// Материалы ХV конференции по философии техники и технетике и семинара по ценологии (Москва, 19 ноября 2010 г.). Вып. 47. «Ценологические исследования». – М.: Технетика, 2011. – 400 с.

 

О СПРАВЕДЛИВОСТИ ТАРИФОВ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ

ПРИСОЕДИНЕНИЕ МОЩНОСТИ

М. И. Божков

 

В настоящее время генерирующие и электросетевые компании (ЭСК) выживают за счёт низкой капитализации энергообъектов, построенных ещё в СССР, и то им хватает средств только на реновацию, ремонт и обслуживание. Регулируемые тарифы на электроэнергию и мощность в настоящее время представляются заниженными в 1,5–2 раза [1]. Сейчас стоимость электроэнергии значительно ниже, чем была в СССР. В табл. 1 приведён сравнительный анализ динамики цен на основные товары повседневного спроса.

 

1. Цены на некоторые товары повседневного спроса

по статистическим данным и ценникам 1984 и 2010 гг.

 

Как видно из таблицы, существовавшие в СССР регулируемые тарифы на электроэнергию практически не содержали в себе инвестиционную составляющую, а теперь они ещё снизились. Переход на RAB-регулирование тарифов идёт очень медленно и не стимулирует электросетевые компании к снижению издержек производства. Тариф на "Технологическое присоединение мощности" несколько улучшает инвестиционные возможности электросетевых предприятий, но не решает проблему дефицитности сетей МРСК и ФСК. Согласно информации, размещённой на сайте Интерфакса [2], налоговые сборы от применения тарифов на технологическое присоединение мощности (в среднем 50 тыс. руб. на 1 кВт) планировались в рамках плана "ГОЭЛРО- 2" в объёме 64 млрд руб. на три года, что составило 12 % от необходимых инвестиций в компании (МРСК, ФСК, РусГидро и др.). Увеличение сборов от этого тарифа практически невозможно, так как плата за технологическое присоединение вызывает протест у всех слоёв населения, включая членов правительства нашей страны. Расчёты показывают, что приведённые удельные затраты на 1 кВтч для вновь подключаемых потребителей достигают 10–12 руб./кВтч. Получается что для существующих абонентов тарифы на электроэнергию у нас ниже её себестоимости, а для вновь подключаемых абонентов – в два раза выше её реальной себестоимости.

Статья 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" [3] и Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждённые Приказом ФСТ России от 21 августа 2009 г. № 201-э/1 [4] по своей сути противоречат экономическим законам. В этих документах подробно разъясняется, что "Размер платы за технологическое присоединение и(или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства".

То есть, понятно, "НА ЧТО" идут деньги, но не понятно, "ЗА ЧТО" производится оплата. Понятно, что основная доля тарифа определяется затратами на строительство и реконструкцию объектов ЭСК, а это невозвратные инвестиции собственникам этих компаний. Таким образом, собственники ЭСК незаслуженно обогащаются (при увеличении капитализации основных фондов увеличивается цена акций), а потребитель–инвестор вынужденно несёт невосполнимые потери. Такое тарифообразование существенно сдерживает внедрение инновационных и социальных проектов, наносит ущерб развитию экономики страны в целом. Можно сказать, что тариф на технологическое присоединение – это налог (а в большинстве случаев и запрет) на инновации.

На международной конференции холдинга МРСК (С.-Петербург, 12.05.2010) отмечался высокий процент износа сетей. В табл. 2 приведены необходимые объёмы замены оборудования в сетях МРСК. Видно, что такую программу невозможно выполнить за 2–3 года. Значит, "запрет" на подключение новых потребителей будет продолжаться. Отчаявшиеся представители малого бизнеса (15–100 кВт) уже почти прекратили подавать заявки на технологическое подключение мощности (табл. 3).

 

2. Необходимые объёмы замены оборудования в сетях МРСК

Наименование

U, кВ

Единица измерения

Количество

Подстанции

35–220

 

тыс. штук

 

 

4,7

Трансформаторы

11,8

Выключатели

6–220

39,4

ТП, РП

6–200

143

Воздушные линии

35–220

тыс. км

 

170

Кабельные линии

6–220

39,4

 

3. Динамика удовлетворения запросов малого бизнеса (15–100 кВт)

холдингом МРСК за 2007–2009 гг.

Год

Подано заявок

Заключено

договоров

Подключено

2007

6907

1838

881

2008

4649

1917

647

2009

679

381

243

 

Компромиссное решение этой проблемы мы видим в установлении справедливости финансовых отношений между ЭСК и потребителями. Выношу на обсуждение внесение в Статью 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и приказ Федеральной службы по тарифам от 20 января 2009 г. № 3-э/3 "О внесении дополнений в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 23 октября 2007 г. № 277-э/7" следующего дополнения:

"Денежные средства потребителя, уплаченные по тарифу за технологическое присоединение мощности, полностью обеспечиваются акциями той электросетевой (генерирующей) компании, на развитие которой они будут истрачены".

От такой поправки должны выиграть все стороны. В первую очередь – подключаемый потребитель сможет рассчитывать на возврат вложенного капитала, следовательно, появятся весомые обоснования для получения кредитов. В МРСК резко увеличится поток заявок на подключение мощности – возрастут денежные поступления на развитие сетей. Государство в целом ликвидирует "тромб" на пути инновационных и социальных проектов. Возрастёт число собственников энергетических объектов. Появится дополнительный контроль за деятельностью менеджеров и основных акционеров ЭСК со стороны потребителей электроэнергии.

 

Литература:

1.       Божков М. И. Энергосбережение – это оптимизация производства и потребления энергии // Электрика. 2010. № 1.

2.       ГОЭЛРО-2 трещит по швам // Интерфакс - главная - страница - бизнес - компании //www.ifx/ru

3.       Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

4.       Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждённые приказом ФСТ России от 21 августа 2009 г. № 201-э/1.