Текст доклада подготовлен для выступления на секции 11 «Философия техники и хозяйства» и на Круглом столе 30 «Философские проблемы общей и прикладной ценологии» в рамках VII Российского Философского Конгресса «ФИЛОСОФИЯ. ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР ЗАПАДА И ВОСТОКА», который пройдет с 6 по 10 октября 2015 года в г. Уфа Республики Башкортостан.
http://rfk2015.bashedu.ru/
Технический мир и наука о нём
Б.И. Кудрин
Неоспоримо, что мёртвое
физическое породило (как?) живое биологическое, которое, используя
сформировавшуюся способность человека к абстрагированию, сделало техническое. Физика
Фалеса, Аристотеля привела к первой научной картине мира Ньютона–Максвелла.
Органика Анаксимандра породила биологию Ламарка–Дарвина. Несмотря на чудеса
кузницы Гефеста и открытия Архимеда, наука о техническом
не была заявлена. Машины Уатта, Харгревса указали на новую роль техники,
необходимость её философского осмысления (Капп, Энгельмейер). «Техника в период
индустриализации решает всё». Этот германский (и советский) подход отличался от
американского, где признана философия технологии (Форд
довёл технологию сборки машины до отдельной операции). Сделаем шаг вслед за
физикой и биологией и предложим неологизм «технетика» как науку о технической
реальности.
Полагая, что техническое как единое есть объективная
реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания, дискурсивно
сосредоточим внимание на материальной стороне существования цивилизации в ХХI веке, которая (цивилизация) ныне
есть эволюционный результат оптимизма индустриальной революции ХIХ века) и сложностей
научно-технической – ХХ века. Отметим, что у Homo sapiens 2,5 млн лет
назад уже было 80 видов предметов-изделий. Он изготавливал каждую штуку-особь
техники по своей технологии; из камня, дерева, растений, получая продукцию
конечного потребления, пренебрегая отходами и живя в некотором сообществе
сделанного.
Технетика рассматривает техническое,
с одной стороны, как целостность, и с другой – как нечто, представляемое рядом
специфических сущностей, к которым можно отнести: создаваемую и эксплуатируемую
технику, разрабатываемую и применяемую технологию, получаемые и используемые
материалы, производимую и потребляемую продукцию, возникающие и (надо полагать)
перерабатываемые отходы, сбросы, выбросы (техническая экология). Каждая из
сущностей образует объекты исследования и управления: своеобразные сообщества –
техноценозы (cenosis),
структура которых по видовому разнообразию подчинена гиперболическому распределению
– фундаментальному закону природы, действующему в любой материальной
(физическая, биологическая, техническая) и идеальной (информационная,
социальная) реальностях.
На
уровне артефакта-изделия-особи (индивида) каждая из сущностей, проверена на гиперболичность
1000-ю выборок, охватывающих 2,5 млн документально
определённых особей. Документ – ключевое в моём определении физически мёртвого,
технически живого (овечка Долли), технетического, потому что ни открытие, ни изобретение,
ни то, что сделал отдельный человек – не сохранится, не окажет влияния на
развитие общества, если информация об этом факте не закреплена, не размножена, не
распространена, а информационный отбор не реализован.