективе намечается возможность консультирования по вопросам: в какое предприятие выгоднее вкладывать деньги, как отличить надёжные ценные, бумаги, как выгоднее купить, или продать акции, как играть на курсе акций и др. Кроме того, Абаканский инкубатор на базе Целевого фонда финансовой поддержки предпринимательства планируется задействовать как средство реализации инновационных программ, в том числе личных накоплений населения.

Ежеквартально координационный центр совместно с факультетом повышения квалификации Абаканского филиала Красноярского политехнического института, налоговой; инспекцией, банками проводит курсы по основам хозяйственной деятельности малых предприятий в условиях г. Абакана, где предприниматели получают первичную информацию о юридических основах деятельности, налогообложении, порядке выведения банковских операций, хозяйственной деятельности, биржевой торговле и других проблемах, связанных, например, с приватизацией.

Следующие курсы намечены не январь, когда станет известна новая системе налогообложения, новый порядок производства операций в банке и другие условия.

Координационный центр постоянно занимается изучением и распространением отечественного и зарубежного опыта создания и деятельности малых предприятий, обменивается опытом по организации аналогичных подразделений в других городах страны.

Второе. Одним из важнейших пунктов поддержки малых предприятий является продуманная система льготного налогообложения. Неправомочно сетование на то, что в среде малых предприятий преобладают не производители, а перекупщики, хотя бы потому, что первоначальным капиталом, как правило, всегда выступает торговый. Очевидно: чтобы что-то производить, закупить технологическую установку – необходимо иметь деньги, хотя и не все, естественно, будут вкладывать их в производство. Согласно теории, таких будет порядка 60 процентов, и это нормально, так как они будут осуществлять продвижение товаров, материалов, сырья для других 40 процентов, осуществляющих производство.

Невозможно, оставляя предпринимателю треть его дохода, получить нормальное экономическое пространство. Давайте задумаемся: Чингисхан забирал подати в размере всего 10 процентов (Кудрин Б. И., Введение в технику. Томск, 1991). Но и уравнивать в сумме налога всех также нельзя, так как у различных видов деятельности разные затраты для получения дохода (прибыли). Известно, что при Петре I развернулось предпринимательство, обеспеченное многочисленными льготами. Основатель фабрики или завода освобождался от казённых и городских служб и других повинностей, мог годами беспошлинно продавать свои товары и покупать материалы, получал безвозвратные субсидии и беспроцентные ссуды.

Мануфактурколлегия обязана была следить за компанейскими фабриками, в случае их упадка – как наискорее расследовать причину и, если она оказывалась в недостатке оборотных средств, тотчас "чинить капиталом вспоможение" ("Экономические связи", № 2. 1991 г.).

Одной из сторон деятельности инкубатора малых предприятий является разработка системы льготного налогообложения. Уже сегодня практически создана информационная база данных малых предприятий города Абакана. Классификация малых предприятий по основным видам деятельности выявила, что вся совокупность малых предприятий подчиняется некоторой устойчивой закономерности, которая заключается в следующем.

Порядка 650 малых предприятий города (точной цифры теоретически назвать невозможно, так как ежемесячно число малых предприятий пополняется, многие открывшиеся не действуют, некоторые ликвидируются) были объединены в группы по принципу встречаемости их основного вида деятельности. Оказалось, что 113 предприятий занимаются уникальными (для города в данный момент времени) видами деятельности. Это такие, как селекционная оценка растительных ресурсов, ремонт судов, производство народно-художественных промыслов, проектно изыскательские работы, обслуживание строительно-дорожной техники, ветеринарные работы и другие.

Такими работами, как, например, социологические исследования, юридические услуги по туристическому обслуживанию и другими занимаются по два предприятия. Таких видов деятельности оказалось одиннадцать, видов деятельности, которыми занимаются по три предприятия, оказалось четыре. Это, например, три предприятия по решению экологических проблем, три – по производству, ремонту и реализации мебели и другие.

Далее, тремя видами деятельности занимаются по восемь предприятий. Чем больше предприятий, занимающихся каким-то одинаковым видом деятельности, тем меньше таких видов деятельности.

Самый многочисленный вид деятельности по предприятиям, которые занимаются строительством, строительными работами. Таких 58 предприятий.

Классификация выполнена по уставным видам деятельности, что отражает устремление предпринимателей, в частности, к видам, имеющим льготное налогообложение. Так, например, предпоследняя по классификации многочисленная группа предприятий желает заниматься переработкой сельхозпродукции. Этот вид деятельности также имеет льготное налогообложение.

Налицо закономерность: чем меньше число предприятий, занимающихся одинаковым видом деятельности, тем больше самих таких видов, и наоборот – по мере увеличения количества предприятий, занимающихся одинаковым видом деятельности, уменьшается число таких видов.

