727.
МОДЕЛИ ЦЕНОЗОВ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ
Б. И. Кудрин, д.т.н.,
главный редактор журнала «Общая и прикладная
ценология»
Рассуждая об инновационном развитии в явном, а чаще
– скрытом виде, сегодня опираются на убеждения, восходящие к практике 20–80-х
годов прошлого столетия. Тогда считалось, что всё можно запланировать,
гармонично осуществлять капитальное строительство. Концептуально это сводилось
к вариационным принципам механики и электродинамики, согласно которым
однозначно рассчитывают материальный объект. Но оказалось, что нельзя
реализовать рассчитанное формулами первой научной картины мира: неизбежны
ошибки и отклонения, которые, в пределе описываются нормальным законом
распределения, где существует математическое ожидание (среднее) и конечная дисперсия
(ошибка).
Но для нас важен переход от этой второй
вероятно-статистической картины к третьей, где используют понятия хаос, бифуркации, самоорганизация. Мы
занимаемся тем, что получилось, сию-существующим и прогнозной стратегией
будущего. Пройдя бифуркационную точку, осуществился процесс самоорганизации,
породивший ценоз (cenosis, cenose) – сообщество предприятий
региона, прокатных станов страны, электропотребления по России. Наша концепция
утверждает, что всё жёстко можно было планировать в начальный период
индустриализации и в годы войны, но уже завершение индустриализации и период
застоя показали нежизнеспособность такой системы. Объекты-особи ценоза начинают
«делить» общий ресурс. Если ресурс – инвестиции, и если говорить об охвате всех
поселений региона, всей территории России, то неизбежна выработка концепции
развития до 2020 г. и далее – до 2050, ставя во главу проблему энергетической
безопасности.
Здесь важно уточнение понятия ценоз. Это могут быть, выделенные по параметру, все предприятия отрасли
по стране в целом (сайт kudrinbi.ru); мелкие и средние (и
отдельно – крупные) по региону; цеха, производства, другие
административно-хозяйственные единицы одного предприятия; или станки,
электродвигатели одного цеха, которые начинают бороться за ресурс. Результат
множества слабых и сильных взаимодействий особей различных видов приводит к
тому, что на все ценозы, на все приведённые примеры накладывается закон
информационного отбора, который устанавливает вполне определённое соотношение
по разнообразию (встречаемости видов) и по соотношению «крупное–мелкое»,
математически моделируя это гиперболическим Н-распределением.
Индустриализация в России, к сожалению, не учитывала (по причине их
теоретической неосвоенности) игнорировала ценологические ограничения. Курс был
взят на строительство гигантов. Дискуссия о необходимости соотношения крупных,
средних и мелких предприятий была объявлена вредительской.
Предлагая ценологический подход для оценки
инновационного развития, мы отмечаем, что для крупных предприятий горизонт
рассмотрения должен охватывать десятки лет. Анализ хода индустриализации,
осуществлённой в стране в 20–90-е годы прошлого века (считая от плана ГОЭЛРО);
рассмотрение сроков строительства и организации привлечения людских ресурсов;
конечное соотношение: электрическая мощность градообразующего предприятия –
объёмы инвестиций по годам (рост и диверсификация продукции) – число жителей
города говорят о корреляционно определяемых и значимых корреляционных
закономерностях развития, что и служит основой инвестиций. Сошлемся на
Магнитогорский металлургический комбинат, строительство которого началось с
1929 г. (а проектирование – с 1926 г.) и активно продолжалось, сделав его
крупнейшим в 1990 г. с нагрузкой 800 МВт и с пуском электросталеплавильного
производства на 4 млн т/год в 2007 г. (с сохранением инвестиционной
привлекательности комбината). Характерен пример, касающийся инвестиций в
Оскольский электрометаллургический комбинат, где наш прогноз 1976 г. оценил
нагрузку в 600 МВт на 20-летнюю перспективу вместо официально принятой 1200
МВт. Под эту нагрузку Минэнерго и Минчермет объединились, чтобы получить
капитальные вложения в развитие АЭС и сетей 500 и 750 кВ. И здесь – важный
вывод: крупные предприятия, питающиеся на напряжении 110(154) и 220(330) кВ, с точки
зрения инвестиций находятся в особом положении, решая напрямую вопрос о
генерации в сетях и тарифах на электроэнергию. Так, Дерипаска, соглашаясь
вложить в окончание строительства Богучанской ГЭС 1 млрд долл., естественно
надеется окупить их после пуска в эксплуатацию своего завода в районе Тайшета.
