// Электрика. - 2002. - № 8. - С.3-6.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЯ И ЭЛЕКТРОРЕМОНТА

Кудрин Б.И.

 

Осуществляемая реструктуризация электроэнергетики оставляет "за бортом" потребителя с его проблемами надежного и качественного электрообеспечения, обслуживания и ремонта электрооборудования. Область потребления по количеству единиц электрооборудования и установленной электрической мощности больше и, в некотором смысле, важнее электроэнергетики. Остается открытым вопрос о разработке государственного плана рыночной электрификации, ориентированного не только на субъекта электроэнергетики, но ставящего более общую задачу — обеспечить электроэнергией всю территорию страны, каждого жителя любого отдаленного поселения, гармонично увязав генерирующие мощности от 1000 МВт до 1 кВт и раскрепостив потребителей, сооружающих миниэлектростанции. Существующие и разрабатываемые законы об электроэнергетике, энергосбережении, энергоаудите и нормировании, о правах потребителя не отражают интересы потребителей электрической энергии и электротехнической продукции.

Сохраняются проблемы обслуживания и ремонта электрооборудования (электроремонта). Их актуализирует физическое и моральное старение оборудования и технологий, увеличение разнообразия наименований и видов выпускаемого оборудования, абсолютный рост количества электрооборудования в каждом из семейств (электрические машины и трансформаторы, аппаратура высокого и низкого напряжения, конденсаторные установки, электроизмерительные приборы и электрозащита, электропривод и электротермия, электрические сети).

Финансовое и технологическое руководство предприятия, решая многокритериальную задачу выживания основного производства, объективно не может эффективно развивать электрическое хозяйство. Сказываются и внешние факторы (рост цен на энергоресурсы, конкуренция, таможня и др.). Обратимся к ретроспективе и тенденциям решения организационных проблем электрики.

Обзор состояния проблемы. В области электропотребления основные вехи превращения электроэнергетики в монополиста таковы: разработка и принятие плана ГОЭЛРО, уничтожение в 1930-е годы мелких частных источников механической и электрической энергии (работавших большей частью на возобновляемых ресурсах), ликвидация в 60-е средних электростанций и массовое сетевое строительство, поглощение в 80-е энергетических служб объектов потребительской электроэнергетики. Начало XXI века характеризуется изменением концепции электрообеспечения: электроэнергетика не считает себя обязанной в приемлемые для потребителя сроки (а это важно) обеспечить подвод питания к границе раздела предприятие-энергосистема.

Изменение хозяйствования в 90-х годах и проводимая ныне реструктуризация электроэнергетики обострили и оставили без решения два вопроса, существенно важных для потребителя:

1) юридически не определен статус генерирующих источников и подстанций потребителей, так как они не являются субъектами электроэнергетики. С точки зрения потребителей, законом должно быть определено право юридического или физического лица выдавать электроэнергию в общую сеть с оплатой по себестоимости в данном регионе, тем самым давая возможность энергоснабжающей организации получать прибыль за счет ее продажи по установленному РЭК тарифу;

2) деление различных предприятий и объединений на несколько самостоятельных фирм часто приводит к невключению внешнего электроснабжения ни в одну из фирм, что порождает проблему оплаты задолженностей по электроэнергии, ее текущего потребления и услуг по передаче; возникают бесхозные подстанции и линии, которые прежний хозяин эксплуатировать не в состоянии, а энергосистема взять их на баланс, выкупить за символическую плату или оплатить по фактической стоимости не может.

Электроремонт. До начала индустриализации плановый ремонт электрооборудования не проводили. Начиная с первой пятилетки, Наркоматы тяжелой и оборонной промышленности начали вводить систему послеосмотровых ремонтов, когда путем периодических осмотров определяли сроки текущего, среднего (принятого не во всех отраслях) и капитального ремонтов.

Разработанная для энергетиков вне зависимости от ведомственной принадлежности система планово-предупредительного ремонта (ППР) оборудования и сетей в 70-е годы стала обязательной для отраслей. Основой ППР являлась классификация по семействам (наименованиям) электрооборудования с детализацией по мощностям (основным параметрам) и по режимам работ, которые зависели от условий, степени и характера загрузки, состояния окружающей среды, исполнения, технологической значимости. Были определены продолжительность ремонтных циклов и межремонтных периодов, структуры ремонтных циклов; нормы трудоемкости, простоя, резерва, расхода материалов и запасов.

Оказалось, что по системе ППР длительности ремонтного цикла, межремонтные периоды, трудоемкости текущего и капитального ремонтов различаются в 2—10 и более раз не только для разных отраслей, но и в рамках одной отрасли. Это же относилось к проценту охвата капитальным ремонтом установленных электрических машин, стоимостным и трудовым затратам на один двигатель и 1 кВт установленной мощности.

Все годы индустриализации (вплоть до 90-х) в стране пытались преодолеть неизбежное ценологическое многообразие свойств и условий, т. е. создать научно-методические и практические основы планирования, нормирования, контроля, использующие типовые объемы работ при электроремонте и дающие жесткое и однозначное определение материальной базы (площадей и оборудования), численности персонала, экономических показателей, норм расхода и складского резерва, комплектующих, запчастей и материалов. Постиндустриализация и глобализация обострили проблему повышения эффективности электрического хозяйства (электрики), составной и неотъемлемой частью которого является организация эксплуатации.

