// Электрика. – 2007. – № 1.– С.3-9.

 

Взаимоотношения потребителей с субъектами электроэнергетики

на розничных рынках электроэнергии

Ю.В. Матюнина

Московский энергетический институт (технический университет)

В сентябре 2006 г. увидели свет долго ожидавшиеся «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»[1] (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530, официальный текст опубликован в «Российской газете» от 08.09.2006 г.). Не претендуя на их полное рассмотрение и правовой анализ, заострим внимание на основных положениях[2], затрагивающих интересы потребителей электрической энергии, чтобы помочь им сориентироваться в новых условиях работы. Подчеркнём, что уже в первых строках рассматриваемого документа определены цели: «обеспечение устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надёжного снабжения потребителей электрической энергией» (п. 1[3]). Хотелось бы, чтобы эти цели не остались только на бумаге, и рассматриваемый документ стал инструментом действительно равноправных и взаимовыгодных отношений потребителей и субъектов электроэнергетики (этой теме посвящены многочисленные публикации в журнале «Электрика», в частности [1–4]).

Используемые понятия. Как принято в подобного рода документах, в начале Правил (п. 2) даны определения некоторых терминов, не определённых другими федеральными законами  и нормативными правовыми актами - покупатели электрической энергии, производитель (поставщик) электрической энергии, субъекты розничных рынков, точка поставки на розничном рынке. Отметим, что здесь электроэнергия в явном виде выступает как товар[4] - например, в определение производителя (поставщика) электрической энергии включены не только владельцы генерирующих объектов, но и юридические лица, являющиеся собственниками электрической энергии (мощности), или обладающие правом осуществлять её продажу.

Новым термином для потребителей стала точка поставки на розничном рынке – место в электрической сети на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (ЭУ) покупателя (продавца) электроэнергии (либо лица, в интересах которых они покупают или продают электроэнергию), которое является «местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг…».

Далее в тексте Правил введены и другие понятия, однако они не имеют чётко выделенных формулировок и использованы только в контексте рассматриваемого документа. Обратим внимание, что в п. 3 включен термин энергоснабжающая организация -  этот субъект розничного рынка совмещает продажу потребителям произведённой или купленной электроэнергии с деятельностью по её передаче. Таким образом, здесь фактически признаётся, что не всегда возможно разделить конкурентные (производство и сбыт) и монопольные  (услуги по передаче электроэнергии и оперативно-диспетчерскому управлениию) виды деятельности, как того требуют принципы реформирования электроэнергетики, и эти виды деятельности могут находиться в одних руках.

В п. 125 введён термин потребители с блок-станциями – это «потребители, владеющие на праве собственности или ином законном основании генерирующими объектами и энергопринимающими устройствами, находящимися внутри единых границ балансовой принадлежности данного потребителя и соединенными принадлежащими ему объектами электросетевого хозяйства, по которым осуществляется передача всего или части объёма потребления электрической энергии». Важно, что в данных Правилах такие потребители имеют практически равные права с производителями электроэнергии – субъектами электроэнергетики, что будет рассмотрено ниже.

  Субъекты розничных рынков. Таковыми в соответствии с п. 3 являются:

·      потребители электрической энергии;

·      гарантирующие поставщики;

·      энергосбытовые организации;

·      энергоснабжающие организации;

·      исполнители коммунальных услуг;

·      сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства;

·      производители (поставщики) электрической энергии, продажа которой не осуществляется на оптовом рынке;

·      системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

В этом списке потребители поставлены на первое место и это вселяет определённые надежды на то, что рынок электроэнергии будет учитывать интересы фактически главного его субъекта, без которого существование рынка бессмысленно.

Гарантирующий поставщик. В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» в каждом регионе должен быть гарантирующий поставщик, на которого возложена миссия обеспечения электроснабжения потребителей в сложных условиях реформирования. Это коммерческая организация, обязанная заключить договор купли-продажи электроэнергии с любым обратившимся к нему потребителем (ст. 3 ФЗ «Об электроэнергетике»). Фактически от работы гарантирующего поставщика (ГП) зависит вся жизнь региона, поэтому его выбору и условиям работы в «Правилах функционирования розничных рынков» уделено особое внимание.