Мы же сегодня как раз и говорим об обязательности этого Н-соотношения и применяем аппарат ценологической математики, который позволяет: 1) объективно, имея в виду энтропийные ограничения закона информационного отбора, с одной стороны, наиболее эффективно распределить возможные выделяемые ресурсы, с другой – оценить ожидаемые результаты по каждой точке Н-кривой (по каждому объекту-особи); 2) выявить аномальные точки по гиперболе для последующего принятия эффективного решения; 3) провести структурно-топологический Н-анализ годового (месячного) относительного изменения параметра при заданности общего ресурса. Предлагаемый подход концептуально не нов (это для технической реальности он применён нами впервые в мире в 1976 г.). Распределение Парето, сформулированное в 1897 г. применительно к доходам граждан одной страны, для России по результатам 2007 г. в децильном представлении констатирует его искажение. Однако за 100 лет математические модели описания ценозов изменились, а область их применения охватила все виды деятельности и все реальности (физическую, биологическую, техническую, информационную, социальную).
Ставя вопрос о региональных инвестициях, каждый раз
необходимо иметь в виду, для какого
уровня принимается решение. Мы связываем эти уровни с уровнями системы
электроснабжения, как наиболее объективной величиной, характеризующей отдельное
физическое (население) и юридическое лицо. Наиболее широкий класс потребителей
– 90 % всех абонентов (население, бизнес, бюджетная сфера, ЖКХ) питается на
низком напряжении 0,4 кВ. Применительно к бизнесу – это мини-предприятия.
Следующая ступень (9 %) – малые предприятии, имеющие собственные
трансформаторы, к ним относятся малые предприятия, всякого рода товарищества, хозяйствующие
единицы. Наконец, средние (1 %) – они имеют собственные распределительные
устройства среднего напряжения (3, 6, 10, 20 кВ). Другими словами, для региона
эти начальные точки ранжирования – гиганты, как алюминиевый завод в Хакасии,
АвтоВАЗ в Тольятти (как и Москва для России) являются ценологически особыми
(они «не из этого ценоза) при рассмотрении инвестиций в регионы и должны
рассматриваться также особо. Мы же говорим об инвестиционной политике
применительно к региону.
Возвращаясь к проблеме «электрификации всей страны», подчеркнём, что ни для одного региона она не состоялась (имея в виду подключение к единой энергосистеме, бесперебойность, качество электроэнергии), и что ГОЭЛРО и весь ход дальнейшего развития электроэнергетики лишь провозглашали такую необходимость, но ни экономически, ни технически даже не рассматривая мелкое. Политически же решения 30-х годов о неперспективных деревнях в 60-е (и после) уничтожили свыше 1 млн мелких и средних электростанций (прежде всего на возобновляемых источниках энергии), вместе с техническим персоналом и интеллигенцией (учителя. врачи).
Сама проблема электрификации не нова и всегда ставилась как основа инвестиционного развития и товарного производства. В самом начале XX века Австро-Венгрия озаботилась электрификацией своих провинций (Богемия, Моравия, Силезия, Галиция, Буковина) и оценила, что надо сделать по каждой. Вот извлечение:
|
Площадь, кв. км |
Число жителей, чел. |
Число населённых пунктов, шт. |
Общая длина ЛЭП, м |
Моравия |
22315 |
2662884 |
3245 |
914754 |
Прикарпатская Русь |
12656 |
606598 |
482 |
2655110 |
Тогда, применительно к регионам (областям) задача разбивается на две относительно независимые: 1) обеспечение тепловой и электрической энергией городов и крупных (средних и мелких) промышленных и иных объектов; здесь, прежде всего, необходимы ревизия всех источников энергии (электростанций и котельных), а затем ценологический анализ, что нужно для энергетической самодостаточности; 2) ориентирование электрификации глубинки на развитие сетей и массовую малую генерацию на основе традиционного углеводородного сырья и, главное, использование местных и возобновляемых источников энергии (ветер, геотерм, навоз и солома, отходы древесины, ивовые плантации, мусор, солнце, микро- и малые ГЭС и др.).
