УЧЕТ РАЗНООБРАЗИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОРЕМОНТА
Фуфаев В.В., канд. техн. наук, Кучинская О.А., инж.
Московский энергетический институт
В условиях тяжелого финансового состояния промышленных предприятий, отсутствия стратегии технического перевооружения производств отраслей и регионов по-прежнему остается актуальной проблема электроремонта. В 30-х годах вопросы проектирования и организации электроремонта решались на основе составления полного списка электрических двигателей. Например, на металлургическом заводе им. Рыкова (г. Енакиево) каждый электрический двигатель имел карточку, включающую более 50 строк, в которых в зашифрованном виде указывались относящиеся к этому двигателю данные, в том числе место установки, типы мотора, подшипников, рубильника, реостата, схема и тип обмотки, номера щеток, стоимость, причины дефектов и ремонтов [1].
В 60 - 70-х годах электрическое хозяйство, как и само промышленное предприятие, начало превращаться в систему типа ценоза с практически счетным количеством элементов, отличающихся огромным разнообразием. В условиях отсутствия автоматизации учета стала очевидна невозможность отслеживания постоянно меняющегося "бесконечного" числа единиц электрооборудования, сочетания признаков, причин ремонта. В черной металлургии и ряде других отраслей перешли к использованию укрупненных показателей электроремонта (общее количество электрических двигателей, средняя мощность, средняя трудоемкость ремонта и др.), которые нашли отражение в ряде нормативных документов, а на практике - при проектировании электроремонтных цехов Липецкого, Череповецкого металлургических комбинатов и крупнейшего в стране Оскольского электрометаллургического комбината [2, 3].
Разнообразие электрооборудования, возникшее с развитием, увеличением и качественным усложнением электрического хозяйства промышленных предприятий, стало причиной ошибок при проектировании, заказе запасных частей и материалов, планировании работы электроремонтных цехов и специализированных предприятий, что привело к выводу о неправильном использовании при этом средних норм. И хотя до сих пор проектирование и организация электроремонта, также как и определение его периодичности и объемов, по-прежнему осуществляются на основе усредненных показателей надежности, средних режимов работы, средней мощности и др., практика показала необходимость уточнения, какое конкретно оборудование будет ремонтироваться. Таким образом, возникла потребность в исследовании разнообразия оборудования.
Когда вопрос о целесообразности ремонта электрического двигателя определяется невозможностью найти аналог для замены, ценой нового двигателя, стоимостью самого ремонта, на первое место выдвигается изучение "жизненного" цикла каждого вида электрического двигателя, совокупности в целом представителей вида - "особей" и их взаимного влияния. В [4, 5] показаны необходимость и эффективность учета всей совокупности эксплуатируемых электрических двигателей для решения проблем электроремонта. Приняв во внимание большое количество двигателей и сложность в связи с этим анализа списка всего множества, при исследовании всю их совокупность можно свернуть в видовое распределение.
Видовые распределения как относительные частоты появления видов множества электрических двигателей соответствуют эмпирическим данным и математическому аппарату устойчивых распределений.
Видовые распределения описываются моделью Н-распределения
, (1)
где W0 - число уникальных типоразмеров электрических двигателей; х Î [1; оо[ — в общем виде непрерывный аналог численности вида i; i=[х] - целочисленные значения х; a - характеристический показатель, аппроксимирующий ряд на отрезке х Î [1; R]; R = [R] - целая часть числа R
Точка R, в которой W(R) º 1 - особая точка, выбранная в дальнейшем в качестве параметра модели, отражающего размер системного пространства. Слева от нее находятся касты с численностью вида i < R (в общем случае неоднородные, образованы многими видами), справа - касты вида i > R (однородные, представлены одним видом). В эмпирических распределениях для i > R значения W(i) = 1.
Для применимости видового распределения в виде информационной базы данных необходимо теоретическое подтверждение неизменности, устойчивости структуры множества на основе модели Н-распределения и ее параметров. Устойчивость структуры определяется скоростью изменения разнообразия анализируемых групп единичных электродвигателей W0 и характеристическим показателем a. Эти параметры не зависят от климатических зон, отраслевой принадлежности, выбранного для исследования семейства, исторического периода, географического местоположения.