Статус ГП присваивается по результатам открытого конкурса, который проводится один раз в три года (или при возникновении особых обстоятельств). В Правилах (раздел II) подробно рассмотрены требования к ГП и вся процедура присвоения статуса, которые мы здесь не рассматриваем.

Для проведения первого конкурса и определения его победителя гарантирующими поставщиками на территории каждого субъекта РФ являются (п. 36 Правил):

а) акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации этих обществ и являющиеся их правопреемниками;

б) энергоснабжающие организации, которые на дату вступления в силу Правил осуществляли поставку электроэнергии в объеме не менее 50 млн. кВтч в год для снабжения граждан и (или) потребителей, финансируемых за счёт средств бюджетов различных уровней;

в) энергосбытовые организации, принимающие (принявшие) на себя обязательства электроснабжения потребителей на основании соглашения с единым хозяйствующим субъектом на железнодорожном транспорте;

г) хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, если присоединённые к ним потребители не имеют договоров энергоснабжения с организациями, указанными в подпунктах "а", "б" и "в".

В дальнейшем участниками конкурса для получения статуса ГП могут стать не только эти организации, но и любые другие, соответствующие установленным Правилами требованиям (п. 25), независимо от формы собственности и осуществляемых ими функций на розничных рынках. Заметим, что в п. 25 указано, что «определённые в конкурсной документации условия обслуживания покупателей электрической энергии не могут быть менее благоприятными, чем условия обслуживания покупателей электрической энергии организацией, осуществляющей функции гарантирующего поставщика в текущий период» - таким образом защищены интересы потребителей при смене ГП. Зона деятельности ГП не обязательно совпадает с границами субъекта РФ, и может охватывать как часть её, так и несколько регионов сразу, однако на одной территории может функционировать только один ГП (подробно изложено в разделе III Правил).

Обязанности гарантирующего поставщика. ГП осуществляет поставку электроэнергии покупателям на территории своей зоны деятельности по публичным договорам, т.е. в соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса РФ он обязан заключить такой договор с каждым обратившимся потребителем (п. 6 и 61 Правил), и в случае отказа потребитель вправе обратиться в суд (п. 4 ст. 445 ГК РФ). Другие энергосбытовые и энергоснабжающие организации, действующие на той же территории, свободны в заключении договоров , т.е. потребитель не вправе понудить их заключить договор (п. 8 Правил).

ГП вправе отказаться от заключения договора только в двух случаях: при отсутствии технологического присоединения в установленном порядке[5] соответствующих ЭУ к электрическим сетям или при нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности ГП (п. 61). Об отказе он должен уведомить заявителя в письменной форме в 5-дневный срок со дня обращения (с указанием причин). И в этом случае, и при отсутствии ответа потребитель может обратиться в суд.

Потребитель по желанию может заключить с ГП договор энергоснабжения  или договор купли-продажи (поставки) электроэнергии, которые различаются по обязанностям ГП.

В первом случае ГП должен осуществлять продажу потребителю электроэнергии и оказывать услуги по передаче электроэнергии, а также другие услуги, связанные с электроснабжением (самостоятельно или с привлечением третьих лиц). При этом ГП должен сам урегулировать все отношения, связанные с передачей электроэнергии и оперативно-диспетчерским управлением, с соответствующими субъектами электроэнергетики или собственниками электросетевых объектов (п. 6 Правил). Покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электроэнергию и оказанные услуги. Такая форма взаимоотношений близка существовавшим до реформирования электроэнергетики и она будет наиболее понятна и удобна большинству потребителей, хотя в большинстве случаев менее выгодна экономически.

Во втором случае – по договору купли-продажи (поставки) – ГП лишь обязуется отпустить (поставить) электроэнергию покупателю, а тот должен её оплатить (п. 7 Правил). Отношения с другими организациями, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электроэнергии, потребитель обязан урегулировать самостоятельно. Обратим внимание – по желанию покупателя в договоре купли-продажи (поставки) может быть предусмотрено, что до заключения покупателем договоров с этими организациями данные отношения регулируются в рамках договоров, заключённых с ними гарантирующим поставщиком.