Своеобразный план рыночной электрификации всех существующих и возможных поселений должен стать государственным (ГОРЭЛ), но заключаться в комплексности, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата. Сейчас исход населения в города кажется непреодолимым. Но этот общемировой процесс трансформируется (сохранение фермерства в США, ивовые дома – у собственников в Скандинавии, хутора Эстонии). Для России обезлюживание территории несёт и стратегическую угрозу превращения страны в вахтовое извлечение сырья.
Приведём конкретные примеры искусственного и неразумного ограничения инвестиционного пространства.
Принято решение о сокращении шести тысяч школ, в
которых менее 10 учеников. Школы определили как малокомплектные, и предложена
программа «Школьный автобус» с ориентацией на поставку в 2007 г. – 1370
автобусов. В 2008 г. – ещё 1650, и до конца 2009 г. – всех остальных
необходимых. Что означает ликвидация школы? Это – оставление без работы
множество людей. Что касается автобусов – то даже несколько километров по нашим
дорогам с учётом времени ожидания его, времени сбора (если автобус собирает с
одной точки, то школьнику надо пройти километр-два до этой точки, а потом ждать
на дожде или морозе, а если брать прямо из дома, то остановки и время)
превращаются для ребёнка в лишнюю трату
времени – часа, полутора, двух. Это породит одновременно и проблемы с
водителями, ремонтом, размещением и обслуживанием автобусов, местами стоянок,
ГСМ. И, кстати, откуда пойдёт автобус? Из города?
Эта проблема связана с инфраструктурой вообще и
дорогами – в частности. Не надо забывать, что Америка стала Америкой только
после того, как во время депрессии 30-х годов осуществила массовое
строительство дорог по всей стране. Поэтому нельзя считать правильным, что
большая часть средств, выделенных для строительства дорог в России, уйдёт на
строительство дорог в Сочи. Ведь, например, до сих пор нет устойчивой (по две
полосы в каждую сторону) трассы от Иркутска до Владивостока.
С вопросом о дорогах связан и вопрос о малой
авиации, потолок которой ниже, чем для пассажирских самолётов. Здесь существует
возможность громадных инвестиций и появляются статьи о готовности начать
массовое строительство двух-четырёх местных самолётов, вертолётов. Но
существующее блокирующее решение не позволяет развить малую авиацию. Такую,
чтобы по стоимости и условиям посадки она устраивала российских граждан –
жителей отдалённых поселений с доходом ниже среднего.
Существующие правила торговли входят в противоречие
с условиями отдалённых поселений, где магазин вынужденно совмещается с собственным
домом. Для многих, где единственным связывающим звеном является железная
дорога, надпись «Сигареты-Пиво» означает, что минимум продуктов здесь можно
купить, и что существует сеть, запрещаемая, кстати, государством, но неизбежно
необходимая для доставки продуктов.
Поэтому при принятии федеральных и местных законов
следует учитывать, что есть предельные требования санэпидстанции, строительные,
пожарные (и других надзорных органов) в данном случае не могут быть
реализованы, и лишь только совмещение места проживания с местом оказания услуги
даёт возможность существования данной точки. Другими словами, законодательные
решения должны учитывать уровни, особенности хозяйствования.
Развитие связи позволяет решить проблему доступности
каждого (не только в целом по поселению, но и каждого взрослого) к Интернету и
мобильной связи. Этим самым может быть решено дистанционное обучение, в том
числе и тех школьников, которых меньше 10 чел. в селе, деревне. Возможность
дистанционного обучения (вплоть до получения высшего образования, поскольку
программы и учебники есть) для родителей и детей, что особенно касается малых
народов, которых по-прежнему воспитывают через Интернет, возможность проживания
без отрыва от современной культуры, и одновременно – вызов врача или получение
консультации в случае необходимости существования скажется на миграции,
укреплении оседлости.