Для разработки стратегии проведения технической политики промышленного предприятия определенный интерес представляет анализ изменения разнообразия установленного электрооборудования с целью выявления объективных закономерностей. Путем ретроспективного анализа динамики изменения структуры парка установленного оборудования можно определить удельный вес прогрессивных видовых групп электрооборудования в будущем с учетом появления нового вида. При техническом перевооружении, модернизации необходимо учитывать индивидуальность каждой системы, так как любая новая машина, механизм, технология, независимо от того, заменят они устаревшее оборудование или ручной труд, должны "приспосабливаться" (вписываться) к общим условиям действующей и внедряемой технологий. В противном случае новый вид электрооборудования оказывается малоэффективным или полностью неработоспособным. Но средний срок эксплуатации электродвигателей составляет 12-15 лет, что затрудняет сбор статистического материала, по которому можно исследовать динамический процесс появления нового вида в исследуемой технической системе (техноценозе), определить период его безотказной работы, установить момент наступления физического износа и последующего списания.
Сделаем предположение о соответствии ремонтной выборки генеральной совокупности установленного электрооборудования, в случае подтверждения которого закономерности, характерные для динамики ремонтируемого электрооборудования, могут быть применены для исследования структуры эксплуатируемого. Поскольку предположение носит характер гипотезы, а не категорического утверждения, оно должно пройти статистическую проверку с помощью критериев согласия. Вследствие того, что Н-распределение не является гауссовым, нельзя воспользоваться классическими методами проверки гипотез. Но можно применить известный метод Колмогорова, в соответствии с которым сравнение выполняется не по статистическому среднему, а по функциям распределения сравниваемых выборок.
В качестве меры расхождения между теоретическим и статистическим распределениями рассматривается максимальное значение модуля разности между статистической F*(x) и теоретической F(x) функциями распределения:
D = max|F*(x)-F(x)|. (2)
В качестве статистической принята функция распределения видовой структуры ремонтируемой выборки. При формировании видовой структуры ремонтируемой выборки случайной величиной является количество электрических машин, встретившихся одинаковое число раз в рассматриваемый ремонтный период (месяц, квартал, полугодие, год), т.е. iW(i). Вероятность случайной величины iW(i) при этом определяется по формуле P*(i) = iW(i)/U (где U - общее количество ремонтируемых электрических машин в рассматриваемый период). Тогда F*(i = 1) = 0, F*(i = 2) = P1*, F*(i = = 3) = P1* + P2* и т.д. Сумма вероятностей, очевидно, должна быть равна 1.
Теоретическая функция распределения находится по параметрам смоделированной генеральной совокупности Н-распределения. Сначала моделируется структура установленного электрооборудования, по объему равная ремонтируемой выборке, но с параметрами генеральной совокупности, т.е. U2 = U1 (где U1 - число электрических двигателей в выборке ремонтируемого электрооборудования; U2 - число электродвигателей генеральной совокупности). Учитывая, что равенство объемов выборок не означает равное число видов, по зависимости S = F(U), полученной для установленного электрооборудования путем последовательного увеличения выборки, определяется число видов S2 в генеральной совокупности. Далее оцениваются основные параметры моделируемой видовой структуры Н-распределения.
С использованием изложенного для каждой ремонтируемой выборки Н-распределения рассматриваемого семейства электродвигателей одного из машиностроительных предприятий смоделированы структуры установленного электрооборудования, определены основные параметры модели, построены функции распределения теоретических и экспериментальных кривых Н-распределения и доказана статистическая неразличимость математических моделей Н-распределения выборок ремонтируемого и установленного электрооборудования.
Ввиду того, что модуль разности отражает некоторые свойства модели Н-распределения, его исследовали на предмет определения закона распределения. Видовые распределения принадлежат к классу устойчивых негауссовых законов безгранично делимых распределений предельных теорем теории вероятностей. Проверка гипотезы о статистической неразличимости выборок разного объема одной генеральной совокупности дает положительный результат в виде устойчивого изменения модуля разности между статистической и теоретической функциями распределения, выражающийся в нормальном распределении модуля разности на множестве выборок во времени одного ценоза. Доказано, что модуль разности между функциями F(x) и F*(x) для месячных, квартальных, полугодовых выборок распределен по закону Гаусса. Таким образом, распределение Н-распределений на выборках одной генеральной совокупности принадлежит области нормального притяжения устойчивого закона Гаусса, что отражает наличие математического ожидания и дисперсии основных показателей данного распределения.