Таким образом, потребитель имеет возможность выбрать наиболее удобную и выгодную для него форму договора и заключить его с ГП или с другой энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией. Договор заключается в письменной форме (за исключением договора с гражданином-потребителем, который считается заключённым по факту оплаты электроэнергии, но здесь этот аспект не рассматривается).

В раздел 4 Правил, касающийся правил деятельности ГП на розничных рынках, перенесён ряд положений из ГК РФ. Так договор считается продлённым на тот же срок и на тех же условиях, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении, либо о заключении нового (п. 75); здесь же указано, что договоры, заключённые до вступления в силу рассматриваемых Правил, могут быть продлены при условии приведения в соответствие с ними. Если покупатель не оплатил приобретённую электроэнергию за два и более расчётных периода или нарушил порядок учёта, ГП имеет право приостановить исполнение обязательств по договору (пп. 78, 79).

Правила также определяют ряд обязательств ГП перед другими субъектами розничного рынка, на которых здесь не будем останавливаться.

Объёмы потребления электроэнергии по договору. В договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи электрической энергии), помимо других условий, должны быть определены (п. 66):

а) порядок согласования договорного объёма потребления электрической энергии;

б) порядок компенсации стоимости отклонений фактического объёма потребления электрической энергии от договорного;

в) дата и время начала исполнения обязательств по договору каждой из сторон;

г) срок исполнения покупателем обязательства по оплате электрической энергии (срок платежа).

Правилами установлено, что покупатель должен заявить ГП  договорный объём потребления электрической энергии (мощности) с помесячной детализацией не позднее, чем за 2 месяца до начала очередного периода регулирования тарифов (п. 67). Стоимость отклонений фактического потребления от договорного объёма потребления покупатель компенсирует (п. 68) в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Потребители, чья присоединённая мощность превышает 750 кВА[6], или обслуживающие их энергосбытовые организации должны в определённом договором порядке уведомлять ГП о договорных почасовых объёмах потребления электроэнергии и компенсировать стоимость отклонений фактических почасовых объёмов потребления от договорных (п. 72). Таким образом, для потребителей обостряются и актуализируются вопросы прогнозирования объёмов электропотребления в различных временных разрезах.

Переход на обслуживание к энергосбытовой организации. В договоре потребителя с ГП должно предусматриваться его право (при выполнении определённых условий, в том числе – возмещения убытков ГП) перейти на обслуживание к другой энергосбытовой организации (п. 76); в этом случае последняя также обязана урегулировать отношения по купле-продаже электроэнергии с ГП. «При этом лицо, реализующее право перехода на обслуживание к энергосбытовой организации, несет риск выбора недобросовестного поставщика электрической энергии и отвечает перед третьими лицами за убытки, возникшие у них в связи с таким выбором…» (п. 83). Поэтому ему необходимо удостовериться в наличии у энергосбытовой организации права на распоряжение электрической энергией (п. 84), которое подтверждается, в частности, наличием у неё заключённых договоров, обеспечивающих приобретение электроэнергии на оптовом, розничном рынке или у другой энергосбытовой организации (гарантирующего поставщика). Потребитель вправе требовать у энергосбытовой организации такие документы, или обратиться к сетевой организации, которая запросит эти сведения у администратора торговой системы оптового рынка либо у ГП.

При отсутствии у энергосбытовой организации права на распоряжение электроэнергией покупатель несёт ответственность за потребление электроэнергии без заключённого договора. Сетевая организация, к которой присоединён такой потребитель, обязана уведомить его и потребовать заключить договор с ГП или другой энергосбытовой организацией, а также оплатить фактический объём потребления электроэнергии за соответствующий период (п. 85). Таким образом Правила стараются не допустить появления на розничных рынках недобросовестных энергосбытовых организаций, что, в принципе, возможно в сложных условиях переходного периода.