В развитие Постановления Государственного Комитета Обороны 1944 г., в 60—70-е годы были упорядочены организационная структура энергетических служб, их функции и оплата труда. К тому времени сложились четыре формы ремонта, просуществовавшие до развала СССР (неудачей кончилась попытка Минэлектротехпрома и Минэнерго взять под свой контроль все отраслевые централизованные электроремонтные службы, подобно созданию монополии электроэнергетики на производство, распределение и передачу электрической энергии):

- централизованная в рамках страны, осуществляемая в электротехнической промышленности и электроэнергетике (20—25% от общего объема электроремонта);

- внутриотраслевая централизованная, характеризовавшаяся строительством отраслевых ремонтных заводов и созданием ремонтных объединений по регионам (Центр, Украина, Урал, Сибирь);

- внутризаводская централизованная, характерная для крупных заводов, имевших в своем составе подстанции и сети пятого уровня 5УР системы электроснабжения (ГПП, ПГВ, ОП на напряжение 35—330 кВ). В этом случае служба главного электрика со временем отделялась от службы главного энергетика и имела в своем составе диспетчерскую службу, цех сетей и подстанций с трансформаторно-масляным хозяйством, электроремонтный цех (выполнявший ремонт электрических машин, электромонтажные работы, изготовление запасных частей, в том числе и к коммутационной аппаратуре); отдельные цехи и участки, выполнявшие специализированный и оперативный электроремонт взрывозащищенного оборудования, сложного привода, электротермического и кранового электрооборудования. Для предприятий 4УР, питающихся на напряжении 6—10 кВ, создавали единый электроцех, выполнявший основной объем электроремонта (в обоих случаях централизацией было охвачено 15—25% электротехнического персонала предприятия; остальные 75—85% — дежурный и обслуживающий персонал цехов);

- децентрализованная, обеспечивавшая минимум ремонтных работ и характерная для предприятий, расположенных вблизи крупных градообразующих заводов или питающихся с 3УР и 2УР (тех, которым становилось экономически не выгодно содержать штат электриков, способных осуществлять ремонт разнообразного и все возрастающего количественно электрооборудования).

Численность персонала для всех случаев определяли по жестким общесоюзным и ведомственным нормативам. Была общая уверенность, что они необходимы, правильны и выполнимы. Казалось, что требуется немногое — разработать годовой график ППР электрооборудования, где следует перечислить все классифицируемые строчки. Но для всего установленного электрооборудования и режимов их оказалось порядка 1000. Изменения технологических и других условий в пределах года, наименований аппаратов; массовое поступление оборудования, не "прописанного" в нормах, вместе с практической бесконечностью единиц электрооборудования сделали созданную систему громоздкой, неэкономичной, практически нереализуемой.

Теоретически это означает, что нельзя жестко подсчитать трудозатраты (стоимость): меняющаяся специфика производства индивидуализирует не только каждое электрическое хозяйство, но и режимы работы 40—60 % установленного электрооборудования. Обследование 2,5 млн единиц установленного и отремонтированного (на 1000 выборок и генеральных совокупностей практически всех отраслей экономики) показало, что средняя повторяемость составляет 4,6 (отношение общего количества отремонтированных электродвигателей к количеству видов — типоразмеров, марок, моделей, по которым они могут быть классифицированы). Следовательно, если рассматривать каждый из 100 тыс. отремонтированных электродвигателей, то, проще говоря, электродвигатель подобного типоразмера (вида) поступит в ремонт на данном предприятии только в следующем квартале. Это превратило электроремонт в России в единичный, в лучшем случае — мелкосерийный, со всеми вытекающими отсюда последствиями по производительности труда, расходу и обеспечению ресурсами.

Таким образом: 1) налицо рост количества оборудования, превзошедшего в 10—100 раз то, которое предполагалось при создании и внедрении системы ППР; 2) разнообразие установленного электрооборудования внутри семейств, появление принципиально новых видов, физическое и моральное старение с одновременным появлением оборудования, ориентированного на информационные технологии, ведут к устареванию норм за время, сравнимое с необходимым на их разработку; 3) ценологическая теория утверждает, что сейчас периодическим осмотром (в том числе и с применением средств диагностирования) должно быть охвачено на каждом предприятии не свыше 10 % установленного электрооборудования (практики говорят о 20 %). Всё остальное по экономическим соображениям должно быть исключено из текущего технического обслуживания и ремонта и капитально ремонтироваться по факту отказа; 4) численность ремонтного персонала, что утверждает теория и подтверждает практика, не возрастает пропорционально увеличению трудоемкости, определенной нормами; статистически разброс может быть в несколько раз, а сама зависимость имеет степенной характер с коэффициентом существенно меньше единицы, зависящим от специфики отрасли (производства), размеров предприятия, износа оборудования; 5) теория массового обслуживания (очередей) определяет далеко не 100 %-ную загрузку ремонтного персонала.