Совокупность значений случайной величины а была обработана средствами пакета STATGRAPHICS. Степень соответствия гистограммы распределения случайной величины а кривым теоретических распределений оценивалась визуально и с помощью критерия согласия Колмогорова - Смирнова. Определено, что значения характеристического показателя a, лежащие в пределах 0<a<2, распределяются по усеченному закону (один из случаев закона Гаусса) с плотностью вероятности
, (3)
где а и b - граничные
точки при Р(a) ≠
0, т.е. а < a < b (в остальных случаях Р = 0); т и G -математическое
ожидание и среднеквадратическое
отклонение параметра a.
Анализ больших временных рядов (содержащих 96 точек) одной генеральной совокупности в срезе временных интервалов позволяет вероятностно оценить границы характеристического показателя структуры ценоза. Для характеристического показателя a экспериментально получена несмещенная оценка .
При замене a на диапазон практически возможных значений ошибки составит ±e; большие по абсолютному значению ошибки будут появляться только с малой вероятностью Р = 1 – r, и вероятностная оценка границ характеристического показателя a определится как Ir = ( – e; + e).
При анализе характеристик (математического ожидания, дисперсии, среднеквадратического отклонения, доверительного интервала случайной величины a) была выявлена принадлежность математического ожидания характеристического показателя а квартальных выборок электрических машин доверительным интервалам выборок всех временных интервалов (месяц, полугодие, год). Также была определена репрезентативная выборка электрооборудования, отражающая полноту и адекватность свойств анализируемой генеральной совокупности, которая позволяет решать задачи устойчивости структуры парка установленного и ремонтируемого электрооборудования.
Для исследования закона распределения случайной величины - пойнтер-точки было вычислено относительное значение R* по формуле
, (4)
где S1* и S2*- количество видов в однородных и неоднородных
кастах.
Статистическая обработка случайной величины R* проведена аналогично исследованию характеристического показателя a с помощью пакета прикладных программ STATGRAPHICS. Степень соответствия гистограммы распределения случайной величины R* кривой распределения оценивалась с помощью критерия согласия Колмогорова-Смирнова. В результате исследования доказано, что случайная величина R* подчинена логарифмически нормальному закону распределения
, (5)
где y = еR, R* = ln y.
Это распределение существенно асимметрично (коэффициент асимметрии увеличивается с ростом G). Практически логарифмически нормальное распределение используется для описания совокупного мультипликативного действия многих случайных факторов, когда их влияние на изменение конечного результата примерно пропорционально изменению самих факторов. Свидетельством близости распределения к логарифмически нормальному является значительная асимметрия, обусловленная ограничением на значения случайной величины слева от нуля. После логарифмирования левая часть распределения значительно растягивается, приближаясь к нормальному. Характер логарифмически нормального закона распределения пойнтер-точки R объективно отражает те ограничения на структуру электрооборудования, которые обусловлены действием закона развития системы типа "электрическое хозяйство" промышленного предприятия. Характер закона распределения пойнтер-точки R теоретически обосновывает возможность применения понятия "виртуальная каста" для расчета эффективности управления структурой электрических двигателей [4].
При анализе проблемы флуктуации численности видового состава каст одной временной структуры ценозов (например, год, полугодие, квартал, месяц) естественно воспользоваться подходами теории вероятностей. Например, определим вероятность P[W(i); K(i); t] того, что в момент времени t в касте K(i) содержится число видов W(i).
Определим случайную величину W(i) как сумму видов электрических машин, встретившихся одинаковое число раз. Так, для квартальных выборок одного из машиностроительных объединений число видов, встретившихся по 1 разу (уникальные) - W(i = 1) = W0 = 70, встретившихся по 2 раза - W(i = 2) = 13, по 3 -W(i = 3) = 6 и т.д. Аналогично исследованию случайных величин a и R* представленная совокупность данных W(i) была обработана с помощью программ STATGRAPHICS, степень соответствия гистограммы распределения случайной величины кривым теоретических распределений оценивалась с помощью критерия согласия Колмогорова-Смирнова.
Исследования показали, что закон распределения W(i) при i=l - логарифмически нормальный, при i > 1 – одномодальный.
При переходе от однородных каст к неоднородным вероятностная функция переключается от одномодальиой формы с резким пиком к более плоскому распределению. Это объясняется свойством структуры ценоза уменьшать энтропию каст в направлении увеличения разнообразия их видового состава, что является следствием действия закона информационного отбора. Таким образом, наиболее "открыта" для случайных внешних воздействий "ноева" каста, при этом способность реагировать на изменчивость внешней среды уменьшается в направлении от W(i = 1) к W(N0).