Предусмотрена и возможность наступления обстоятельств, когда энергосбытовая организация не сможет снабжать потребителей – при ликвидации или банкротстве, аннулировании или приостановлении её лицензии и др. (п. 93). В этих условиях их должен принять на обслуживание ГП (как гарант электроснабжения в регионе); подробно описан порядок действий всех субъектов рынка. Подчеркнём, что в соответствии с п. 104 для сетевой организации возникновение указанных обстоятельств «не влечет прекращения действия договора оказания услуг по передаче электрической энергии с покупателем электрической энергии и не является основанием для отказа в оказании таких услуг покупателю электрической энергии, надлежащим образом исполняющему принятые им обязательства».

Надёжность электроснабжения потребителей. Этот важнейший вопрос Правила решают через хорошо известное понятие категории надёжности, но без ссылки на ПУЭ, напрямую определяя соответствующие требования (п. 113). Категория надёжности определяется в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии или энергоснабжения, и здесь же должны содержаться обязательства по её обеспечению, в том числе допустимое число часов отключения в год и срок восстановления энергоснабжения. Заметим, что в первый из этих показателей не входят отключения потребителей из-за неисполнения ими обязательств по договорам, а также связанные с обстоятельствами непреодолимой силы и иными основаниями, исключающими ответственность субъектов электроэнергетики (в соответствии с законодательством РФ и условиями договоров). Процитируем ряд положений п. 113, связанных с категорийностью снабжения потребителя электроэнергией:

«Первой категорией надёжности предусматривается необходимость обеспечения беспрерывного режима работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. Условиями второй категории надёжности предусматривается необходимость обеспечения надёжного функционирования энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства. Энергоснабжение потребителей, не отнесённых к первой или второй категориям надёжности, осуществляется по третьей категории надёжности.

Для первой и второй категорий надёжности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в зависимости от конкретных параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса потребителя, но не могут быть более соответствующих величин, предусмотренных для третьей категории надежности. Для третьей категории допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления энергоснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору».

В этом же пункте Правил отмечено, что в случае, если условием договора о первой или второй категории надёжности предусмотрено наличие резервного источника электроснабжения, он устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при отключении или введении ограничения потребления электроэнергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник устанавливается и обслуживается сетевой организацией, но за счет соответствующего потребителя, а в случае внерегламентных отключений электроэнергии до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надёжности по договору. Таким образом, обеспечение условий надёжности по первой или второй категории фактически возложено на потребителя.

В разделе XIII подробно описан порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии в случае нарушения потребителями своих обязательств, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий[7]. В приложении 6 дан перечень потребителей электроэнергии, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается.

В случаях ограничения режима потребления электроэнергии сверх сроков, определенных категорией надёжности снабжения (согласованной в договоре), и нарушения установленного порядка ограничения режима потребления, а также отклонений показателей качества электроэнергии сверх величин, установленных техническими регламентами и иными обязательными требованиями, лица, не исполнившие обязательства, несут предусмотренную законодательством РФ и договорами[8] ответственность (п. 115).

Поскольку надёжность электроснабжения конкретного потребителя может зависеть от нескольких субъектов электроэнергетики, то в п. 114 рассмотрена их ответственность за нарушение электроснабжения. Если договором энергоснабжения или иным договором предусмотрены обязательства ГП (энергосбытовой организации) урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии и оперативно-диспетчерским управлением, то именно ГП несет ответственность перед потребителем за неисполнение (ненадлежащее исполнение) соответствующих обязательств по указанному договору, и, в том числе, за действия (бездействие) третьих лиц, на которых было возложено их исполнение (например, сетевой организации). Если потребитель присоединен к сетевой организации через ЭУ лиц, не оказывающих услуги по передаче, либо к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства, то ГП, энергосбытовая и (или) сетевая организация несут ответственность только в пределах границ балансовой принадлежности объектов сетевой организации. Все другие лица, участвующие в процессах передачи электроэнергии (например, предприятие, к сетям которого присоединен другой потребитель), несут ответственность в пределах своих границ балансовой принадлежности электросетевого хозяйства. Однако, если потребитель имеет отдельный договор с сетевой организацией, то энергосбытовая организация или ГП, продающие электроэнергию этому потребителю, не несут ответственности за ненадлежащее предоставление и качество соответствующих услуг.