Сюда же примыкает вопрос о воинской службе. Практика
однозначна, и она заключается в том, что отслуживший в армии лишь в порядке
исключения возвращается в свою деревню, пополняя в городе и так уже разросшуюся
неимоверно охрану. В царское время единственный работник в семье – не
призывался. Это, конечно, сложная проблема, но одна из существенных.
Отдельно стоят вопросы инвестиций, связанных с
организацией производства и сбыта мясомолочной продукции и зерновых культур.
Для нашей страны традиционно создание зерновых совхозов и крупных
животноводческих комплексов. Но ведь есть же по стране примеры успешных
фермерских хозяйств, которые естественно требуют дотирования (что характерно
для всей Европы) и защиты от всяких «наездов». Сложен, но разрешим вопрос кредитования нового строительства и
приобретение техники. И здесь вновь возникает вопрос о необходимости и
возможности для того же фермера иметь оружие (вплоть до нарезного), как это
разрешено в Америке.
Решение вопроса производства сельхоз продукции
связано с решением земельного вопроса. Раздача колхозных паёв (как и 6 соток)
привела в определённый тупик развитие товарного производства, где
производительной единицей является семья.
Все затронутые вопросы неразрешимы без надёжного
электроснабжения. Инженерная практика России и практика мировая говорят о том,
что воздушные ЛЭП протяжённостью 10 (а тем более – 50 км) бе автономного
электроснабжения не позволяют организовать товарное производство (при
отключении электричества продукты портятся, скот остаётся недоенным и
некормленым-непоенным, цыплята, поросята и другой молодняк – погибают.
Тогда одним из ключевых вопросов является вопрос о
малой энергетике. В соответствии с составленным списком поселений и
обследованиями вторичных ресурсов. Но малая энергетика требует решения двух
вопросов (решённых в развитых странах): а) стоимость 1 кВт генерирующей
мощности на вторичных и возобновляемых источниках выше, чем сооружаемых на
углеводородном топливе. Инвестиции осуществляются на лизинговой основе и на
возмещении разницы в затратах, которые привязаны к региону; б) заявительный, а
не разрешительный способ подключения генерирующих мощностей ВИЭ на низком
напряжении; в) обязательность приобретения энергосистемой электроэнергии,
выработанной ВИЭ (солнце, ветер и др.)
Что же нужно делать и куда идти? Для регионов следует разработать локальные планы электрификации на основе:
1) ревизии всех объектов, на которых по действующей нормативно-технической документации должны быть установлены независимые от энергосистемы источники питания (это административные и режимные организации; объекты инфраструктуры, объекты здравоохранения, сферы услуг и торговли);
2) нового строительства парогазовых и иных районных генерирующих источников и когерентных установок на традиционных видах топлива единичной мощностью 1–6–24 МВт;
3) законодательного стимулирования лизинга и льготного кредитования сооружения объектов, использующих ветровую и солнечную энергию;
4) муниципального учёта всех возможных вторичных ресурсов, в том числе использования мусора, перепада давлений и температур, неравномерности графиков действующих котельных;
5) стратегии развития энергообеспеченности города, при использовании величины расхода электроэнергии и требующейся мощности на средне- и долгосрочную перспективу, структурно-топологического ценологического мониторинга параметров электропотребления максимально возможного количества потребителей для оценки параметров электропотребления, норм и результатов энергосбережения.
Существо предлагаемого предполагает: 1) использование ранжирования по величине установленных и среднесуточных мощностей, среднегодовой выработке всех существующих электростанций, намечаемых к строительству, удельным затратам; 2) анализ установленного и намечаемого к установке (модернизации) генерирующего оборудования (и другого ключевого) по основным параметрам, т. е. уточнение классификации по видам для увеличения унификации при изготовлении и поставке с одновременным сохранением (увеличением) разнообразия по экономико-ценологическим критериям.
Материалы Международной конференции IX Международного форума «Высокие технологии XXI века»
Секция «Научно-методологическое обеспечение инновационного развития»
Председатель академик РАН В.Л.Макаров, координатор В.Е.Лепский
Москва, 23 апреля
2008 г. Экспоцентр