Наличие в законе распределения случайной величины Wi трех составляющих (логарифмически нормальной - для W0, нормальной - для Wi, где i Î [2; R], и одномодальной - для Wi, где i Î [R; N0]) указывает на структурную и функциональную сложность системы, исследование которой возможно с помощью анализа структурно-топологической динамики - изменения разнообразия электрооборудования во времени, ограниченного плоскостью Н-распределения [5].
Объединение элементов в систему, увеличивающее их совокупную эффективность, означает прежде всего установление связей между элементами, возникновение целостности. Эти связи образуют организацию, структуру, что и позволяет осуществлять процесс управления, обеспечивая, в частности, возможность одновременного перехода всех элементов из одной группы состояния в другую. При этом важен синергетический эффект, т.е. согласованное поведение элементов, в результате чего возникает целенаправленное и эффективное функционирование управляемой системы.
Процесс возрастания эффективности системы, характиризуемый, в частности, разнообразием реакций при взаимодействии со средой, непосредственно связан с ее усложнением. Структурное усложнение системы, требующее усложнения управления, например, из-за возможного уменьшения надежности, растет при увеличении числа элементов медленней (степенная зависимость), чем функциональное разнообразие ее возможностей (экспоненциальная зависимость). Это и означает возрастание эффективности функционирования системы. При увеличении и числа элементов, и числа взаимосвязей необходимость усложнения системы управления связана не только с возможным уменьшением надежности управляемой развивающейся системы. При этом сложность системы управления должна соответствовать сложности управляемой системы по принципу необходимого разнообразия Эшби. Сам факт более резкого возрастания функциональной сложности по сравнению со структурной при усложнении системы свидетельствует, по утверждению Неймана, о необходимости перехода от функционального описания, эффективного для простых систем, к структурному описанию сложных.
На основе обработки статистического материала выявлено, что при сохранении формы кривой Н-распределения во времени состав устойчивых относительных величин каст изменяется. Это является следствием равномерного перераспределения представителей видов по структуре при развитии системы.
Авторами проанализированы все траектории движения видов электрических двигателей, эксплуатируемых ПО "Абаканвагонмаш" в период 1984 - 1994 гг., по плоскости Н-распределения как случайных процессов аналогично анализу случайных функций основных параметров Н-распределения. Исследования показали, что характер изменения функций встречаемости отдельных видов электрических машин во времени аналогичен случайным процессам a(t),R(t),Wi(t). Разница заключается в различной вероятности появления видов электрических машин на интервале t, которая максимальна для вида самой многочисленной касты N0 и уменьшается для видов с численностью, приближающейся к касте уникальных видов W0.
Устойчивое сохранение формы кривой Н-распределения зависит от изменения числа видов электрических машин (в результате компенсации ее провалов и всплесков) при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте. Для оценки согласованности изменения численности всего множества электрических машин из теории вероятностей был применен коэффициент конкордации (согласованности).
Проблема измерения тесноты связи между количественными признаками видов электрических машин разрешима. Прежде всего следует упорядочить или ранжировать данные. Для этого объекты анализа располагают по порядку в соответствии с некоторым признаком (количественным). При этом каждому объекту присваивают порядковый номер, который называется рангом. Он обозначается членом натурального ряда от 1 до п. Ранг 1 присваивается наиболее важному или крупному объекту, ранг 2 - следующему и т.д.
Поскольку видовое Н-распределение развертывается в ранговое (в каждом временном интервале), в основу статистической меры согласованности могут быть положены средняя сумма рангов одного распределения и отклонения от нее.
Если имеется n видов электрических машин и m ранговых распределений в каждом временном интервале (месяц, квартал, полугодие, год), то сумма рангов для одного распределения будет
равна п(п+1)/2 (как сумма п членов натурального ряда), а общая сумма рангов составит mn(n+ 1)/2.
Следовательно, сумма рангов, приписываемых одному из п видов электрических машин, в среднем равна т(п +1)/2.
Обозначим через А отклонение суммы
рангов электрических машин одного распределения
от средней их суммы для всех ранговых распределений исследуемого временного интервала. Тогда в случае совпадения всех рядов рангов (полное согласованное изменение
численности видов) значение этого отклонения для вида, получившего ранг
1, будет определяться как т-т(п + 1)/2 = –0,5m(n–1), для вида с рангом 2 – как 2т–т(п+1)/2 = –0,5m(n-3). В рассмотренном случае сумма
квадратов отклонений будет максимальна и составит [т2(п3 - п)].