Аналогично решается вопрос ответственности за качество электрической энергии, поскольку оно обеспечивается совместными действиями различных субъектов электроэнергетики (в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей и поставщиков электроэнергии на оптовом и розничных рынках). Все они отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надёжность снабжения их электроэнергией и её качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями (п. 112).

Потребители с блок-станциями и их работа на рынках электроэнергии. Правилами установлено, что такие потребители могут продавать электроэнергию (мощность, в том числе резервную), произведённую на своих генерирующих объектах и неиспользованную для удовлетворения собственных производственных нужд (п. 125). При этом под объёмом производства электроэнергии (мощности) понимается величина превышения производства над потреблением, определяемая на границе балансовой принадлежности электрических сетей (энергопринимающих устройств) такого потребителя и соответствующей сетевой (энергоснабжающей) организации. Поскольку такие потребители могут и покупать недостающую электроэнергию (в отдельные часы), то для этих целей здесь же определено и понятие объёма потребления.

Важно подчеркнуть, что в пп. 126-128 потребители с блок-станциями приравнены к производителям (поставщикам) электрической энергии по возможностям работы на оптовых и розничных рынках, по условиям заключения договоров купли-продажи (поставки) электроэнергии с покупателями. При этом количественные характеристики, предъявляемые к участникам оптового рынка, в данном случае относят к размеру превышения производимой мощности над потребляемой в какой-либо час. Поскольку потребителей, продающих электроэнергию на оптовом рынке, будет немного, обратим внимание лишь на положения, касающихся розничного рынка.

. «Производители (поставщики) электрической энергии и потребители с блок-станциями … вправе продавать на розничном рынке электрическую энергию (мощность) собственной выработки покупателям электрической энергии (мощности), точки поставки которых находятся в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в границах зоны деятельности которого расположены точки поставки, относящиеся к указанным генерирующим объектам» (п. 127). При этом должны быть выполнены следующие требования:

·         покупателем соблюдены условия изменения и расторжения договора с ГП (энергоснабжающей организацией), установленные разделом IV Правил;

·         покупатель не участвует в торговле электрической энергией на оптовом рынке в соответствующих точках (группах точек) поставки;

·         производитель (поставщик) компенсирует ГП дополнительные расходы, связанные с расторжением (изменением) договора и необходимостью приобретения не поставленного по данному договору объема электрической энергии у иного поставщика до окончания текущего периода регулирования;

·         стороны обеспечивают коммерческий учёт почасового объёма производства (потребления) электрической энергии (кроме случаев, когда установленная мощность генерирующего объекта составляет менее 5 МВт).

Объём электроэнергии, необходимый покупателю, но не купленный по договору с производителем, поставляется ему гарантирующим поставщиком. Произведённый, но не проданный производителем (поставщиком) электрической энергии в соответствии с таким договором объём электроэнергии может быть приобретён гарантирующим поставщиком на определённых условиях (пп. 127, 128 Правил), с оплатой по цене, определяемой по соглашению сторон. ГП обязан оплачивать производителям (в том числе потребителям с блок-станциями) поставленную ими электроэнергию (мощность) по утверждённым тарифам, если соответствующие объёмы и тарифы определены для этих лиц в сводном прогнозном балансе производства и поставок электроэнергии (мощности) по субъекту РФ (утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов).

В целом по розничному рынку продажа электрической энергии (мощности) может осуществляться как по регулируемым, так и по свободным ценам (тарифам), но рассмотрение ценообразования не входит в цели нашей публикации.