Основываясь на этой объективной устойчивой закономерности, присущей сложным системам, описанной в трудах профессора Б. И. Кудрина, можно запустить механизм, аналогичный естественному отбору Ч. Дарвина. Каждое предприятие является, с одной стороны, индивидуальностью (особью), а с другой – представителем вида, производящим опредёленный вид деятельности. Предприятий-особей данного вида может быть много, а может быть и одно.

В этой связи следует различать управление видами и управление особями предприятия. Если хотим создать эффективную систему поддержки предпринимательства и развития конкуренции на основе дифференцированной ставки налогов, то необходимо ввести в действие механизм отбора видов предприятий. Величину налоговой ставки (или налоговых льгот) нужно устанавливать не конкретному "Лучу", "Оке", так как нет достаточной уверенности, что именно от этого предприятия будет эффект, а системно – группе видов предприятий, занимающихся определённой деятельностью.

Изменяя, скажем, ежегодно ставку налога на виды деятельности, представленные многочисленными предприятиями и редкими (уникальными) – создавая налоговую сетку по видам деятельности и заранее извещая об этом общественность, тем самым автоматически мы запускаем механизм конкуренции, как внутривидовой (между однородными предприятиями), так и межвидовой (между предприятиями, занимающимися различными видами деятельности). Низкая ставка налога на виды деятельности, представленные малым числом предприятий, и увеличение её по мере роста числа предприятий, занимающихся одинаковым видом деятельности, есть экономический механизм, стимулирующий конкуренцию. Чем больше предприятий, тем больший налог обостряет конкуренцию.

Далее происходит следующее. Скажем, возрастёт, вследствие низкого налога, число желающих заниматься редким видом деятельности. Но тогда сам факт увеличения количества таких предприятий переведёт этот вид деятельности в более многочисленную группу предприятий и менее льготную по налогу. Как следствие автоматически это вызовет увеличение внутривидовой конкуренции на товарном рынке, естественный отбор наиболее приспособленных и увеличивающих качество своей продукции и услуг предприятий. Отсев предприятий данного вида опять переведёт вид деятельности в более льготный. И далее последует новый цикл. Таким образом, организованное движение всех видов по циклам изменения численности предприятий приведёт нас постепенно к живой, объективно самонастраивающейся на конкуренцию и увеличение качественных результатов рыночной экономической инфраструктуре.

Что касается вида деятельности, представленного самым большим количеством предприятий, то, находясь в самых неблагоприятных условиях по налогам и, с другой стороны, имея уже какой-то капитал, заработанный в конкурентной борьбе, позволившей им выжить в многочисленной группе, они, эти предприятия, вероятнее всего, пойдут на вариант создания совершенно нового вида деятельности с целью ухода от внутривидовой конкуренции или перейдут в менее многочисленную группу. Но в этом случае факт перехода увеличивает межвидовую конкуренцию в среде предпринимателей, что вновь приведёт их объективно к циклическому движению по налоговой сетке.

Для видов деятельности, не существующих пока в городе и не имеющихся вследствие этого в базе данных и налоговой сетке, должен быть де-факто нулевой налог и, более того, помощь из Целевого фонда финансовой поддержки предпринимательства. Таким образом, стимулируется появление новшеств, увеличение разнообразия видов деятельности и услуг в экономической инфраструктуре города. Дальнейшее размножение этих предприятий будет аналогично вышеописанному механизму естественно-информационного отбора. Для исключения в этой группе монополистов льготы на них необходимо ограничивать во времени. Скажем, если в течение двух лет по-прежнему вид деятельности уникален (представлен одним предприятием), то это означает, что для экономической инфраструктуры и потребителя больше таких предприятий не нужно. И поскольку это предприятие уже встало на ноги, то необходимо убрать льготы и пустить его в "свободное плавание".

Третье. Мощным рычагом стимулирования предпринимательской деятельности является система льготного кредитования. На сегодня это самый сложный вопрос. Банки (и не только города Абакана) находятся в затруднительном положении, так как давать кредит малому предприятию, не имеющему достаточного уставного фонда, гаранта, опасно. Получается даже обратная поддержке предпринимательства система – чтобы избежать риска, банки ввели процедуру страхования кредитов, хотя и так сегодня банковский процент находится на уровне 15.

Кредит коммерческих банков под высокий процент и на краткосрочный период может привести малые предприятия на грань разорения или к полной зависимости от банка в будущем. В условиях отсутствия государственной помощи существует опасность попадания малых предприятий в сферу влияния теневого капитала.