Эта величина взята как основная в
формуле коэффициента конкордации, которая имеет следующий вид:
. (6)
При неизменности рангов во времени (число "особей" каждого вида не изменяется) y=1. Если же на всем множестве ранговых распределений нет даже двух распределений с одинаковыми рангами, то сумма квадратов отклонений меньше, чем m2(n3 – n)/12, и коэффициент y < 1 (наименьшее возможное его значение равно нулю).
В данной работе на основе статистики по электрическим двигателям Республики Хакасия за 96 мес определены коэффициенты конкордации для выборок с интервалами месяц, квартал, полугодие, год. Для этого в каждом временном интервале электрические машины были проранжированы по количественному признаку. Далее найдены отклонения суммы рангов от средней суммы и коэффициенты конкордации y, которые, например, для ПО "Абаканвагонмаш" составили 0,66, 0,81, 0,75 и 0,72 соответственно за месяц, квартал, полугодие и год.
Таким образом, полученная высокая степень согласованности межвидовых связей электрооборудования на плоскости Н-распределения во времени доказывает устойчивость структуры и ее независимость от субъективных факторов. Высокое значение коэффициента конкордации y = 0,81 подтверждает репрезентативность квартальной выборки.
Колебания кривой Н-распределения, обусловленные как ростом производства, так и его спадом, ограничены параметром a. Любое изменение в структуре электрических машин (ввод новой техники или технологии, реконструкция как основного, так и вспомогательного оборудования и др.) приводит к перераспределению видов электрических машин на плоскости Н-распределения, что находит математическое подтверждение в изменениях основных показателей модели Н-распределения. Так, любой новый вид электрооборудования, поступивший в эксплуатацию на промышленное предприятие, не может сразу занять свою нишу, для которой он проектировался, при этом в структуре ценоза увеличивается доля редких видов. Но этот же эффект бывает часто обусловлен производственной необходимостью. Например, до настоящего времени в ПО "Абаканвагонмаш" находятся в эксплуатации электрические машины, давно снятые с производства (выпуск 30-х годов), а также двигатели большой мощности и иностранного производства. Наряду с этим доля часто встречающихся электродвигателей тоже изменяется. Причем видовой состав "саранчовых" каст более инертен и, следовательно, менее поддается как количественным, так и качественным изменениям.
На основе баланса процессов, приводящих ценоз к определенному состоянию W(х), и процессов, выводящих систему из этого состояния при aÎ [a1;a2], можно записать:
, (7)
где R+.[W(x)], R–.[W(x)] – члены, соответствующие переходам в состояние W(х) и выходам из него в единицу
времени.
Уравнение баланса удобнее записывать в явном виде. В этом случае скорость перехода R+.[W(x)] представляется в виде произведения вероятности перехода в единицу времени из состояния W'(x) в состояние W(х) и вероятности найти систему в состоянии W'(х) в момент времени t, причем это произведение суммируется по всем состояниям W'(х), из которых можно перейти в состояние W(x) за счет одного из происходящих в системе элементарных динамических процессов. Аналогично величина .R–[W(x)] представляет, собой просуммированное по всем возможным состояниям W'(х), полученным при переходе из состояния W(х), произведение вероятности нахождения в состоянии W(х) в момент времени t и вероятности перехода в единицу времени из состояния W(х) в состояние W'(x). Это соотношение баланса можно записать в виде
, (8)
где вероятность перехода в единицу времени V(W|W'), представляющая собой неотрицательную величину для любых W' = W, считается не зависящей от времени (стационарный марковский процесс).
Для структуры любого ценоза характерно огромное число взаимодействующих объектов-особей. Поскольку ценозы искусственного происхождения принадлежат к классу диссипатив-ных систем, наличие асимптотической устойчивости подразумевает возможность притягивающего хаоса. Иными словами, появление хаоса в таких системах будет закономерно, причем он должен определенным образом проявляться в наблюдаемом поведении системы (W или W').
Разработанная теоретическая база позволила сформировать информационный банк данных по эксплуатируемым электрическим двигателям Республики Хакасия и определить основные параметры модели Н-распределения, указав возможность оптимизации структуры электрических хозяйств промышленных предприятий путем воздействия на структуру и организацию своего регионального электроремонта.