  Другие аспекты. Объём статьи не позволяет подробно остановиться на всех разделах Правил, поэтому только отметим, что в них рассмотрены вопросы электроснабжения организаций жилищно-коммунальной сферы и граждан-потребителей, особенности оказания услуг по передаче электроэнергии и оплаты потерь, основные положения организации коммерческого учёта. В приложениях дан ряд форм документов, оформляемых гарантирующим поставщиком (в том числе для получения этого статуса), а также примерная форма договора с гражданином-потребителем.

  В связи с изменениями условий функционирования розничных рынков электроэнергии тем же постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 внесён ряд изменений в другие правовые документы: «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ», «Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», «Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике», «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям», «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».

Отметим только одно из внесённых изменений – в последний из упомянутых документов включён дополнительный пункт 141, где, в частности, говорится: «Потребители услуг – покупатели электрической энергии должны соблюдать значения соотношения потребления активной и реактивной мощности, определённые в договоре в соответствии с порядком, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса… По факту выявления сетевой организацией на основании показаний приборов учёта нарушений значений соотношения потребления активной и реактивной мощности составляется акт, который направляется потребителю услуг. Потребитель услуг в течение 10 рабочих дней с даты получения акта письменно уведомляет о сроке, в течение которого он обеспечит соблюдение установленных характеристик путём самостоятельной установки устройств, обеспечивающих регулирование реактивной мощности, или о невозможности выполнить указанное требование и согласии на применение повышающего коэффициента к стоимости услуг по передаче электрической энергии». Таким образом, после принятия соответствующих нормативных документов на потребителя вновь будут возложены обязанности по компенсации реактивной мощности для снижения потерь в электрических сетях, ему не принадлежащих. На наш взгляд, такое положение неприемлемо в условиях рыночной экономики и должно быть изменено.

Итак, потребители получили определённые права и возможность выбора наиболее приемлемых условий электроснабжения. Необходимо знать их и уметь отстаивать свои интересы на развивающихся розничных рынках электроэнергии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кудрин Б. И. К вопросу о Правилах доступа потребителей электрической энергии к услугам субъектов электроэнергетики // Электрика. 2005. № 6. С. 3– 18.

2. Кудрин Б. И. О технологическом присоединении к электрическим сетям // Электрика. 2002. № 4. С. 3–16.

3. Славгородский В. Б., Пестряков С. А. Реформирование электроэнергетики и проблемы промышленных предприятий // Электрика. 2005. № 10. С. 9 – 12.

4. Красник В. В. Правовые основы деятельности потребителей Электрической энергии, энергоснабжающих организаций и органов госэнергонадзора // Электрика. 2005. № 1. С. 43–47.

5. Гуртовцев А. Л., Толок И. Е. О правовом статусе электроэнергии в Республике Беларусь // Электрика. 2006. № 12. С. 3– 7



[1] Далее по тексту – «Правила функционирования розничных рынков» или просто Правила.

[2] Полные цитаты Правил даны в кавычках, в остальных случаях для облегчения понимания положения даны в сокращённом виде со ссылкой на соответствующий пункт Правил.

[3] Здесь и далее, если не указано особо, имеются в виду рассматриваемые Правила.

[4] Правовому статусу электроэнергии посвящена статья [5].

[5] Этот порядок регулируют «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям» (утверждены постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861). Подчеркнем, что в соответствии с п. 15 этого документа техническая возможность присоединения отсутствует, если в сетевом узле имеются ограничения на присоединяемую мощность (ограничение возникает, если полное использование мощности всех ранее присоединенных потребителей может привести к перегрузке оборудования сетевой организации). Таким образом, вопросы ограничений по мощности решаются, в основном, на этапе технологического присоединения, а не на этапе заключения договора с ГП.

 

[6] Для целей определения этой величины используется присоединённая мощность энергопринимающего оборудования, находящегося в единых границах балансовой принадлежности.

 

[7] Ранее действовавшее Постановление Правительства от 22 июня 1999 г. № 664 утратило силу в связи с утверждением рассматриваемых Правил.

[8] Следовательно, в договор желательно включить условия о штрафных санкциях (неустойках) при нарушении этих положений. В части законодательства может применяться ст. 547 ГК РФ.