В этом направлении планируется задействовать Целевой фонд финансовой поддержки предпринимательства; в качестве гаранта для малых предприятий и, более того, для погашения части банковского процента и обеспечения льготных кредитов по отобранным экспертной комиссией проектам.

Четвёртое. Сегодня, кроме отсутствия финансовой поддержки, нет в стране и систем информационной и материально-технической поддержки малых предприятий. Предприниматели оставлены на произвол судьбы, и свои проблемы решают, кто как может. Отсюда происходит стихийное оснащение малых предприятий примитивными средствами производства. В случае продолжения такой ситуации малое предпринимательство без современных ресурсосберегающих средств производства станет тиражированием нашей отсталости.

Согласно постановлению СМ РСФСР (№ 406 от 18.07.91 г.) на исполкомы местных Советов народных депутатов возложена обязанность "оказывать малым предприятиям и их союзам, ассоциациям и другим объединениям содействие в материально-техническом и информационном обеспечении". Поскольку системе централизованного снабжения даже в той части, в которой она сохранилась, трудно содействовать малым предприятиям, не обеспеченным лимитами, фондами и другим, Координационный центр выступил с инициативой и является одним из учредителей Региональной информационно-коммерческой сети. РИКС является одной из точек биржи, которая представляет собой распределённую по территории всей страны сеть компьютеров и позволяет оперативно осуществлять сделки купли-продажи по любой группе материалов и товаров с любым регионом в течение суток. Кроме того, создаётся региональная сеть, включающая уже на сегодняшний день более десятка территориально разбросанных компьютерных центров по территории Хакасии (Саяногорск, Усть-Абакан, Черногорск, районные центры, Кызыл и др.). Более подробная информация о "РИКС" изложена в "Советской Хакасии" (от 25.10.91 г.) в статье А. В. Валинецкого под одноименным названием.

Пятое. Бесспорным является тот факт, что слабость любого нового движения – в разобщённости. Нынешние предприниматели, "дорвавшись" до хотя бы частичной свободы, как правило, скептически относятся к любым бюрократическим надстройкам типа союзов, ассоциаций и др. И, тем не менее, с инициативой создания ассоциации малых предприятий в городе сегодня выступили: Координационный центр при исполкоме горсовета, товарищество с ограниченной ответственностью "Линк", малое предприятие "ЭНПЦ", индивидуальное частное предприятие НВФ "НИКА" и ряд других малых предприятий.

Любое малое предприятие может стать членом ассоциации и принять участие в подготовке учредительного собрания. По предварительному соглашению ассоциация будет являться общественной организацией, не имеющей на первой стадии надстроечной оргструктуры (организационные функции готов взять на себя Координационный центр) и ничего не перечисляющей на содержание аппарата.

Цель ассоциации – координация деятельности малых предприятий, организованная защита социальных интересов цивилизованных предпринимателей, обеспечение правовых гарантий экономических интересов, участие в разработке программ развития предпринимательства и нормативных документов, регламентирующих предпринимательскую деятельность в работе целевого фонда финансовой поддержки предпринимательства, противодействии протекционизму, подготовке и сертификации кадров и других вопросов, в решении которых необходимо общественное мнение предпринимателей. Кроме того, появляется возможность изучения взаимных интересов и взаимовыгодное сотрудничество, создания обществ взаимного кредитования, обмена информацией, предложениями, выхода на соседние регионы, зарубежных партнёров.

Координационный центр готов оказывать поддержку членам ассоциации в организации безвозмездной помощи по вопросам информационного обеспечения в области последних законодательных актов по предпринимательству, РИКС готова рассмотреть вопросы льготного выхода на региональную информационно-коммерческую сеть и электронную биржу для организации материально-технического снабжения или реализации своей продукции.

Шестое. Нерешённой проблемой являются создание банка данных нежилых помещений для размещения малых предприятий; содействие малому бизнесу в получении в аренду площадей и оборудования у крупных государственных предприятий; организация в городе магазина-салона для организации постоянно действующей выставки-продажи изделий малых предприятий г. Абакана.

В решении многих проблем Координационный центр и целевой фонд финансовой поддержки предпринимательства, являясь цивилизованной предпринимательской средой, надеются на сотрудничество с созданным в Хакасии Территориальным управлением государственного комитета по антимонопольной политике РСФСР, в функции которого входит обеспеченно условий наискорейшего развития новых, рыночных инфраструктур регионов, чем, собственно, и занимается координационный центр.

Хотелось бы в заключение отметить, что эффект деятельности инкубатора оценить количественно трудно. Он неформализуем и проявляется в следующем: насыщение рынка товарами и услугами; увеличение занятости населения посредством создания новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства; перспективное увеличение налоговых поступлений в местный бюджет и т. д.