В настоящее время на предприятиях применяются централизованная, децентрализованная и смешанная схемы управления энергохозяйством. При централизованном управлении в энергослужбу, возглавляемую главным энергетиком предприятия, включаются все энергетики, обслуживающие общезаводское и цеховое электрооборудование. Такая схема характерна для небольших и средних предприятий с простой структурой энергохозяйства. При децентрализованном управлении энергослужба охватывает только общезаводскую часть. Такая схема применяется на крупных промышленных предприятиях со сложным энергетическим хозяйством. Смешанная схема предусматривает частичную децентрализацию управления энергохозяйством, при этом энергетики в одних цехах и службах подчинены руководству своих подразделений, а в других – энергослужбе.
Применение той или иной схемы управления энергетикой на промышленных предприятиях, большая или меньшая степень централизации этого управления определяются исходя из местных условий с учетом рекомендаций отраслевых проектных и исследовательских институтов.
Предлагается методика оптимального Н-распределения объемов ремонтируемого внутризаводского электрооборудования, разработанная на основе анализа многообразия типоразмеров (видов), его изменения во времени, устойчивого сохранения групп часто, средне и редко встречающихся электродвигателей.
Основываясь на распределении типоразмеров (видов) по повторяемости, определяют номенклатуру и количество часто встречающихся видов электрических машин. Их ремонт в регионе должен осуществлять один специализированный, высокомеханизированный межотраслевой завод с технологией поточного ремонта, приближающейся к технологии заводов-изготовителей электротехнической промышленности. Для средне встречающихся электрических машин, которые специфичны для различных отраслей промышленности, целесообразна организация специализированных отраслевых электроремонтных предприятий. Каждое предприятие будет обслуживать характерные только для своей отрасли часто встречающиеся виды электрических машин. Оставшиеся машины редких видов, характерные только для конкретных заводов независимо от отрасли и территориального расположения, должны ремонтироваться в своих собственных электроремонтных цехах. Переносить индивидуальный ремонт в специализированные межотраслевые и отраслевые подразделения неэффективно, поскольку он все равно индивидуален.
В проекте объединения "Хакасэнергоремонт" реализуется смешанная схема управления энергохозяйством, основанная на устойчивом явлении сохранения во времени многообразия эксплуатируемых электродвигателей. Использование содержащейся в проекте структуры базы данных по установленным и эксплуатируемым электрическим двигателям промышленных предприятий Хакасии позволит снизить трудоемкость электроремонтных работ на 18 - 20 %.
Выводы
1. В дополнение к существующим методам определения параметров ремонта на основе теории массового обслуживания и анализа надежности электрических двигателей промышленного предприятия проведено исследование их видового распределения.
2. Доказано, что генеральная совокупность установленного электрооборудования математически моделируется по характеристическим критериям видового разнообразия ремонтных выборок, которые более достоверно учитываются службами главного энергетика промышленного предприятия.
3. Получены и проверены по критерию Колмогорова - Смирнова законы распределения параметров математической модели ремонтируемого электрооборудования. Доказано, что в законе распределения случайной величины численности видов в касте W(i) присутствуют три составляющие: логарифмически нормальная – для уникальных, единичных двигателей, нормальная – для редко встречающихся и одномодальная – для общепромышленных электродвигателей массового применения.
4. Доказано, что прогноз партии ремонтируемых электродвигателей и заказ комплектующих изделий могут быть осуществлены на основе исследования структуры и определения параметров квартальной выборки как наиболее репрезентативной.
5. На основе анализа установленного и ремонтируемого внутризаводского электрооборудования промышленных предприятий Хакасии, устойчивости показателей разнообразия эксплуатируемого парка электродвигателей, прогноза параметров входящего потока в ремонтные службы предприятий разработана иерархическая система формирования объемов электроремонта.
Список литературы
1. Трапицын В. Проектирование электроремонтных мастерских крупных металлургических заводов. - М.: ГИПРОМЕЗ, 1930, № 6.
2.Кудрин Б.И. К вопросу о проектировании электроремонтных цехов металлургических заводов. - Промышленная энергетика, 1969, № 11.
3.Кудрин Б.И. Электроремонт на Оскольском электрометаллургическом комбинате. - Промышленная энергетика, 1980, № 5.
4.Кудрин Б.И., Фуфаев В.В. Резерв повышения эффективности электроремонтного производства. - Промышленная энергетика, 1990, № 9.
5.Кудрин Б.И., Барышников О.П., Фуфаев В.В. Определение периодичности и объемов технического обслуживания и ремонта электрических машин специализированными предприятиями. - Промышленная энергетика, 1993, № 3.