Происходящие изменения. Если взять производство электроэнергии на душу населения за 10 лет (по 2000 г.), а это на уровне 6000 кВтч/чел., или электроемкость валового внутреннего продукта, то они изменяются и будут изменяться, но незначительно. В то же время насыщенность основных и особенно вспомогательных производственных процессов и быта новым электрооборудованием по количеству и разнообразию нарастает, что одновременно сопровождается новыми информационными технологиями. Численность населения России на перспективу снижается (или будет медленно расти). Учитывая появление новых видов деятельности и снижение численности населения, тем более необходимо и относительное снижение численности электротехнического персонала. Это в особой степени относится к обслуживающему персоналу, включая электроремонтников. Следует считаться с объективностью и глобальностью этого требования, являющегося определяющим для эффективности электрического хозяйства.

Конкуренция и стремление к эффективности, понимаемой как получение прибыли, вызывают различные подходы к организации управления электрическим хозяйством в промышленности (жилкомхозе):

— ликвидацию (при смене собственника для предприятий 4УР и 3УР) энергетического штата, включая электроремонтный, с сохранением единичных ИТР, осуществляющих связи с энергосистемой и обслуживающими ремонтными фирмами; фирмы работают в счет абонентской платы или по единичному договору на ремонт специфического оборудования (это единственный путь для потребителей 2УР, питающихся по 0,4 кВ и не имеющих в штате собственных электриков);

— разделение единой электротехнической службы: 1) собственно дежурный персонал технологических цехов, осуществляющий оперативное и иное управление; 2) переведенный под единое управление ремонтно-обслуживающий персонал, осуществляющий работы в технологических цехах по договору (с соответствующим возмещением затрат);

— выделение из электротехнической службы и передача в менеджерские структуры подразделений, связанных с заключением договоров и оплатой электроэнергии, прогнозами параметров электропотребления;

— создание самостоятельных подразделений, занимающихся диспетчеризацией электропотребления и энергосбережением, включая разработку стратегии, выполнение диспетчерских функций по согласованному с технологами отключению агрегатов, разработку регулирующих максимум и электропотребление мероприятий;

— изменение функций централизованных служб электроремонта (для крупных предприятий, имеющих собственный электроцех), заключающееся в придании им статуса юридического лица и переводе на коммерческое обслуживание собственного предприятия и близлежащей промышленной сферы и соцкультбыта;

— создание акционерного общества или иной формы юридической самостоятельности служб главного электрика (как дочерней компании при основном производстве со 100 %-ным пакетом акций);

— расширение фирменного обслуживания (особенно в части уникального, крупного единичного оборудования) с отнесением затрат на основную продукцию;

— увеличение обновляемости и замены электрооборудования (особенно массового) новым, подходящим по габаритно-присоединительным размерам;

— частичную модернизацию электрооборудования с заменой части электротехнического комплекса при сохранении основных конструктивных и схемных решений;

— организационно-техническое изменение системы ППР, основывающееся на отказе от ремонта 80—90 % электрооборудования с заменой его (в случае выхода из строя) резервным из ценологически рассчитанного обменного фонда;

— централизацию электроремонтных, сетевых, диспетчерских и других служб в рамках территориально-административной структуры;

— создание обслуживающей сети и укомплектование оборудованием служб энергоснабжающих организаций.

В случае проведения внутризаводской централизации электроремонта могут быть рекомендованы как предельные следующие положения: 1) техническое обслуживание электрооборудования и внутрицеховых сетей выполняется в 100 %-ном объеме силами дежурного персонала технологического цеха, который в условиях автоматизированного процесса и замены оборудования на более надежное должен быть минимален; 2) текущий ремонт осуществляется на 85—90 % силами технологического цеха, а 10—15 % работ, заключающихся в диагностировании и испытаниях, выполняют Центральная электротехническая лаборатория или другие подобные структуры; 3) средний ремонт по затратам может быть рекомендован в соотношении: 50 % — силами технологического цеха (разборка, замена механических узлов, последующая установка и технологические испытания) и 50 % — электроремонтным цехом, осуществляющим пропитку исправной обмотки (необходимое условие для отнесения ремонта к среднему); 4) 85—90 % капитального ремонта выполняется централизованно в электроремонтном цехе, 10—15 % — силами технологического цеха (это, главным образом, работы, связанные со снятием двигателя, сдачей-приемкой); 5) модернизация электрооборудования цеха осуществляется с привлечением фирм, которые (что желательно) обеспечат разработку инвестиционного проекта, заказ, поставку оборудования и последующую наладку (однако и в этом случае технологический цех несет затраты, оцениваемые в 10—15 % от стоимости оборудования). Одновременно необходимо привлечение исполнителя строительно-монтажных работ (специализированной организации).

Таким образом, многообразие переходных форм организации электропотребления и электроремонта в новых условиях требует разработки некоторых рекомендаций, опирающихся на корректное информационное обеспечение, современный математический аппарат оценки принимаемых решений, исключающий единообразие и однозначность ответов.